"Римские Каникулы" и Израиль

Apr 27, 2023 21:40

На мой вопрос из предыдущего поста "Каким образом фильм "Римские Каникулы" связан с Днем Независимости Израиля, правильно ответили в ЖЖ два человека: уважаемые jenya444 и yankel, а в ФБ - уважаемый Виктор Лихт.

В конце фильма принцесса дает пресс-конференцию, и вдруг узнает, что люди, с которыми она вчера провела весь день в Риме, - журналисты. Они намеком, понятным только ей, говорят ей, что сохранят ее тайну. Но она все-таки хочет узнать, как их зовут по-настоящему. И тогда она решает, что она подойдет ко всем журналистам, и они ей предстравятся. Они по очереди ей представляются. Среди журналистов - один говорит "Гросс. 'Давар', Тель Авив".



Вот в этом кадре его хорошо видно: высокий человек в очках с небольшой бородкой.

Некий итальянский блогер Mario Tedeschini-Lalli подробно разбирает эту сцену. Авторы пригласили на роль журналистов настоящих журналистов из разных стран, находящихся в Риме, и они все представляются там своими настоящими именами. Tedeschini-Lalli подробно разбирает, кто есть кто, и чем они замечательны.

Что же касается корреспондента "Давар", он говорит, что ему не удалось ничего найти, кроме имени Отто Гросс.

Он еще рассказывает, ссылаясь на сына другого журналиста из списка, забавную байку, что в немецком прокате они не решились поместить еврейского журналиста из Тель-Авива, а заменили его на "Росси, 'Корриере дела Серра' ". Интересно бы проверить, действительно ли это так, что в Германии 1953 г. прокатчики опасались поместить на экране явного еврея, но не знаю, как это проверить.

В отличие от итальянского блогера, у меня есть возможность поискать на иврите. Действительно, с 1951 по 1954 г. в газете "Давар" печатался их римский корреспондент д-р Отто Гросс. В общей сложности он напечатал за все эти годы 17 заметок - не густо для штатного корреспондента, да и трудно себе представить, что заштатная "Давар" держала бы постоянного корреспондента в Риме.

Помимо этих корреспонденций, д-р Отто Гросс упоминается еще в одном и том же объявлении 1942 г., опубликованном в двух газетах: "баБокер" и "hаМашкиф":



Объединение репатриантов из Югославии получило список евреев-офицеров югославской армии, находящихся в лагерях для военнопленных в Германии. Они в тяжелом положении и просят, чтобы им посылали посылки с продовольствием и бельем.

Дальше следует список из около 20 имен, в том числе д-р Отто Гросс. В конце говорится:

В их числе есть известные сионистские деятели.

Таким образом, д-р Отто Гросс, если это он, оказывается связан с Югославией.

Уточнение такого поиска позволяет найти Отто (Чичу, Čiča) Гросса на генеалогических сайтах, уроженца г. Беловара в Хорватии, 1906 г. рождения, умершего в 1988 г. в Риме. На одной из двух его фотографий, несомненно, узнаваем тот же самый человек, что и в кадре из "Римских каникул".



Чича Гросс легко находится как сионистский активист в довоенной Хорватии, организатор общества "Цофим" и проч. Таким образом, есть основания полагать, что в объявлении 1942 г. под "известным сионистским деятелем" подразумевается именно он.

Имел ли шансы уцелеть еврей-югославский офицер (видимо, врач), находящийся в немецком плену? Оказывается, да. Разумеется, это зависело от того, из какой армии он попал в плен. У пленного еврея-красноармейца шансов выжить почти не было, в 1941 г. и у русских пленных было немного шансов выжить. Но с пленными других армий немцы обращались если не в соответствии с Женевской конвенцией, то по крайней мере с оглядкой на нее. Из 65,000 пленных польских солдат-евреев за время плена погибло 25,000. Это очень много, но гораздо меньше, чем процент гражданских евреев.

С югославскими пленными немцы обращались лучше, чем с польскими. В то время, как гражданских евреев вовсю отправляли в лагеря уничтожения, евреев-пленных не трогали. Известны случаи, когда пленные евреи добивались, чтобы их отпустили, как отпускали хорватов. Они приезжали к своим семьям, и их немедленно забирали в Гестапо. Но те, кто оставались в плену, могли уцелеть. Хотя, конечно, и информация авторов объявления 1942 г. могла быть неточной или ошибочной.

Таким образом, подведем итоги.

Отто (Чича) Гросс родился в Хорватии в 1906 г. В 30 гг. был активистом сионистского движения. Был доктором, вероятнее всего, медицины. Вероятно, был в немецком плену и уцелел. В начале 1951 г. он находится в Иерусалиме и читает лекцию в клубе МАПАЙ в Баке на тему "Израиль внутри мировых конфликтов", организует экскурсию по долине Кидрона. Но в конце 1951 г. он уже пишет корреспонденции из Рима, и продолжает писать их до 1954 г. Фильм "Римские каникулы" выходит в 1953 г.

Дальше, судя по всему, д-р Отто Гросс перестает сотрудничать с "Давар", но, видимо, продолжает жить в Риме до своей смерти в 1988 г.

UPD Вот уважаемая Амма Ямпольская нашла его биографию на хорватском языке. Не врач, а адвокат, стало быть, доктор права. И в плену вроде не был, а бежал от усташей в Италию.

кино, еврейская история

Previous post Next post
Up