Длинная вставная новелла в Бехорот 8b-9а про состязание в мудрости между р. Йеhошуа бен Ханания и афинскими старцами.
Спросил кесарь р. Йеhошуа б. Ханания: "У змея сколько длится беременность, прежде чем родит?" Ответил он: "Семь лет".
- А вот, старцы из Афин спаривали змей, и они у них родили через 3 года!
- Они уже были беременны 4 года.
- Они ведь спаривались!
- Змеи, как и люди, спариваются, будучи беременными.
- Они [Афинские старцы] мудрые!
- Мы их мудрее!
- Если вы такие мудрые, победи их и привези ко мне!
- А сколько их?
- 60 человек.
Сказал [р. Йеhошуа]:
- Пусть мне сделают корабль с 60 каютами и в каждой каюте положат по 60 подушек.
Сделал он ему.
Когда [р. Йеhошуа] прибыл туда, пошел в мясную лавку и увидел, как мясник разделывает тушу. Спросил:
- У тебя голова продается?
- Да.
- Сколько стоит?
- Пол-зузы.
Заплатил он ему, а в конце сказал:
- Разве я имел в виду голову скотины? [Я имел в виду твою!] Но если хочешь, можешь от меня откупиться: покажи мне, где вход в дом афинских старцев.
Сказал он:
- Я боюсь: они убивают всех, кто покажет вход к ним.
- Сделай вот так: возьми связку тростника и, когда будешь напротив их входа, поставь ее, как будто ты устал и отдыхаешь.
Увидел он, что там стоят стражники снаружи и изнутри, и насыпан песок. Если увидят следы, что кто-то вошел - казнят тех, что снаружи. А если увидят следы тех, кто вышел - казнят тех, кто внутри. Перевернул он сандалии задом наперед и прошел. Увидели следы, ведущие наружу, и казнили тех, кто внутри. Прошел он с перевернутыми сандалиями наружу, увидели следы, ведущие внутрь, и казнили тех, кто снаружи.
Вошел он и увидел, что юноши сидят на возвышении, а старцы - внизу. Сказал он себе: если я сначала поприветствую тех, кто выше, то те, кто ниже меня убьют: скажут, мы главнее, а эти - юнцы.
Сказал он, ни к кому не обращаясь: "Мир вам!"
Спросили они его: "Что ты тут делаешь?"
Сказал он: "Я - еврейский мудрец, пришел поучиться мудрости"
Сказали они: "Мы тебя проверим, насколько ты мудр"
Сказал он им: "Если вы меня победите, делайте со мной все, что захотите! А если я выйду победителем - отобедайте со мной на моем корабле!"
Спросили они его: "Вот, если человек хотел жениться, и ему отказали - неужели он пойдет свататься к более знатной женщине?!" [Говорят, что это намек на известную агаду, что Всевышний предлагал Тору всем народам, и все отказались, и тогда Он предложил ее евреям]
Взял он колышек, попытался забить у основания стены - он не забился, попытался забить высоко - она забилась. Так, говорит, и со знатной женщиной, может, с ней больше повезет.
Спросили они его: "Человек, который дал деньги в долг, и должник не отдавал, и пришлось отнимать у него через суд... Неужели же продолжит давать в долг?!" [Намек на то, что евреи уже провинились перед Всевышним и были наказаны, неуже ли же Он пришлет им Машиаха?!]
Ответил он: "Человек, который пошел на озеро срезать тростник, и срезал больше, чем может унести... Продолжил срезать, и поджидать человека, который поможет ему унести".
Сказали они ему: "Расскажи нам какую-нибудь глупость!" Сказал он им: "Видел я мулицу, которая родила, и на детеныше было записка, и в ней говорилось, что отец детеныша завещал ему сто тысяч зуз." Сказали они ему: "Разве мулица может родить?!" Сказал он им: "Вы же просили рассказать глупость!" [Это, похоже, антихристианский выпад, с намеком на непорочное зачатие. Афинские мудрецы в этой истории, написанной в Вавилоне в 6-7 вв, больше похожи на христиан].
Спросили они: "Если соль протухнет, чем ее высаливать?" Ответил он: "Последом мулицы!". Сказали они: "Разве бывает послед у мулицы?!" Ответил он: "А разве бывает, что соль тухнет?"
Сказали они: "Построй нам дом в воздухе между небом и землей, скажи Имя, чтобы он там висел!" Сказал он: "Доставьте мне туда кирпичи и глину - построю".
Спросили они: "Где середина Земли?" Он поднял палец и сказал: "Здесь!" Спросили они: "Как это доказать?" Ответил он: "Возьмите веревки и померьте".
Сказали они ему: "Есть у нас в поле яма, принеси ее в город!" Сказал он: "Принесите мне веревки из отрубей, тогда принесу!"
Сказали они ему: "Есть у сломанный жернов, зашей его!" Сказал он: "Сплетите из него нити - зашью!" Спросили они: "Чем убирать поле ножей?" Сказал он: "Рогами осла!" Сказали они: "Разве у осла бывают рога?" Сказал он: "А разве бывает поле ножей?!"
Принесли ему два яйца и спросили: "Какое из них от белой курицы, а какое - от черной?" Он дал им два сыра: "Какой из них от белой козы, а какой - от черной?"
"Если зародыш умрет в яйце, через какое место выходит душа?" - "Через то же, через которое вошла!"
<..>
[Поняли афинские мудрецы, что проиграли, и] явились на корабль поодиночке. Каждого из них провели в отдельную каюту. Каждый увидел в своей комнате 60 циновок, решил, что пришел раньше всех, и остался ждать в каюте, пока корабль не отплыл. А р. Йеhошуа собрал немного земли из Афин.
По дороге они проплывали через место, где вода не переполняется, и набрал он амфору такой воды. Когда они прибыли, привел он их к кесарю. Они выглядели измученными, и кесарь сказал: "Это не они!" Р. Йеhошуа насыпал афинской земли и поставил их на эту землю. Почувствовали они себя на родной земле и стали упрекать кесаря [, и он поверил, что это афинские мудрецы]. Сказал кесарь р. Йеhошуа: "Делай с ними все, что хочешь!" Поставил он перед ними сосуд с водой, которая не переполняется, и сказал: "Наполните этот сосуд и можете идти на свободу". Черпали они, черпали, пока руки не отвалились.