Демократия

Sep 20, 2011 00:19

Все эти электронные правительства и социальные сети... Все, кто в них верит, как будто в упор не видят простой вещи: коллективный разум не способен к выработке сложного решения. Сложное решение должно быть придумано кем-то заранее, и только тогда на него, как на приманку, придёт толпа голосовать: за или против. А может быть, именно что они всё как раз понимают...

По сути, все наши "нет шестой статье", "долой ГКЧП", "голосуй сердцем" и "операция преемник" были как раз такой демократией массового пользования -- в ситуации полной неопределённости, порождённой перестройкой, радикальной ломкой общества после 1991 года и не слишком удачными реформами, ничего сложнее чем "лучше прежний Ельцин, чем ещё одна ломка при Зюганове" и "лучше молодой и смелый Путин, чем старый и нерешительный Ельцин" народ осилить не мог. Демократия работает хорошо, когда движение происходит постепенно, маленькими шажками. Когда каждое мелкое решение обсуждается, становится понятно для всех, тогда все приходят и голосуют. А революциями движет меньшинство, они не происходят через всеобщее голосование. Революция -- это когда ломаются старые институты и строятся новые. Нам нужна именно революция, потому что институты, работающие сейчас -- это взятка и откат, всё остальное разрушено или разрушается. Демократия тут не поможет: новую структуру государства нельзя обсудить всем миром ни за месяц, ни за год -- её можно только начать строить.

Нужна не демократия, нужна мобилизация масс -- неважно за что или против чего, лишь бы сильнее ударило. Тогда меньшинство, если оно будет готово, сможет что-то изменить и создать для большиства такую страну, которая всем хотя бы поначалу понравится. В 1991 году элита не была готова предложить проект для всего народа -- в следующий раз надо не упустить момент.

* * *

Интересно наблюдать за вбросом легенд о Прохорове. Вслед за появлением идеи "кукловода" и "рейдерсокго захвата партии" последовал ответ от Кремля -- на НТВ показали фильм про Ройзмана. Контрудар был не слишком удачен -- Ройзману лишний пиар только полезен, а обвинениям по ТВ люди поверят ли, ещё неясно. Вчера и сегодня последовал "корректировочный" вброс от оставшихся в Правом деле: мы, дескать, Прохорова не выгоняли, никакого захвата партии не было, мы были готовы его оставить лидером партии, и до сих пор зовём его на съезд, а Прохоров сам ушёл (уверен, что они почти не врут, и это, конечно, могло бы развенчать легенду о смелом Буратино, вступившем в борьбу с кукловодом-Карабасом, да кто ж поверит Дунаеву с Богдановым). Попутно внедрялась идея том, что "Правое дело" было медведевским проектом политической модернизации, а Прохоров её провалил. В ответ на это, так как ни Путин, ни Медведев с Прохоровым не встретились, от Прохорова пошла новая атака: дескать, "Правое дело" своей неуступчивостью развалил сам Медведев, которому почему-то не хотелось терпеть судимого Ройзмана в списках Правого дела -- об этом пишет The New Times. Разумеется, это просто легенда, её сейчас все начнут оспаривать что есть силы... и появится что-то ещё.

Интересно, что пока что те, кто хвалят Прохорова, хвалят его за честность и принципиальность, а те, кто ругают -- ругают за неопытность и глупость, и в итоге и те и другие формируют образ этакого Максима Каммерера, то есть несомненно положительного персонажа.

Помимо Каммерера мне вспоминаются ещё две цитаты.

- Как не стыдно! Четверо мушкетёров позволяют арестовать несчастного, прибегшего к их помощи! Дворянин пьёт с сыщиком!
- Портос, - заметил Арамис, - Атос уже сказал тебе, что ты глупец, и мне приходится с ним согласиться… Д'Артаньян, ты великий человек, и, когда ты займёшь место господина де Тревиля, я буду просить тебя оказать покровительство и помочь мне стать настоятелем монастыря…
- А теперь, господа, - произнёс д'Артаньян, не пытаясь даже объяснить Портосу своё поведение, - один за всех и все за одного - это отныне наш девиз, не правда ли?
Все четверо хором произнесли слова, подсказанные им д'Артаньяном:
- Всё за одного, один за всех!
- Отлично. Теперь пусть каждый отправляется к себе домой, - сказал д'Артаньян, словно бы он всю жизнь только и делал, что командовал. - И будьте осторожны, ибо с этой минуты мы вступили в борьбу с кардиналом.

И ещё:

Харниш посмотрел на Даусета и сказал вполголоса:
- Ваша правда, очевидно, мой анекдот все-таки имел особый смысл. - Он горько рассмеялся. - Сдача была ваша, и вы ловко передернули. Ну что ж, тут и говорить больше не о чем. Тот игрок в покер рассудил правильно: вы сдавали карты, и вы имели полное право сдать себе четыре туза. Так вы и сделали и ободрали меня как липку.
Он оторопело посмотрел на стол, заваленный расписками.
- И вся эта куча не стоит бумаги, которую извели на нее? Ах, дьявол, и ловко же вы тасуете карты, только попадись вам! Да вы не беспокойтесь, я не собираюсь спорить. Ваша была сдача, и вы обыграли меня, и тот не мужчина, кто хнычет при чужой сдаче. А теперь карты на столе, игра кончена, но… - Он быстро сунул руку в верхний карман и вытащил кольт. - Так вот, ваша сдача кончилась. Теперь сдавать буду я.

поддавки, Обитаемый Остров, политика

Previous post Next post
Up