Калязин - напоминания о минувшем

Aug 14, 2017 12:43

Оригинал взят у ts58 в Калязин - напоминания о минувшем


Калязин хорошо известен колокольней Никольского собора, возвышающейся над гладью Угличского водохранилища. Она затмевает все остальные достопримечательности города. И несмотря на то, что в Калязине ещё есть на что посмотреть, это справедливо. Вид одинокой высокой русской колокольни посреди воды заставляет впечатлиться даже самых равнодушных людей. В этом посте я постараюсь уделить внимание и ей, и не самым известным местам города. Мой рассказ содержит кадры из двух посещений Калязина - поездки 2009-го года на "кукушке" по Савёловской ж/д, когда красивый деревянный вокзал Калязина ещё не сгорел, и детального осмотра весной 2017-го.


1. Калязин для меня - один из немногих городов, которые мне сложно описывать объективно ввиду связанных с ним личных событий. Я постараюсь не перегружать рассказ приватными мыслями, но совсем без них не получится. Мы с другом приехали сюда во второй половине дня тёплого сентябрьского воскресенья. Утром мы осмотрели Кимры и на пригородном поезде "Савёлово - Углич" отправились в Калязин. Вот он трогается от калязинского перрона в сторону Ярославской области. Нам же предстояло четыре часа прогулки по городу, за которые поезд должен успеть вернуться, чтобы увезти нас обратно:


2. Это была моя первая поездка на поезде типа "кукушка". Собственно, в основном ради него мы и поехали. Это уже потом были поездки в Озёры, Ржев, по Тумской магистрали, в Черепеть. А тогда увидеть три списанных с дальних перевозок вагона под тепловозом, курсирующие как пригородный состав, было удивительно. Савёловская линия недаром считается глухоманью: путевого развития почти нет, остановки в глухом лесу не были обозначены никак, а на иных перегонах ветки деревьев скреблись по окнам. Саму поездку я почти не отфотографировал. Всё равно в следующем году собираюсь доехать до Бежецка через Сонково, тогда подробно и напишу.


3. Едва сойдя с поезда, мы увидели обаятельный деревянный вокзал и сразу же купили внутри него обратные билеты. Там я впервые столкнулся с ситуацией, когда билетёрша недоумённо спрашивала, не поедем ли мы всё-таки на автобусе. Впоследствии в ходе поездок по глухим железным дорогам это повторялось не раз. В 2013-м году этот вокзал сгорел, а вместо него был установлен металлический павильон, напоминающий не то грузовой контейнер, не то общественный туалет.


4. А вот трагикомичный буфет здравствует и по сей день:


5. Далее минуя весьма интересные городские детали, не имея особого опыта путешествий по российской провинции и оттого счастливые и восторженные, мы напрямую ломанулись в сторону Волги. Помнится, взгляд остановился на уютном дворе с яблоней:


6. Вскоре мы были у Волги. Мы вышли не у парадного спуска улицы Карла Маркса, а чуть поодаль, на пустынную и обветшавшую набережную. Калязинская колокольня действительно завораживает, притягивает взгляд. Удивительно как заброшенности и следы трагедий вызывают в человеке реакцию, подчас куда более сильную, чем какие-нибудь образцово ухоженные архитектурные красоты.


7. Мы не спеша побрели вдоль берега как раз в сторону улицы Карла Маркса, откуда как правило любуются на колокольню. По дороге мы часто останавливались, слушая плеск волн и фотографируя причудливые узоры камней у берега. Историю колокольни не знает только ленивый: построена в 1800-м, а в начале XX-го века оказалась в зоне затопления водохранилища, вместе с большей частью исторического центра Калязина. По какому-то чудесному стечению обстоятельств, толком уже никто и не вспомнит какому точно, её не снесли, а в советское время даже укрепляли её основание. К сожалению, самые красивые здания города, его центр, храмы и монастыри такая удача не постигла. Они были снесены и разобраны. Под водой сейчас можно найти только фундаменты. На одном из островов в 2000-х восстановили башню Троицкого монастыря - крупнейшего на востоке Тверской области. Его также по кирпичикам разобрали перед затоплением, но часть территории не ушла под воду и образовала острова:


8. Наконец мы дошли до места, где улица Карла Маркса в прямом смысле уходит под воду, словно пытаясь дотянуться до затопленной колокольни. Когда-то это была центральная улица города, являвшаяся прямым продолжением дороги из Москвы и приводившая аккурат к главной площади с собором и колокольней. Сейчас то, что от неё осталось, - единственный цельный кусок старого Калязина, хотя это был даже не самый его центр. Проглядывая фотографии 2009-го года сложно не окунуться в тот тёплый осенний вечер, в атмосферу уюта и беззаботности.


