Пару недель назад мной была опубликована статья о любопытном случае действия магии шамана из племени Кайова, относящегося ко времени, так называемой, войны за бизонов.
Но для меня лично наибольший интерес всегда вызывала шаманская магия индейцев племени Шайенн. Лет пятнадцать назад один мой товарищ, тоже увлекающийся индейцами, попросил распечатать и сброшюровать откопированные где-то книги из истории северо-американских индейцев. Я, естественно, сделал копии и для себя. Среди этих книг была одна - про верования и магию шайеннов. Саму книгу я сейчас уже потерял (дал кому-то почитать и не вернул), но кое-что из содержания помню.
Там, например, подробно рассказывалось об изготовлении и предназначении магических стрел, роли палатки-потельни. Ну и шаманской магии и предсказаниях. Помнится, что описание одного из способов предсказаний тогда сильно запало мне в душу. Оно был не таким уж сложным и как-то связано с барсучьей норой весной и могло предсказать смерть. То есть, попробовать провести ритуал и погадать можно было бы и в наших условиях. Но... Страшно.
В книге было написано, что даже не все воины-индейцы отваживались узнать свою судьбу таким образом. А те, кто отваживался и узнавал о времени своей смерти серели лицом, мрачнели и долго не могли прийти в себя. Трудно поверить в такое? А я верю...
Вот, кстати, рассказ об одном из самых выдающихся и знаменитых воинов-шайеннов, воинская доблесть и последующая смерть, которого тоже были связаны с магией.
Звали этого воина Римский Нос. Но имя это дали ему американцы. Сородичи называли его Вокини - Орлиный Нос. На центральных равнинах шайенны считались одними из самых дерзких и отважных воинов. Но даже среди них Римский Нос отличался своей храбростью.
В 1860-м году известный шайенский шаман Белый Бык изготовил для Римского Носа необычный и уникальный в своем роде головной убор, который представлял собой длинный ремень из кожи бизона со множеством орлиных перьев. Этот убор спускался длинным шлейфом по всей спине воина. В некоторых источниках мне приходилось читать, что в головной убор входило также чучело ястреба, которое крепилось на голове или сбоку от головы.
Этот убор имел магическую силу. Многие шайенны верили, что священный убор Римского Носа отводит вражеские пули от его владельца. Но его действие не было простым. Хозяин магического шлема должен был соблюдать много различных предписаний:
- не мог зайти в вигвам, где родился ребенок, пока не пройдет 4 дня со дня рождения;
- не употреблять в пищу определенные части животных;
- не есть пищу, при приготовлении которых использовалась металлическая посуда или изделия.
Кроме этого Римский Нос должен был перед боем активизировать магические свойства своего убора. Он вынимал его из чехла, держал его над горячими углями, бросая на них щепотки порошка из каких-то толченных растений. Потом четырежды возносил его к Солнцу и сторонам света.
Но и это не все. Следуя инструкции шамана, Римский Нос должен был нарисовать широкую желтую полосу вдоль лба. Потом красную полосу - через нос и черную через рот и подбородок. Еще надо было нанести зигзагообразные линии на ноги коня и привязать скальп к уздечке.
Эти церемонии отнимали много времени и часто самый знаменитый воин шайеннов поспевал только к концу битвы. Но зато когда он прибывал, все взоры обращались к нему.
Документально подтверждено, в том числе и американскими солдатами, не менее 4-х случаев, когда он приближался на своем коне к вражеским позициям на расстояние до 30-и метров и проскакивал вдоль всего строя солдат, заставляя их разряжать в него свои ружья. Кроме этого он участвовал во многих сражениях и битвах. Но ни разу не получил ни одной царапины. Он реально был неуязвим. Единственное ранение он получил от стрелы враждебных индейцев племени пауни, и то это было до изготовления магического шлема.
Погиб Римский Нос в 1868 году в битве на реке Арикари. Накануне, женщина племени Сиу, не знавшая о табу, использовала металлическую вилку для приготовления пищи, которую подала Римскому Носу. Магия была нарушена. Для ее восстановления требовалось несколько дней. Нарушение табу грозило немедленной смертью в первом же бою.
Но тут примчались воины, которые вступили в схватку со скаутами майора Форсайта. Скауты были вооружены новейшими многозарядными ружьями "Спенсера" и к ним невозможно было приблизится на расстояние выстрела из лука. Молодым воинам требовалась помощь и воодушевление от такого авторитетного воина, как Римский Нос.
Римский Нос знал, что если он согласится на уговоры молодых воинов, то его ждет неминуемая смерть, потому что церемония восстановления силы магии еще не закончилась. Но он не мог отказать. Тот бой был неудачным для запертых на одном из островов реки белых скаутов. Сам майор Форсайт был дважды ранен, многие его солдаты убиты. От полного разгрома их спасла лишь подоспевшая подмога.
Среди индейцев было всего шестеро убитых. Но одним из них был Римский Нос.
НА ФОТО ВВЕРХУ:
Римский Нос запечатленный на групповом снимке среди других индейских воинов и вождей у форта Ларами в 1868 году, незадолго до смерти.
А вот таким его представляют современные художники: