Вчера состоялось мероприятие под названием "Дискуссионная площадка "Уфа-Тур" поиск идей, как сделать любимый город привлекательным для туристов". Организаторами мероприятия были Государственный Комитет по туризму и предпринимательству РБ и Институт экономики и сервиса УГНТУ.
Похвальна сама инициатива. Насколько я понял, инициативу и основную нагрузку взял на себя именно Институт. Еще более удивительным было то, что докладчиками, наряду с профессорами профильной кафедры по туризму ВУЗа и представителями туриндустрии, были приглашены блогеры, наиболее часто рассуждающие о том, как нам обустроить туризм в Башкортостане. В число приглашенных попал и ваш покорный слуга.
Практически все выступления для меня лично были чрезвычайно интересными. Жалко, что выступающим давали всего по... 5 минут. Хотя вначале озвучивали, что нужно готовить выступление на минут 7-8. Практически никто не укладывался в положенное время и это вызывало чувство досады, как у выступающих, так и у слушателей. А послушать действительно было что.
Я бы все выступления разбил на три категории:
1. Теоретические фундаментальные изыскания по проблемным вопросам развития туризма в Уфе;
2. Готовые или почти оформленные инвестиционные проекты;
3. Презентации действующих структур, имеющих отношение к туризму.
Что порадовало, что покоробило и что взволновало?
1. Порадовало то, что туристический потенциал одной только нашей Уфы неизмеримо выше, чем можно было даже догадываться. И он действительно очень высок и желающих этим заниматься и реально что-то делающих - очень много.
2. Покоробило то, что после выступления заведующего отделом археологии Музея-заповедника "Древняя Уфа" кое-кто из присутствующих уважаемых товарищей начал прямо-таки давить его вопросами про окупаемость проекта. Явно имея ввиду прямую окупаемость. Какая окупаемость? И что об окупаемости может знать зав. отделом археологии?
Этот музей-заповедник, о котором с такой болью выступал докладчик, имеет потенциал нашего самого главного якорного туристического объекта. Это наш Казанский Кремль, Свияжск и Булгар в одном лице! Кто спрашивал об окупаемости, когда реставрировали Казанский Кремль или выделяли 2 млрд рублей не создание туристических кластеров "Свияжск" и "Великий Булгар"?
Это стратегические государственные проекты по сохранению и возрождению культурных памятников! Именно так к ним и надо относится. А окупаться должна инфраструктура вокруг них.
3. Что взволновало... Взволновало то, что я, готовя свое выступление, был тысячу раз прав, что основным тормозом развития туризма у нас является разобщенность и несогласованность действий различных ведомств, способных и призванных вытащить отрасль и самое главное - отсутствие единого координационного центра, уполномоченное решать эти вопросы.
Понятно, что, например, Комитет по туризму не может брать на себя функции оперативного координирования, по сути, бизнес-процессов. Но я больше чем уверен, что, например, в Татарстане такая координация существует. Это чувствуется даже в том, что на школьных каникулах организованные школьники (очень организованные для того, чтобы быть случайностью) оккупируют весь центр Казани, музеи, аквапарк.
А у нас аквапарк сам борется за свое существование, музеи (особенно негосударственные) тоже... Гостиницы и другие прекрасные объекты и маршруты - то же самое.
Отделы продаж этих предприятий (у кого они есть) выполняют роль операторов. Но это неправильно. Впрочем, я изложил это в своем выступлении. Как и все выступающие, я не успел до конца выговорить на площадке свою мысль - регламент прежде всего. Но в отличие от многих, у меня есть возможность выложить это на своей старичке в соцсети. Кстати, очевидно, что организаторы пригласили меня выступить на дискуссионной площадке из-за моих неоднократных выступлений на тему развития туризма в Башкортостане.
Но вопреки, может быть, некоторым ожиданиям, я не стал презентовать очередную идею о том, как хорошо было бы у нас сделать то-то и то-то для полного туристического счастья. Я понимал, что презентаций проектов, требующих инвестиций на несколько сот миллионов, а то и несколько миллиардов рублей будет хватать и баз меня. Пока все эти идеи - в песок.
Поэтому я подготовил проект о том, как можно быстро и без затрат довести количество новых туристов в Уфе до 200 тыс человек в год. Ведь какая разница, откуда будет поступать доход от туристического потока - утонченных любителей старинной уфимской архитектуры или других поступлений? Впрочем, почитайте сами. Готов к самому суровому обсуждению.
КАК БЫСТРО УВЕЛИЧИТЬ КОЛИЧЕСТВО ТУРИСТОВ В УФУ ДО 200 ТЫС ЧЕЛОВЕК?
По сути речь идет о завоевании туристического рынка Уфы.
Причем, ключевым здесь является слово - завоевание.
Завоевание - от производное от слова "война".
Поэтому, с вашего позволения, я для большего удобства буду пользоваться военной терминологией.
