Представьте себе ситуацию: у вас появилась клевая идея стартапа. Интересная. Такая, которой на рынке еще не было. Ни в СНГ, ни на Западе не находишь аналогов.
Вы прыгаете от восторга: да, это оно! И бросаетесь в бой. Освобождаете время, сокращаете объем внешних заказов, договариваетесь с единомышленниками и специалистами, определяете долевое участие в проекте. Фигачите.
Активно работаете над проектом пару месяцев. Разрабатываете идею, детали. Проектируете архитектуру. Делаете наброски и создаете интерактивный прототип. Половина пути к альфа-старту проделана. Остался лишь дизайн и практическая реализация в коде.
И тут начинаются 3.14-здецы…
3.14 первый
Пару недель назад приходит в команду клиент. Объясняет суть своего проекта. И по ходу обсуждения ты вдруг понимаешь, что он хочет заказать у тебя твой собственный проект. Тот самый, что ты сейчас разрабатываешь для себя.
Конечно этот клиент понимает идею значительно уже. Не видит всей её перспективности. Да и хочет применить для другой сферы услуг. И ограничивает рост идеи локальным рынком. Но идея, самая-самая первая суть - та же, что у тебя.
Ты вежливо отказываешь клиенту. Например заломив двойную-тройную цену проекта. Он сам уходит. Ты понимаешь, что ты на пол-пути, у тебя всё готово, и ты точно выйдешь на рынок значительно раньше «конкурента». И с большим потенциалом, и вы никак не пересечетесь по рынку. В общем, более-менее приемлимо. И ускоряешь темп работы.
3.14 второй
Случайно натыкаешься, что одна из серьезных команд в СНГ, неделю назад запустила аналогичный проект. Идея-принцип - именно та, что и у тебя. Да, чуть иная логика реализации. Да, другая страна. Да, совсем другой дизайн. Да, ты считаешь, что твоя реализация лучше.
Но замысел, который легко сформулировать в абзаце текста, тот же самый.
И возникает вопрос:
Как быть? Неужели спускать в унитаз месяцы труда нескольких людей, силы, время, упущенные заказы? И как быть с этической стороной вопроса? А с правовой? Уподоблятся Цукенбергу и Дурову, по принципу «а у нас не так»?
Есть множество сфер бизнеса, где таких вопросов не возникает: парихмакерские, учебные центры, новостные сайты, хостинги картинок/файлов, поисковые/почтовые сайты и тому подобное. Бесчисленное количество в тех областях, где идея уже не нова и получила распространение. Все по-своему предлагают способы реализации одной идеи. Конкурируют на эмоциональном, ценовом и качественном уровнях.
Но если идея действительно новая? Как быть?
Кто первее тот и прав? Смирится и опустить руки?
Или довести свой проект до конца?
Учесть все плюсы и минусы неожиданного конкурента и сделать лучше?