(no subject)

Jul 06, 2009 11:23


20 августа 1968 года, как известно, армии Варшавского Договора вторглись в Чехословакию. Конечно, вся операция была задумана в Москве, и основную массу войск составляли войска советские, поэтому весь мир совершенно резонно воспринимал происходящее как советское вторжение. Но, однако же, остальные страны тоже принимали заметное участие. Отметим, конечно, что в ГДР и в Венгрии стояли советские оккупационные войска. Кстати, участие венгерских и ГДР-овских войск было чисто символическим.

Но участие Болгарии и Польши отнюдь не было символическим. В обеих странах правили местные коммунистические правители. Они, конечно, опирались на моральную и экономическую поддержку Советского Союза, но у них вполне была возможность вести более независимую политику. Две другие страны-участницы Варшавского договора - Румыния и Албания (последняя - наблюдатель) отказались. Чаушеску отказался даже пропустить болгарские войска, и их доставляли советскими самолетами. Это повлекло за собой охлаждение в отношениях этих стран с Советским Союзом, но никаких санкций не последовало.


Население в 1968 г., млн

Кол-во войск в Чехословакии

Кол-во войск в пересчете на 1 млн.

Ссылка

Венгрия

10.2

символич.

Болгария

8.4

2177

259

1

Польша

32.3

28000

867

2

СССР

235

170000

723

200000 - предыдущие

ГДР

17.5

символич.

Почему это важно?

Точно так же, как Советский Союз был совместным проектом, Варшавский договор тоже был совместным проектом коммунистических правителей. Конечно, без поддержки друг друга они вряд ли пришли бы к власти, но их личное участие было вполне значительным.

И Польша несет (или не несет) ровно такую же ответственность за действия своих коммунистических правителей, как все республики СССР - за своих.

Благодаря В. Буковскому, всем известно, как обстояли дела с введением военного положения в Польше в 1981 году. Ярузельский всячески демонстрировал, что, введя военное положение, он спас Польшу от оккупации по образцу Чехословакии. И московские правители ему подыгрывали: Брежнев произнес сакраментальную фразу "Мы Польшу в обиду не дадим!".

Но в действительности все обстояло как раз наоборот. Ярузельский уговаривал кремлевских правителей ввести в Польшу войска, а Политбюро совершенно однозначно сказало, что на это они ни при каких обстоятельствах не пойдут и предпочтут сдать Польшу.

история

Previous post Next post
Up