9. Но вот я стою здесь снова, уже в марте 2017-го. Прохладный весенний ветерок создаёт рябь на ещё не до конца открывшемся водохранилище, на улице сыро и неуютно из-за таящего снега и обнажаемого им мусора. Одинокая колокольня всё так же стоит посреди водной глади. На месте и башенка на Монастырских островах, и старые калязинские особняки, некоторые из которых даже отреставрировали. Глаз подмечает разруху и необустроенность. Возможно, из-за сезона, а возможно и из-за появившегося за восемь лет опыта регулярных путешествий. За спиной остались кризисы, разрыв с Украиной, множество бытовых проблем. Моего друга, с которым мы прибыли в Калязин на поезде той далёкой осенью, уже давно нет в живых. Та поездка так и осталось первым и последним совместным путешествием.


10. Люди склонны забывать плохое, грустное. Горе постепенно притупляется, освобождает место для текущих забот и проблем. Но о нём могут напомнить какие-то сильные ассоциации, события, места, действия. Виды Калязина наводят на меня тоску не только из-за мыслей о забытой и преданной затоплению русской провинции, но и из-за связи с личной потерей. В марте 2017-го, по дороге из Кашина, я заехал сюда больше для того чтобы наверстать упущенное, но и не пройти по знакомым местам не смог. Последний перед спуском в воду квартал улицы Карла Маркса показывает, каким должен был быть весь центр Калязина:

11. Здесь, в этом уцелевшем историческом центре близ открыточного вида на колокольню, стоит памятник Макарию Калязинскому - монаху из соседнего Кашина, основавшему тут в XV-м веке сначала уединённую келью, а затем и монастырь, в память о котором выстроена башенка на острове с кадра №7. Именно с этим событием и связывают появление города, разросшегося вокруг обители.



12. Как правило, осмотр Калязина и Кашина совмещают, благо что находятся они друг от друга на минимальном расстоянии. Но сравнивать их просто рука не поднимется: общего у них, пожалуй, только местоположение и нынешний провинциальный статус. Куда более древний Кашин, от которого, по большому счёту, откололся Калязин, не потерял большую часть своего центра, и даже при условии уничтожения церквей советской властью сохранил очень многое. Но вид у него при этом более унылый. Ненамного, но всё же. При всей ценности и количестве кашинских древностей, одна калязинская колокольня в глазах массового туриста их затмевает яркостью и неординарностью образа.

13. А главное, конечно, - это Волга, которой нет в Кашине. Волга на расстоянии 200 километров от Москвы - это яхты, дорогие коттеджи, корпоративы, всякие фестивали и регаты. И хоть немного, хоть чуть-чуть, но Калязину перепадает от этого праздника жизни. Тут и дорогой ресторан, и байк-клуб где-то на окраине, и сервисы для яхт, и московские дачники. Как итог, Калязин хоть и так же запущен, но в мелочах, в деталях он выглядит живее и динамичнее Кашина. Пересекая Волгу и проезжая полтора десятка километров от Калязина до Кашина словно кожей чувствуешь эту границу между небогатой и очень далёкой, но всё же московской загородной зоной, и глухой аграрной провинцией.


14. Почти всё самое интересное в Калязине сконцентрировано в двух кварталах улицы Карла Маркса, прилегающих к Волге. В остальной части города - только отдельные одиночные объекты.


15. Среди сохранившейся старины на ул. Карла Маркса - дом купцов Ляховых XIX-го века. Ещё до революции в нём разместилось учебное заведение - женская гимназия. Так и теперь: в нём располагается педагогический колледж.


16. За два приезда почему-то так и не удосужился по-нормальному снять одно из самых заметных гражданский зданий Калязина - общественный дом 1883-го года, в котором сегодня располагается школа:


17. Хоть Калязин и начинал как примонастырская слобода, удобное местоположение быстро сделало его успешным в локальных масштабах торговым городком. В XIX-м веке здесь проводились ярмарки, развивалась промышленность. Сегодня напоминания о минувшем благополучии выглядят тоскливо:


18. Вдоль берега Волги тянутся довольно скучные и раздолбанные улицы. Большую часть застройки составляет неинтересный частный сектор, но попадаются и старые домики. Тоже, впрочем, не сильно интересные. Всё же в историческом Калязине это была периферия.

19. Любопытный получается зигзаг истории: то, что было центром Калязина, ушло под воду. Его окраины стали историческим центром сохранившейся части города, но в нынешней его жизни они всё равно играют роль окраин. А центр теперь находится там, где раньше вообще города не было, или были деревенские предместья.


