Эту статью я написал ровно год назад, когда сам еще не занимался туризмом, а только, как блогер, размышлял про то, как его надо развивать. И в чем я был не прав год назад, когда сам еще не занимался туризмом?
😀
Итак, сама статья:
На прошлой неделе произошло очень знаменательное событие - Фестиваль мёда в Бурзянском районе. Комитет по развитию предпринимательства и туризма РБ совместно с Центром развития туризма приурочили к этому мероприятию и организовали промо-тур представителей туристических агенств г. Уфы и соседних регионов на этот праздник. В рамках мероприятия так же был организован круглый стол по проблемам развития туризма в регионе.
Кроме прочих выступили и выразили свой взгляд со стороны редактор журнала "Екатеринбургские авиалинии" Игорь Цалер и известный трэвел-блогер Сергей Анашкевич. Неожиданно интересным и очень насыщенным было выступление представителя участников промо-тура Альбины Зиямбетовой. Она, отмечая несомненные плюсы отдыха в Бурзянском районе, указала на логистические минусы. Уникальнейшая, имеющая в мире всего-лишь два подобных аналога, пещера Шульган-Таш до сих пор не имеет асфальтированной подъездной дороги. Правда, заместитель Главы Администрации района в своих ответах на вопросы отметил, что в 2018-м году, наконец, дорога до Каповой будет построена.
Благодаря любезному приглашению Председателя Комитета по туризму и спикера мероприятия Гилязетдинова Вячеслава Африковича, посчастливилось выступить на Круглом Столе и мне. За два дня до этого я участвовал в сопровождении московских, екатеринбургских и иностранных журналистов и гостей в туре по Бурзянскому району и внимательно изучал их реакцию на достопримечательности и условия, которые предлагает туристам этот район и вся наша республиканская туристическая индустрия в целом.
А еще, пользуясь случаем спрашивал, спрашивал, спрашивал. Проводил своего рода маркетинговое исследование на живых людях. Кстати, потом Игорь Цалер и Сергей Анашкевич практически полностью использовали материалы наших бесед и свои ответы на мои вопросы в своих выступлениях.
Мне же тоже было что сказать на Круглом Столе и общение с гостями накануне на тему развития туризма в Башкортостане утвердили меня в кое-каких моих убеждениях и дополнили их. О чем я говорил на Круглом Столе? Так как времени каждому из выступающих там давалось немного и аудитория была узкая, поделюсь своими мыслями здесь.
НАША РЕСПУБЛИКА ДОРОСЛА ДО НОВОГО УРОВНЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТУРИЗМА.
Сказать, что организации туризма в республике нет или она организована плохо, будет неправильным. В Бурзяне, да и вообще в восточном туристическом кластере это видно наглядно. Поток туристов есть и он неплохой. Но... Этот поток, в основном, внутренний - из Башкортостана и преимущественно из Уфы.
Это органично. Как можно замахиваться на иностранного туриста или хотя бы туристов из соседних регионов или Москвы, когда есть внутренний потенциал? Туристический рынок у нас в республике до недавнего времени развивался стихийно, если не сказать хаотично. И это наложило свой отпечаток и на его особенность.
Туристические базы и агенства самого привлекательного района республики предлагают в основном те виды туристических услуг и такого уровня комфорта, которые приемлемы для среднего массового туриста из самой республики. Ну прежде всего из Уфы. Летом это - сплавы, экскурсия в Шульган-Таш и в Башкирский заповедник по плохим дорогам и проживание в средненького уровня туристических домиках с удобствами на улице и без душа. Ну и еще с комплексным питанием такого же среднего уровня и среднестатистическим меню.
И неприхотливого среднего башкирского туриста это устраивало. А раз устраивало, то и агентствам казалось, что это нормально. Но на самом деле уже сейчас это не нормально. В последние три года в России, по понятным причинам, резко начал развиваться внутренний туризм. Открываются новые маршруты, реконструируются старые. Развитие информационных технологий и логистики открывают грандиозные возможности для расширения клиентской базы без длинной и неповоротливой цепочки туроператоров и туристических агентств по всей России и даже из зарубежа. Но инфраструктура не готова.
И дело даже не в отсутствии теплых туалетов, потому что кое-где они уже есть. Дело абсолютно в другом. Отсутсвует то, что бы нас отличало от других регионов и было бы привлекательно для внешнего туриста.
Сплавы есть почти везде, гостевые домики с комплексными типовыми обедами и даже теплыми и чистыми туалетами вдоль всех российских трасс пруд пруди. Для этого необязательно ехать в Башкортостан. Вот это отсутствие услуг, отличных от предоставляемых туристической индустрией других регионов, нас сегодня губит.
И если наши туристические агенства и турбазы это не поймут и быстро не перестроятся, то очень значительный поток туристов пойдет мимо нас.
В ЧЕМ МОЖЕТ БЫТЬ НАШЕ ОТЛИЧИЕ?
Из многочисленных бесед с гостями, приехавшими на отдых в нашу республику выкристаллизовывается один единственный ответ - приезжая в Башкирию турист хочет увидеть... Башкирию. Как бы, мой жизненный опыт и мужская интуиция и раньше подсказывали мне, что это так, но сейчас я полностью уверился в этом.
Сплавы, экскурсии, чистые теплые номера с кондиционерами, туалетом и душем - это хорошо. Это - необходимый и обязательный элемент туриндустрии. Но нужно что-то еще, чего внешний турист не увидит больше нигде, кроме Башкирии.
