Как выражение восхищения может привести к отказу
Будучи социальными существами, мы любим хорошую компанию и приятное общение. Один из способов сближения - выражение восхищения и признательности с помощью
комплиментов. Но в некоторых случаях лесть легче дарить, чем получать, как показывают исследования.
Восприятие похвалы: сила доверия к источнику
Опираясь на существующие исследования, изучающие комплименты с точки зрения психологии образования, были рассмотрены комплименты с других точек зрения, включая личность, эмоции, социальное познание, социальную психологию и коммуникацию. Исследователи стремились выяснить, когда и почему комплименты не всегда дают желаемый эффект, и при каких обстоятельствах намеренные комплименты не воспринимаются хорошо.
Исследователи различают нормативные комплименты, например, комплименты
при покупке нового дома или рождении ребёнка, которые являются способом передачи поздравлений. Другие комплименты являются спонтанными, без нормативных обязательств, например, когда подруга восклицает: «Какое красивое платье!». В обоих случаях, будь комплимент нормативным или спонтанным, он является выражением ценности, демонстрируя отношение говорящего к другому человеку. Комплименты также укрепляют отношения, подчёркивают общие ценности и подкрепляют позитивное поведение.
Однако поскольку комплимент подразумевает замеченные достоинства, доверие к источнику имеет значение. Получатель оценивает легитимность человека, сделавшего комплимент. Чем легитимнее говорящий, тем больше вероятность того, что комплимент будет принят хорошо. Но, очевидно, существует и субъективный компонент.
Сопротивление комплиментам и самооценка
Результаты предыдущих исследований показывают, что люди, страдающие от низкой
самооценки, склонны защитно отвергать комплименты, сделанные романтическим партнёром, потому что выраженный положительный образ не соответствует их негативному представлению о себе. Воспринимаемое несоответствие заставляет получателя сомневаться в намерениях партнёра. Поскольку они не хотят, чтобы ими манипулировали или чувствуют, что их неправильно понимают, партнёр, получающий комплимент, часто отдаляется от льстящего партнёра.
Получатели комплиментов оценивают сообщения по их отношению к заслугам. Они оценивают похвалу коллеги в сравнении со своим собственным мнением о работе. Доверие здесь также имеет значение, но в более специфическом смысле. При оценке учитывается опыт комплиментатора в области заслуг, намерения говорящего, его искренность, спонтанность или уместность комплимента в конкретном контексте, в котором он был получен, что может включать наличие аудитории, а также характер отношений.
Определение подлинности через оценку
Наблюдаемая реакция получателя
комплимента является результатом субъективного процесса оценки, а не объективного характера самого комплимента. Другими словами, некоторые люди реагируют не просто на сообщение, а на то, как они его воспринимают. Это может объяснить, почему люди с низкой самооценкой отвергают комплименты. Такая реакция может разочаровать и даже показаться нелогичной, поскольку такие люди, казалось бы, больше всего нуждаются в комплиментах. В действительности они просто не способны интегрировать позитивную информацию из-за негативного самовосприятия, часто включающего убеждение, что они этого недостойны.
Поэтому в следующий раз, когда кто-то не сможет благосклонно принять вашу искреннюю похвалу, поверьте ему, когда он объяснит: «Дело не в тебе, а во мне». Потому что, скорее всего, так оно и есть.
Ссылка на
оригинал.
Ещё
больше интересных материалов на нашем сайте:
Также
подписывайтесь
на «iDeaWay» в социальных сетях!