Представьте себе, что Глава РБ - это Правитель Страны, а Комитет по предпринимательству и туризму - Верховный Главнокомандующий.
Главнокомандующему поставлена задача - завоевать туристический рынок РБ.
И указан объем - в размере 200 тысяч новых туристов в год.
И задано условие - с минимальными затратами. Денег в казне - нет.
А так как времени на раскачку нет, то поставлены и сроки - в течение следующего года. Нам нужен - блицкриг.
Возможно ли решение этой задачи в течение заданного времени? Я считаю, что возможно. Гитлер в течение года сумел завоевать почти все страны Европы. И в течение года же Красная Армия сумела Европу освободить от фашистов. Почему им это удалось? Потому что и Германия и СССР действовали как на войне.
Перед нами более скромная задача. И она нам тоже будет по силам, если мы будет действовать - как на войне. А что самое главное на войне? Как писал маршал Шапошников, главным на войне является - Штаб.
Генеральный штаб - мозг Армии.
Вторым по значению на войне является - знание своих сил и сил противника, включая тактические и стратегические ресурсы и характеристика поля боя. Так писал самый знаменитый теоретик военного искусства Живший в 5-м веке до н. э. - Сунь Цзы. Что это на нашем языке? Маркетинг! Данные маркетинговых исследований.
Что является третьим важным элементом на войне - выучка и согласованные действия всех родов войск. Это уже писал наш маршал Жуков Г. К.. Как это перевести на наш язык? Об этом позже, когда я обозначу все рода войск нашей армии, а попросту - всех игроков, задействованных в завоевании туристического рынка РБ.
Ну и последнее - замысел. На нашем гражданском языке - идея. Этот термин я позаимствовал у автора самого знаменитого труда о войне Карла фон Клаузевица. Замысел может родится только при наличии и хорошем знании:
- поставленной задачи;
- выделенных ресурсов;
- компетентности и потенциале Штаба;
- знаний о противнике, своих сил, поля боя;
- уверенности в возможности согласованных действий всех родов войск собственной армии и приданных подразделений.
Хоть это и неправильно, но начнем с последнего - замысла.
В чем суть предлагаемой нами идеи?
1. Организация и проведение культурных, образовательных, спортивных мероприятий с приглашением участников из-за пределов республики.
- Каких еще мероприятий? У нас и так их полно и культурных и спортивных, - могут воскликнуть некоторые.
Я не о таких мероприятиях, которые проводятся на деньги наших министерств. А о таких, за участие в которых нужно платить.
- А так это типа выставок, которые проходят на ВДНХ, что ли?- могут пожать плечами другие.
- Почти,- отвечу я,- но на выставках участвуют не так много людей, больше - организации и предприятия. А приезжих из за пределов республики из них - еще меньше. А я говорю о мероприятиях с участием не менее тысячи человек.
- Например? - спросите вы.
Отвечаю:
Пример 1-й:
Казанский фестиваль региональной и национальной прессы - участников несколько сот человек - почти тысяча! Кстати, наш "Журфест", который проводится для представителей районных, городских и республиканских СМИ вполне мог бы расширить свой уровень до регионального, пересмотреть программу, сделав ее привлекательней и приглашать всех соседей. Несколько тыс. участников обеспечено. Со вступительными сборами.
Пример 2-й:
Всероссийский фестиваль восточных единоборств. Нечто подобное мы проводили в 2010 году. Было не менее 1000 участников со всей России. Со вступительными взносами, естественно. А еще платили за гостиницы и питание.
И вот тут я слышу третий вопрос:
- Ну понятно. 3-4, ну 5-6 массовых мероприятий по 1000 человек. А где же здесь 200 тыс туристов?
Отвечаю:
- В году 52 недели. Если каждую неделю проводить по 2 таких масштабных мероприятия, с приглашением по 1000 и более человек из за пределов республики, то как раз и получается 100 тыс туристов в год.
Резонный вопрос:
- Комитет по туризму не может заниматься организацией и проведением такого количества масштабных мероприятий. И вообще, это не по профилю для комитета.
Ответ:
- А вот тут и вступает в силу положение о согласованном действии всех родов войск. Республика имеет много различных профильных комитетов и министерств. Разные по теме мероприятия могут проводится под эгидой (не подготавливаться и проводится, а просто под эгидой) различных министерств. Например:
А) Всероссийский семинар по выращиванию помидоров и огурцов в теплицах в условиях частного подворья - под эгидой Минсельхоза;
Б) Всероссийский Коучинг для педиатров, желающих оставить невыгодную и осточертелую государственную медицину и открыть частную практику, не не знающих с чего начать. - под эгидой Минздрава и т д. Тоже самое для терапевтов, массажистов, костоправов и т д.
В) Один только Минспорта может под свою эгиду собрать не менее 5, а то и 10 массовых мероприятий.
100 мероприятий в год собирается легко. И люди будут приезжать, и платить деньги за участие на этих мероприятиях и еще не будут хотеть уезжать! Проверено!
