В 1-2 вв н.э. еще не было устоявшегося канона книг ТаНаХа, и Талмуд рассказывает про разные книги, которые мудрецы хотели исключить из этого списка: Коhелет, Песнь Песней, Ехезкеля.
Особенно драматично описана история про книгу Ехезкеля (Шабат 13b):
Сказал р. Йеhуда сказал Рав: однако надо помянуть добром того человека, и зовут его Ханания бен Хизкия. Если бы не он, была бы книга Ехезкеля сокрыта, так как в ней были вещи, противоречащие Торе. Что он сделал? Взял 300 кувшинов масла [видимо, для освещения], сел на чердаке и стал объяснять.
Пока он объяснял книгу Ехезкеля, произошли драматические события: собравшиеся мудрецы обнаружили, что, в противовес тому, как было обычно, на этом собрании ученики Шамая в большинстве, а ученики Ѓилеля - в меньшинстве. Они воспользовались этим и приняли постановления, в соответствии со своей точкой зрения.
В Мишне Шаббат говорится:
И вот hалахот, которые были сказаны на чердаке у Ханании бен Хизкии бен Гарона, когда пришли навестить его, подсчитали и оказалось, что <представителей> школы Шамая больше, чем <представителей> школы Ѓилеля, и в тот день вынесли 18 постановлений.
Про исторический контекст этих событий
я писал раньше.
Значительная часть постановлений касалась ритуальной нечистоты. Тогдашнее общество (и вовсе не только коhены) были очень сильно озабочены ритуальной чистотой, был широко распространен обычай есть и хулин, т. е. обычную еду, соблюдая законы ритуальной чистоты.
Поэтому, если мудрецы хотели запретить какую-то практику, они могли постановить, что в результате этой практики человек становится нечистым. Например, они постановили, что священные книги нечисты: если они прикоснутся к труме, она станет нечистой, а если потрогать священные книги руками - руки станут нечисты.
Мудрецы мотивируют постановление тем, что был обычай хранить все священные предметы - и труму, и священные книги - в одном шкафу, и тогда там заводились мыши, и священные книги страдали от них.
В Мишне в трактате Ядаим 4:6 приводится спор между цдуким (саддукеями) и р. Йохананом бен Заккаи:
Сказали цдуким: возмущаемся мы вами, фарисеи. Вы говорите, что священные книги делают руки нечистыми, а книги Ѓамируса - не делают рук нечистыми. Сказал им рабан Йоханан бен Заккаи: разве только этим <возмущают> фарисеи? Они говорят, что кости осла чисты, а кости Йоханана-первосвященника - нечисты. Сказали <цдуким>: по любви к ним их нечистота, чтобы не делал человек тарвадот из костей отца или матери. Сказал <р. Й.б.З.>: так и святые книги, по любви к ним и их нечистота, а книги Ѓамируса - нелюбимы и не делают рук нечистыми.
Про книги Гомера в этой Мишне я тоже
однажды писал.
Средневековые комментаторы объясняют, что тарвадот - это какие-то ложки. На современном иврите тарвад - такая лопатка для перемешивания еды, по-русски, по-моему, просто лопатка, нет специального слова.
Возможно, высказывание саддукеев про ложки из отца-матери носит юмористический характер: полагаю, что Мишна пародирует попытку рационализации заповедей, вроде того, что есть свинину вредно для здоровья.
Однако археологи нередко находят предмет, сделанный из костей животных, в том числе и некошерных, вроде осла. Это - плоский, как правило, отточенный скребок из лопатки. По-латыни его называют spatula. По-русски эта кость так и называется "лопатка".
От кости отрезают костный выступ, который называется лопаточной остью, и другие выступающие части (на картинке они заштрихованы) и затачивают широкую ровную часть.
Получается вот такое изделие.
Автор статьи [1] утверждает, что очень много таких костяных скребков находят в заведомо еврейских сайтах времен конца Второго Храма или позже: Гамле, Ахузат Хазан - видимо, там, где важна была ритуальная чистота, и поэтому использовали костяные, а не металлические. Изделия из кости принимают нечистоту, если у них есть вместилище - бейт кибуль, но у этих скребков ничего такого нет. Их, видимо, использовали для того, чтобы отскребать отжимки олив на масличных жомах, видимо, потому что они не принимали нечистоты. Стоит отметить, что среди скребков есть такие, которые сделаны из лопатки чистой скотины, а есть такие, которые сделаны из лопатки осла - в соответствии с hалахой, которую приводит Йоханан бен Заккаи. Было бы приятно, если бы нашли саддукейские или ессейские сайты, и на них только скребки из лопаток чистой скотины, но такого вроде пока нет. Есть один самаритянский сайт, и действительно там нашли один скребок из бычьей лопатки, но этого недостаточно: доказать, что чего-то нет, очень непросто.
1. Horwitz, L. K. (2011). Partners in Purity: Second Temple Olive Presses and Scapulae Scoops. Near Eastern Archaeology, 74(4), 241-246.