20. И вдруг мы видим просто-таки дворец по калязинским меркам. Это техническое училище, созданное в 1903-м на средства местного купца Полежаева. Сегодня это колледж, носящий его имя. Проживая в Калязине, только ради ежедневного посещения этого здания можно сюда поступить.


21. Бывает, что даже советская эпоха дарила любопытные деревянные дома. Находится эта красота напротив колледжа с прошлого кадра:


22. А через дорогу от колледжа - полузаброшенный парк, вроде как к нему относящийся, и окончательно заброшенный корпус этого колледжа. За разрухой и деревьями не очень хорошо видно, но и он представлял определённый архитектурный интерес:


23. Интересная особенность нашей страны: если какой-то тренд появился, а его ещё и "сверху" поддержали, следовать ему будут неукоснительно. Всё, что связано с Победой и 9 мая, сейчас делается хорошо, качественно и быстро. На фоне любой разрухи воинские мемориалы будут аккуратны, отштукатурены и прибраны. Также и в Калязине: относительно новый парк Победы - едва ли не самое опрятное место во всём городе:


24. В конце аллеи героев - монумент, посвящённый павшим в Великой Отечественной воинам-калязинцам, красиво возвышающийся на берегу Волги:


25. Из парка выходим на современную центральную площадь. Здесь о старине ничего уже не напоминает. Администрация Калязинского района:


26. Ленин и небольшой сквер за его спиной:


27. Закрытый кинотеатр "Радуга", в котором вроде бы какие-то детские кружки действуют. Фото 2009-го года. За 8 лет на этой картинке не изменилось ничего. Даже машина какая-то вот так же стояла, а в ней парни вечер коротали:


28. Районная библиотека. Здание вроде бы совсем новое, 2000-х годов, но пооблупилось изрядно:


29. На центральной площади Калязина даже новостройки какие-то появились, даже не самого унылого вида. Вот такие мелочи и отличают его от Кашина:


30. Хотя вообще Калязин тоже выглядит потрёпанно, но не настолько. Это - главная улица города, Коминтерна. Главная в сегодняшнем смысле. Здесь все основные организации, магазины, транспорт. Но смотреть абсолютно не на что: застройка даже по советским меркам скучная.


31. Что удивило, в оба приезда на улице Карла Маркса, у самого берега Волги, стояли торговцы сувенирами. Видать, место ходовое. С такими потоками туристов вполне можно было денег для благоустройства города приподнять, тем более что учитывая яхтенную специфику, туристы тут должны быть небедные. Но пока зарабатывают только отдельные частники, а централизованного туристического бизнеса, как в соседнем Угличе, нет. Ограничивается всё план-схемами города, расставленными даже в нетуристических местах, и анонсами каких-то местных культмассовых мероприятий:


32. К улице Коминтерна прилегает какой-то совсем уж позорный городской парк. Сравните с вышепоказанным парком Победы, например. Неплохая концентрация парков для маленького города: это уже третий, только в центральной части. Даром что два из них почти заброшены.


33. Предельно неинтересный дом культуры, не лишённый, впрочем, инсталляции на фасаде:


34. После затопления центральной части города главным храмом стал Вознесенский. Построен он был в 1783-м на тогдашней окраине как кладбищенский, вместе с переносом погоста из центра на периферию. Собственно именно благодаря своему местоположению он и сохранился. Сама церковь - это небольшая постройка слева. Колокольня и трапезная, что посередине, возведены позже, а внешний вид комплекса вообще родом из конца XIX-го века, когда проводилась капитальная перестройка. Тем не менее, храм красив и стоит того, чтобы к нему подойти.


35. Храм уже можно сказать восстановили, а вот кладбищенская часовня рядом с ним продолжает разрушаться. В советское время на месте кладбища был устроен стадион, в этой часовне - кассы стадиона, а в церкви - хлебокомбинат.


36. У стен Вознесенского храма стоит памятник князю Скопину-Шуйскому, под предводительством которого в 1609-м близ Калязина были разбиты поляки, ранее сжегшие и разграбившие город. Смутное время остаётся самой тяжёлой и одновременно яркой страницей военной истории Калязина, который другие войны каким-то чудом обошли стороной.


