В Швеции никогда не было крепостного права. А военная сверхдержава была - особенно в 17 веке (был их тогда - миллион), в 18 они потихоньку проигрывали войну за войной, а в 19 как позвали к себе на престол гасконца - так с тех пор больше не воевали. Но они очень помнят, какой были империей. Повсюду памятники очень воинственным королям.
Они вообще большие патриоты. Против каждого хутора висит шведский флаг в каком-то вымпелообразном варианте..
Всякие местные напитки, кстати, очень вкусные, стоят вдвое дешевле, чем Кока-Кола. На молоке обязательно указано, что оно произведено в данной провинции, в которой магазин.
Среди прочих патриотических товаров в магазине продаётся традиционный "тощий хлеб" - tunnbröd (=thin bread), который выглядит
вот так (оказывается, впрочем, что он бывает и у турок под названием
юфка, и у поляков под названием
подпломык).
Шведы - не только патриоты, но и страшные милитаристы. Помимо ежедневной смены караула у королевского дворца, я еще наблюдал какое-то построение около музея, называемого "Arms museum".
Пришел военный оркестр, а затем взвод гвардейцев кардинала (движение никто не перекрывал), взвод под музыку прошел по плацу, и какой-то генерал принял у них построение. Затем сел в машину (за руль) и уехал.
У них вообще замечательные интерактивные музеи, один другого лучше. В частности, военный музей. С одной стороны, там можно удовлетворить милитаристские наклонности: примерить разнообразную старую военную форму, прицелиться из мушкета или из винтовки 19 века (картинка, в которую целишься, соответствует дальности стрельбы).
С другой - там очень подробная экспозиция о быте войны и ее ужасах. Верхний этаж посвящен старым войнам. Там с очень хорошими восковыми фигурами сделаны разные сцены из военной жизни:
- Солдаты 30-летней войны сидят около палатки. Бородатый крестьянин закалывает им кабанчика. Дочь (а может, жена) крестьянина варит им в котле какую-то снедь. Один из солдат нехорошо на нее поглядывает. Сын крестьянина тем временем играет с солдатами и примеряет железные доспехи.
- Следующая сцена: оголодавшая старуха отрезает кусок он замерзшей павшей лошади.
Отдельно - зал, посвященный наказаниям. Там, уже из маленьких кукол, провинившегося солдата прогоняют сквозь строй 150 человек.
20-й век тоже представлен. С использованием немецкой амуниции, оставшейся от 300 шведских добровольцев, сражавшихся на стороне вермахта.
Отдельно - целый зал, посвященный шведам-антифашистам, и в особенности - Раулю Валленбергу.