Что это может быть? Только башкирский колорит! А в чем он состоит, чем он отличается от других колоритом и какие ожидания внешний турист вкладывает в это понятие. Путем многочисленных расспросов, удалось не то, чтобы понять, а еще раз убедится, что нашей отличительной чертой является то, с чем нас ассоциируют и хотят видеть потенциальные туристы - кочевая культура. Это - кони, кумыс, юрты (настоящие войлочные), национальная еда из национальной посуды с использованием национальных традиций, луки, стрелы, амазонки. А еще мёд и продукты пчеловодства. А для иностранцев еще - русская баня с веником.
Башкортостан - самый западный регион в мире, который может все это продемонстрировать. После нас только Казахстан, Тува с Алтаем и Монголия. Но Монголия и Казахстан - это уже другие страны, а Тува и Алтай - далеко.
Вроде просто? Ан нет. На всем протяжении от Уфы до Шульган-Таша нет ни одной базы, которая бы могла предложить полное погружение в башкирскую кочевую культуру в сочетании с современным сервисом.
Есть у нас хоть одна база, которая может предложить обед из полностью национальных блюд в традиционной посуде в войлочной юрте? И чтобы каждый раз разное меню, но из национальной кухни? И чтобы дворик базы был оформлен соответственно с учетом всех мелочей? И чтобы кони были, и борти настоящие стояли и мед тут же можно было попробовать? Нету! Конные прогулки предлагают только базы Гончарова (низкий поклон ему за то, что развивал это направление несмотря ни на что не только в тучные, но и в трудные времена) и в "Арском камне".
Вы можете себе представить, что вы приехали в Финляндию и вас не покатали на оленях и лайках и не покормили рыбой? А в Норвегии - лососем и лосятиной в стилизованном охотничьем домике? А в Армении не повели дегустировать вино в винные погреба под старинными башнями? То-то же!
Те, кто совершал автомобильные прогулки по Австрии помнят, что там вдоль дорог на ровных как стол лужайках с травой, как будто газонной, пасутся красивые черно-пестрые коровы. И пасут их пастушки в традиционных альпийских пастушьих одеждах с шляпами с пером и рожками. Оказывается это правительство Австрии стимулирует своих фермеров таким скот так красиво, оплачивая за каждую корову по 800 € в год, лишь бы те вот так вот красиво их пасли радуя глаз туристов. Колорит, чё.
Резюме главки: всем нашим агентствам, турбазам и гостевым домикам, если хотят подпасть под маршруты потоков туристов из-за пределов республики, срочно нужно включать в свои программы и декорирование мест стоянок - башкирский колорит. Чем традиционнее, лубочнее и мимимишнее, тем лучше.
Башкирского, в том числе уфимского, туриста это не поразит. В той же Уфе, например, лисьих шапок на квадратный метр больше, чем в Бурзяне. А вот на внешнего туриста впечатление произведет.
ЗИМНИЙ ТУРИЗМ.
Пришлось столкнутся еще и вот с такой проблемой - наши турбазы в Бурзяне ориентированы, в основном, на летний туризм. Осень, зима и большая часть весны для них просто пора выживания. Но так нельзя! Если есть инфраструктура, а тем более наличие номеров с душем, теплыми чистыми туалетами, а еще и баня во дворе - смело нужно развивать зимний отдых.
В настоящее время львиную долю потока этим базам составляют сплавщики. Зимой, известно, сплава нет. Поэтому нет и движухи. Нужно приучить людей приезжать отдыхать и зимой, предлагая активные зимние виды отдыха. Что? Снегоходы - хорошо. Например, для туристов из Турции и других теплых стран это могло бы быть экзотикой. Но для москвичей и гостей из соседних областей лучше все то же катание на лошадях.
Есть такая турбаза под Белорецком, называется "Малиновка". Там ничего нет, даже электричества. И даже природа по сравнению с другими местами этого же района убогеньковатая (хотя может у меня глаз уже замылился). И домики гостевые не самые финдеперстовые. Но зато есть верховые лошади для конных прогулок. И туда всегда очередь! Просто из-за того, что там есть возможность покататься верхом. Так-то!
Резюме главки: наши турбазы не должны боятся зимы. Зима - не межсезонье, а интересный активный туристический период для гостей из теплых стран, да и соседних регионов, которым интересен наш колорит.
НА ЧТО ЕЩЕ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ?
Есть еще несколько пунктов, на которые обязательно нужно обратить внимание владельцам баз. Это:
1. Наличие качественного и быстрого интернета. Большинство горожан просто больны интернетом. Да и просто хочется побыстрей выложить фотки и свои впечатления в Инстаграм и другие сети. Это к тому же мощный канал рекламы и продвижения самих турбаз. Поэтому экономить на проведении вай-фая не стоит;
2. Душ. На некоторых базах есть туалеты в гостевых домиках, но нет душа. Баня во дворе современному горожанину никогда не заменит душ. Особенно женскому полу. Ну действительно, не пойдут же они с утра в баню вместо душа. Поэтому, если уж система канализации и теплой воды в доме проведены, то сделайте и душ тоже.
Как-то так. Оригинал статьи и интересные комментарии можно прочитать здесь:
https://www.facebook.com/100008532755813/posts/1733154056979003/ НА ФОТО:
Здесь и ВВЕРХУ: кадры с круглого стола по развитию туризма в РБ.
Гости с изумлением смотрят за процессом выемки мёда из борти. Бортевое пчеловодство - настоящее туристическое достояние Башкортостана. Оно сохранилось только у нас в первозданном виде. Но в последние годы его возраждают в Польше, Прибалтике именно с целью привлечения туристов. Если будем продолжать хлопать ушами, того и гляди, присвоят и перенаправит поток туристов к себе.
Медовуха, как выяснилось из нашего трёхдневного тура, тоже является полноценной визитной карточкой Бурзянского района.