Оригинал взят у
proboknet в
Каким было движение в центре Москвы до 1993 года?Тема организации дорожного движения в центре Москвы последнее время всё чаще становится предметом дискуссий среди транспортных специалистов. Ныне одностороннее 8-полосное кольцо вокруг Кремля существовало не всегда. Однако сейчас оно порождает перепробеги автотранспорта, использование центра как транзитной магистрали, является источником шума, лишних выхлопов, создаёт не очень дружелюбную среду вокруг себя, но главное, что оно в принципе не даёт возможности организовать удобные маршруты общественного транспорта.
Давайте прежде посмотрим на то, каким движение в центре было раньше, до 1993 года, когда была введена существующая схема. Для этого обратимся в небольшой исторический экскурс, используя для ориентации существующие названия улиц, дабы было проще.
Вас ждет увлекательная экскурсия в прошлое!
Несмотря на многие изменения в застройке центра города, движение по улицам (или по местам, оставшимся от улиц) сохранялось практически в прежнем виде до начала 1960-х годов. Театральный проезд, Охотный ряд, Моховая, Манежная улицы и площадь Революции - везде было двусторонее движение.
Проезжая для автомобилей была и Красная площадь, через которую можно было попасть напрямую с Тверской на Большой Москворецкий мост (согласитесь, очень удобный был маршрут).
В 1963 году (по другим данным в 1964) была произведена первая серьёзная реорганизация движения, связанная с тем, что было закрыто движение транспорта через Красную площадь. Одновременно с этим, были переведены на односторонее движение Моховая и Охотный ряд (в направлении от Тверской к Б. Каменному мосту) и Манежная улица (в обратную сторону). Движение по площади Революции стало тоже односторонним (от Манежной к Театральной), но было сохранено двусторонее движение перед гостиницей «Москва» и по Театральному проезду. Кстати, именно в тот момент стала односторонней и
Варварка. Только движение по ней шло вовсе не как сейчас, а наоборот: с Москворецкого моста на Славянскую пл. Сделано это было, чтобы направить туда транспорт, проезжающий ранее через Красную площадь.
Таким движение стало
Обратите внимание, как было организовано движение на Манежной площади и на то, как был организован поворот с Тверской на Театральный проезд в сторону Лубянки. Приятно видеть, что раньше инженеры по организации движения были на очень хорошем уровне.
Фотография, сделанная вскоре после изменения движения. Еще даже видна старая разметка.
Но такая схема движения просуществовала очень недолго, уже в конце 60-х она снова была изменена. Стал односторонним Театральный проезд от Большого театра до Тверской, было закрыто движение по Манежной площади перед гостиницей «Москва» (там сделали парковку туристических
автобусов и такси). Исчез левый поворот с Манежной на Тверскую, теперь для этого стало необходимо объезжать гостиницу через пл. Свердлова. Наверное, это стал первый оттянутый разворот в городе:)
После всех изменений
Моховая стала окончательно односторонней.
Если посмотреть эту схему в деталях, иногда становится просто страшно от того, каким негуманным (даже по нынешним меркам) был для пешеходов тогда центр города. Вот например, Манежная улица. Посмотрите, между Манежем и Кутафьей башней 4-х полосная проезжая часть! И обратите внимание на ширину тротуаров!
Сейчас эта территория хоть и занята парковкой, но фактически отдана пешеходам, а площадь между Моховой и Кутафьей башней и вовсе является полностью пешеходной.
В этом же потоке шел и общественный транспорт.
Перекрёсток с Б. Никитской (тогда ул. Герцена) был действительно перекрёстком.
Кстати, перед Манежем была конечная остановка нескольких маршрутов общественного транспорта.
Смотреть на эти фотогрфии можно бесконечно!
И стоянка для многочисленных автобусов. Интересно, туристических или междугородних?
Перекрёсток со Знаменкой. Сейчас это место даже трудно назвать перекрёстком. Обратим внимание на пешеходный переход через Моховую.
Еще раз Боровицкая площадь, но с другой стороны. Идеально ровное место слева - в 1972 году тут образовывается лужайка после сноса домов к
приезду Никсона в 1972.
Кстати, до 1992 года напротив вестибюля метро Библиотека им. Ленина (сейчас он относится к Боровицкой) был наземный пешеходный переход со светофором! На предыдущих фото он тоже есть. Естественно, что у выхода из метро была остановка наземного общественного транспорта.
Забавно, но она сохранилась и по сей день. Хотя последний троллейбус останавливался на ней более 20 лет назад.
Но вернемся к улицам. Знаменка и Воздвиженка - обе были двусторнними.
Воздвиженка.
Знаменка.
Между музеем Ленина и гостиницей «Москва» тоже активно ездили машины.
Сейчас это пешеходная зона, где есть лишь небольшой проезд в подземный паркинг.
Театральная площадь.
Театральный проезд от Большого до Лубянки всегда был двусторонним.
Новая площадь. Тут тоже было двусторонее движение!
Вот примерно в таком виде всё и существовало до 1993 года. В 1993 году начали строительство торгового центра «Охотный ряд», после чего движение транспорта через Манежную пл. и пл. Революции было прекращено, а Манежная улица стала фактически парковкой. Надо отметить, что при всех плюсах и минусах, организация торгового центра и переустройство прилегающих площадей позволило сформировать большое общественное пространство, которым активно пользуются москвичи и гости столицы. Сейчас подобное «отвоёвывание» территории у автомобилистов было бы очень в тренде, но вызвало бы бурю негатива.
Кстати, торговый центр повлиял не только на движение по поверхности, но и на движение под землей. Мало кто знает, но при строительстве «Охотного ряда» был разобран один из тоннелей первой очереди метрополитена. Конечно, в 90-е годы он уже не использовался в регулярном движении, но продолжал использоваться в служебных целях. Этот тоннель отлично видно на этом фото в самом центре котлована ближе к Манежу.
На оставшейся части Кремлёвского полукольца, как мы знаем, было организовано односторонее движение по часовой стрелке. Кстати, прошлый глава ГИБДД-ГАИ Владимир Фёдоров предлагал пустить там движение в обратном направлении - против часовой. Тогда можно было бы сделать все повороты на него и с прилегающих улиц практически бессветофорными. Но в результате победила сторона тех, кто утверждал, что в таком случае будет некуда девать огромный поток транспорта с Ленинского проспекта.
Поэтому такую историю мы видим с 1993 года каждый день.