А еще они будут жить в гостиницах, питаться в наших столовых и кафе, ездить на автобусах и машинах наших транспортных компаний, ходить в наши магазины и покупать наши сувениры.
И вот рождается главный вопрос:
- Кто будет все это проводить? Проведение таких массовых мероприятий не свойственно для министерств и ведомств.
Ответ:
- А штаб! Специально созданное при Комитете подразделение будет выполнять роль Штаба, с функциями планирования, организации и оперативного управления.
Вопрос:
- А для чего тогда нужны в этом процессе министерства и ведомства?
Ответ:
- Для солидности. Государственная крыша - это всегда хорошо. И вызывает доверие. То ли дело, Фестиваль единоборств федерального уровня проводится силами одних федераций видов спорта, а то ли под крышей Министерства Спорта. То же самое с семинаром для производителей помидоров в теплицах.
Вопрос:
- Хорошо, 100 тыс туристов в год таким образом привлекли. Но было обещано - 200 тыс.
Ответ:
- А еще 100 тыс мы легко набираем за счёт школьников, которые будут приезжать посмотреть на достопримечательности столицы во время каникул. Например, в Казани это поставлено просто на поток. И основную массу посетителей и Кремля, и аквапарка, и музеев в каникулы составляют именно школьники. С районов и городов Татарстана. А за счёт того, что татарские дети живут и учатся не только в Татарстане, то и за счёт соседних областей.
У нас тоже это есть. Но вот на поток, как это было в советское время, не поставлено. А у нас тоже есть "Музей советского быта" как и в Казани. И у нас он лучше! У нас тоже есть аквапарк. Он почти такой же! Есть музеи, городище "Уфа-2", Сарматское золото!
Мы сможем за год довести поток новых туристов в Уфу довести до 200 тыс человек. Это реально. И эти туристы принесут и оставят в нашем городе за год от 1 до 1,5 млрд рублей.
Нужно только согласованные действия этого сформированного Штаба, профильных министерств (например, в комплексной работе с теми же школьниками, без содействия Министерства Образования невозможно), всех гостиниц и отелей, комбинатов питания, транспортных агенств, музеев и т д.
Нельзя сказать, что наши ведомства никогда не проводили таких масштабных мероприятий. Проводили и проводят всегда. Есть проведения очень даже масштабных международных мероприятий. И есть очень большой опыт взаимодействия между ведомствами. Вот этот опыт и надо использовать для осуществления этой цели.
Но тем не менее, согласованности действий в продвижении туристического кластера у нас не наблюдается. Гостиницы - сами по себе, Аквапарк - сам пытается решать свои вопросы, музеи (особенно не государственные) - вообще за бортом.
Цель-то хорошая! А вот идем мы к ней пока "кто в лес, кто по дрова". Хотя все вроде умные.
"Если они умные, что же они строям не ходят?" - кто сказал эти слова про ученых? Наполеон. Золотые слова! Какая была бы эффективность работы по привлечению туристов в республику, если бы все условие рода войск работали как как единый механизм. Такое может обеспечить только условный Штаб, которого у нас нет.
А что же является полем боя в этой войне?
- Головы и мозги наших будущих клиентов! Именно на их захват должны действия этой войны!
Как это осуществить? Реклама! Реклама с использованием самых современных методов и технологий. Реклама - это артиллерия! Бог войны! Артподготовка может могут быть точечной, ковровой, перекрестной, косой, но она - должна быть.
Пожалуй, единственный пункт, который предполагает во всей этой войне более-менее существенные затраты, это - реклама.
"На войне снарядов не жалеют!" - кто это сказал? Суворов сказал.
Причем, современные информационные технологии предполагают воздействовать на потенциальных клиентов настолько точечно, что возможность холостых выстрелов сводится практически к нулю.
Например, хотим мы, чтобы нашу рекламу увидело 2556 жителей Екатеринбурга, планирующих летом поехать на сплав, но пока не решивших, куда именно - пожалуйста! Две тысячи пятьсот пятьдесят шесть любителей сплава из Екатеринбурга увидят нужную рекламу.
Так же точечно можно воздействовать на педиатров, выращивателей помидоров в теплицах, любителей аквапарков и т. д.
Вот, если мы будем придерживаться вышеуказанных 5-и пунктов и грамотно проведем рекламную артподготовку, то замысел, то есть идея - вполне осуществима.
Просто? Просто. Правда, начнешь вникать - не очень то и просто.
"Война дело простое, но воевать сложно!" Кто это сказал? Опять Карл фон Клаузевиц. Величайший теоретик военного искусства.
НА ФОТО:
Президиум, в лице Председателя Государственного Комитета по туризму и предпринимательству Гилязитдинова Вячеслава Африковича и других уважаемых лиц внимательно записывает каждое мое предложение, а присутствующие в зале внимательно слушают.