(no subject)

Feb 12, 2023 16:18

Как известно, животрепещущий вопрос назначения судей обсуждается в Торе в двух местах. В прошедшем недельном разделе Итро дает совет Моше (Шмот 18:21-22):

21 А ты усмотри из всего народа мужей радивых, боящихся Бога, мужей правдивых, ненавидящих корысть, и поставь (их) над ними главами тысячными, сотенными, пятидесятными и десятными. 22. И пусть они судят народ во всякое время. И будет: всякое дело большое представят тебе, а всякое дело малое рассудят они (сами).

Моше прислушивается к совету, хотя и несколько меняет приоритеты (Шмот 18:24-26):

24. И послушал Моше голоса тестя своего, и сделал все, как тот сказал. 25. И избрал Моше мужей радивых из всего Исраэля, и поставил их главами над народом: главами тысячными, сотенными, пятидесятыми и десятыми. 26. И судили они народ во всякое время: тяжелое дело представляли Моше, а всякое малое дело судили они (сами).

Как мы видим, ни о каком избрании судей речи нет: всех судей усматривает и назначает Моше.

Выборность судей появляется в Дварим 1:13-17:

13. Возьмите себе мужей мудрых и проницательных и известных коленам вашим, и я поставлю их во главе вас. 14. И вы отвечали мне и сказали: Хорошо то, что ты говорил, делать. 15. И взял я глав ваших колен, мужей мудрых и известных, и поставил я их главами над вами: тысячниками и сотниками, и пятидесятниками, и десятниками, и смотрителей (назначил я) по коленам вашим. 16. И повелел я вашим судьям в ту пору так: Выслушивайте братьев ваших и творите суд праведно между человеком и братом его и его пришельцем. 17. Не лицеприятствуйте в суде, как малое, так и большое выслушайте; не страшитесь никого, ибо суд есть Божий. А дело, какое слишком трудно для вас, представьте мне, и я выслушаю его.

Но и тут выборность присутствует, но назначает все же Моше.

Таким образом, идеальный механизм для назначения судей состоит из двух частей:

1. Предварительной - она может включать в себя выборы или какой-то их неформальный аналог.

2. Собственно назначение - осуществляется Моше.

В отсутствие Моше она должна осуществляться по цепочке преемственности от судей, назначенных Моше.

Беда в том, что у нас нет ни Моше, ни цепочки преемственности, тянущейся от Моше. А вместо этого есть две никуда не годные инстанции: суд и Кнессет.

Без יראת שמים ничего хорошего из них получиться не может, но давайте все же исходить из того, что некоторая рудиментарная יראת שמים в системе присутствует. Нет никаких оснований считать, что в Кнессете она присутствует в большей степени, чем у судей, нет и оснований для обратного предположения.

Мне кажется очевидным, что системы должны выступать противовесами друг друга. Если одна назначает судей, значит, другая должна иметь право вето на эти назначения. Какая назначает, а какая имеет право вето - несущественно.

человек из окон, право-левое, актуалии, политика

Previous post Next post
Up