37. По соседству с Вознесенским храмом - калязинский районный суд:


38. На стенах - красивое граффити о том, каким Калязин представляется в мечтах художника:


39. А на плакатах наружной рекламы - то, чем на самом деле живёт сегодняшний Калязин:


40. Довольно красив совмещённый железнодорожно-автомобильный мост через реку Жабню в черте города. В народе он носит кличку "горбатый". Железнодорожную часть построили в начале XX-го века, автомобильную - позже. Мост соединяет две части Калязина: основную и заречную, на другом берегу Жабни. В более широком смысле по нему проходит дорога на Углич. В частности, заросшие травой деревянные шпалы с проржавевшими рельсами - часть вполне действующей тупиковой ветки "Калязин-Углич". По ней ежедневно проходит пара пригородных поездов, а также с недавних пор поезд Москва-Рыбинск стал делать ночной заезд в Углич. На моей памяти такое впервые: поезд приезжает в Калязин, далее двигается в Углич, откуда снова возвращается в Калязин, и лишь после этого едет дальше в Рыбинск. Объяснить можно разве что сравнительно небольшой дальностью маршрута, из-за чего в Рыбинск он приезжает достаточно рано, что неудобно для пассажиров. В итоге лишних полтора часа пути они могут просто поспать и прибыть в Рыбинск в удобное время. Но всё равно непонятно: кому надо приезжать в Углич в полвторого ночи? Раньше туда ходил гораздо более удобный прицепной вагон.


41. Район за рекой имеет историческое название "Свистуха". В основном это частный сектор, но есть и несколько интересных объектов. Туда мы и отправимся. Первая остановка - один из корпусов на территории калязинской ЦРБ, прямо-таки готического вида. Собственно, как земская больница он и был построен в 1867-м, а теперь в нём располагается инфекционное отделение:


42. Свистуха - вполне исторический район Калязина. Изначально небольшое поселение существовало здесь ещё до официальной даты появления города, связанной с основанием монастыря. Обязано своим появлением оно было устью реки Жабни. Место впадения её в Волгу, как и все подобные локации, давало определённые преимущества в торговле, ремёслах, да и, думается, грабежах. На перекрёстке водных путей всегда можно было дождаться купцов, везущих товар или выручку. Но до затопления водохранилища Жабня была куда уже, и Свистуха находилась прямо напротив центра города. Это после расширения Волги она оказалась совсем далеко.


43. В Свистухе, получается, сохранилось больше церквей, чем в центре города. Первая - Введенская, 1882-го года, при кладбище. Долгие советские годы она оставалась единственной действующей в Калязине:


44. А вот вторая - Богоявленская, 1781-го года. Она не действует, в ней с 20-х годов работает местный краеведческий музей. Признаться, я думал, что к такому важному объекту города будет легко и удобно добраться. Но забравшись в глухие улицы частного сектора Свистухи, я подумал, что сбился с пути:


45. Но нет. Вся дорога к музею вплоть до его стен такая. В связи с этим у меня вопрос: много ли в музее посетителей? Я понимаю, что сюда организованно водят местных школьников и сюда добираются отдельные фанатики вроде меня. Но в Калязин вообще экскурсионные группы возят, а в маршруты подобных туров частенько включают местные музеи. Только тут, боюсь, автобус типа Neoplan вряд ли проедет. Да и индивидуальные путешественники могут не добраться, свернув с полдороги. Понятно, что на фото - весна, но сильно лучше эта дорога в любом случае не станет, разве что в мороз. В итоге, музей остаётся без клиентуры, а желающие просветиться - без пищи для ума. А на переднем плане тут, кстати, заброшенный кинотеатр "Огонёк":


46. А церковь сама по себе прекрасная и, получается, на сегодняшний день древнейшая в Калязине. Понятно, что размещение в ней краеведческого музея было отчасти хитростью, чтобы эту красоту сохранить. Но вот уже 26 лет как у нас церкви не взрывают, так что по-моему музею самое место теперь где-нибудь на центральной площади или на улице Карла Маркса, с видом на колокольню.


47. И снова фото 2009-го года. За горбатым мостом - хорошо известный телескоп калязинской радиоастрономической обсерватории:


В 2009-м году Калязин мне очень понравился. Он отдаёт едва уловимой уютной стариной, безнадёжно утраченной, но ещё ощутимой. Словно приезжаешь в уже чужой старый дом в деревне, где проводил каникулы в детстве. И это чувство в Калязине сильнее, чем в иных городах. Возможно именно потому, что старого города уже нет, а одинокая колокольня, словно забытая своим временем в этой новой жизни, лишь отчётливо даёт понять, что ничего уже не вернуть. Только в 2017-м мне уже не хотелось наслаждаться этим ощущением, а скорее наоборот - убежать от него побыстрее. Оно стало в тягость. Места, города и деревни - ничто без людей, которые их наполняют, с которыми они связаны. В иные из них лучше не возвращаться.

фотопутешествия

Previous post Next post
Up