как готовиться к докладу на конференции

Oct 06, 2012 23:48

Я пришла к выводу, что начинать надо не с текста доклада, а с подготовки раздаточных материалов или презентации.


Обычно любая научная мысль проходит три агрегатных состояния: 1) тезисы 2) доклад на конференции 3) статья.
Я хочу подчеркнуть: это разные жанры. Совсем разные, с разными целями. И если написать текст доклада и его разучивать, получится не доклад, а плохая статья. Плохая - потому что у тебя не хватит времени рассказать всё, ты будешь торопиться и всё скомкаешь. Так происходит каждый день.
Итак, если сейчас у тебя стадия доклада, я предполагаю, что стадия тезисов уже была. Может, ты даже успел написать статью на эту тему. Отлично. Факты собраны. Так вот, доклад - это твой шанс рассказать людям об этой идее. Донести до слушателей. Это самое главное. Подумай: если перед тобой сидит 10 человек, возможно, это самое большое количество людей, которое когда-либо узнает о твоей идее. Статью прочитает еще меньше людей, даже если включить в их число редактора, корректора и научного руководителя.
Не нужно приводить много фактов. Не обязательно приводить все ступени доказательства и все цитаты. Нужно иметь это наготове, где-то под рукой, если слушатели зададут вопросы. А в выступлении - только суть, только основные вехи, только квинтэссенция.

Почему?
Потому что люди все равно не запомнят больше. А если их перегрузить фактами, то вообще ничего не запомнят.
В чем смысл твоего выступления? Рассказать всё, что ты "знаешь по теме"? Выпендриться? Отчитаться? К сожалению, я наблюдала все эти вариации.
Нет, смысл выступления в том, чтобы сидящие перед тобой люди поняли, о чем ты говоришь, запомнили это (и тебя запомнили) и задавали вопросы. Потому что из вопросов слушателей рождаются новые идеи.

В связи со всем вышесказанным: нужно готовить доклад, ориентируясь на слушателей. И в первую очередь подготовить то, что они увидят - хэндауты или презентацию.

Хэндауты. Они должны быть удобными в использовании, чтобы можно было одним взглядом всё окинуть. Информация должна быть подана схематично. Никаких сложных предложений, больше словосочетаний и таблиц/схем/рамочек.
Лучше всего пронумеровать все пункты и во время доклада отсылать за материалом к какому-то пункту.
Обязательно напиши своё имя и электронный адрес. Ведь это - "то, что останется после тебя".
Когда хэндаут будет составлен, когда будет улажено графическое представление, тогда можно переходить к репетиции устного сообщения. Можно набросать себе маленький план, а можно просто идти по хэндауту. Когда ты хотя бы раз отрепетируешь речь, то поймешь, что в хэндауте надо что-то изменить - меняй это и опять репетируй устно. И так до бесконечности до того момента, пока не поймешь, что всё согласованно и логично.
Мне удобнее всего выступать с докладом, держа в руке хэндаут. По-моему, это нелепо, когда человек читает доклад по одной бумажке, а потом, чтобы сослаться на хэндаут, хватает его и ищет пункт: "Сейчас скажу, какой это номер..."
Ты ведёшь своих слушателей через дебри познанья. Ты уже прошёл этот путь открытия чего-то интересного и теперь ведёшь их. Ты просто завидуешь им, что они сейчас узнают кое-что потрясающее! Я всегда завидую людям, которые ещё не смотрели мой любимый фильм, а как насчет научного открытия?
Но не забудь: ты идёшь вместе с ними. Ты вместе с ними для себя заново открываешь новые земли.
Пусть это будет увлекательно! Пусть это будет живо и интересно. Ведь это твоя идея, ты должен заразить ею всех остальных. То есть настроение примерно такое: "Вы представляете... а употребление этих предлогов-то пересекается! / а аорист-то тут вместо перфекта! а грохот-то - это никакое не звукоподражание!!!" (насчет последнего - обращайтесь, расскажу ;))
Чего делать нельзя ни в коем случае: нельзя на хэндаут целиком помещать контексты, выписки и т.п. Короче, длинные предложения, а тем более абзацы. Я понимаю, что в силу специфики предмета или области тебе может быть нужно сослаться на контексты, именно их ты исследуешь и о них говоришь. Правильно, без них не обойтись... в статье. Или в приложении. Хэндаут - это листочек, по которому люди глазами следят за твоим выступлением. Всё, что на нём написано, подлежит прочтению во время доклада, а не после. Я никогда не понимаю людей, которые дают тебе скрепленные степлером листочка 3-4 и потом сами теряются в пунктах. А даже если не теряются, я теряюсь. Ведь для меня это новый материал! Я вижу это в первый (и порой надеюсь, что в последний) раз. Если тебе так дороги все факты, сделай приложение к хэндауту, так сказать, домашнее задание. Или объяви: "Подробные материалы вы сможете найти в моей новой статье, которая выйдет тогда-то там-то". Тот, кому надо, найдет статью, или подойдет к тебе после доклада, или напишет на почту. Не надо перегружать информацией всех.
Многостраничный хэндаут плох ещё тем, что он вызывает панику: "Я не успею всё рассказать!". И часто люди действительно не успевают. По ходу замечу: даже если ты не успеваешь, ни в коем случае в этом не сознавайся. Делай вид, что так и надо, а оставшиеся страницы или пункты - это просто дополнительная информация.
По своему опыту я заметила, что укладываюсь в 15 минут отведенного времени рассказать о том, что написано на одной странице хэндаута в альбомном развороте. При этом страница разделена на 2 колонки. Попробуй - помещается много, но не слишком много, что хорошо.

Да, само собой разумеется, что ни в коем случае нельзя читать по бумажке, а можно только говорить и в крайней нужде зачитывать цитаты. Хотя и их можно выучить. Слушай, это всего 15 минут, неужели ты не сможешь что-то выучить на 15 минут?

Презентация. Если ты решил донести свою идею через презентацию, то процесс подготовки к докладу будет несколько отличаться.
Остается актуальным пункт про то, что нужно сначала графически представить свои идеи, а потом уже репетировать речь. Но перед составлением презентации может потребоваться план. Ведь презентация должна быть динамична, в ней должна рассказываться история.
Совершенно необходимо посмотреть ролик про презентации Алексея Каптерева, а потом можно и прочитать его новую книгу Мастерство презентации. Я ещё не читала, но уже в предвкушении.
Ещё добавлю, что нужно выбирать контрастные цвета и простое оформление, потому что часто в залах слишком светло и цвета на экране выглядят приглушеннее. Зелёный - каким-то серым, красный - коричневым. И не забывай: среди твоих слушателей могут быть дальтоники. Просто имей это в виду. Больше контрастности.
Очевидно, но очень сложно но практике: ни в коем случае не поворачивайся лицом к экрану. Никогда и ни за что. Встань вполоборота к экрану и слушателям. Если тебе нужно подойти вплотную к экрану и что-то показать указкой - это значит, ты плохо подготовил презентацию. Каждому слайду должна соответствовать одна идея с примерами. Как можно больше пустого пространства на слайде! Тогда, даже если надо будет пролистать несколько слайдов, ты легко сможешь найти нужную информацию.
И - практика, практика, практика. Не расстраивайся, если не получилось с первого раза. Учись на своих ошибках и промахах, чтобы твоя следующая презентация была намного лучше!
Ну, так как по презентациям есть хорошие руководства, я больше не буду останавливаться на них. Перейду к тому, что происходит после доклада.

Вопросы и дискуссия. К ним тоже нужно готовиться. Нужно подавать свой материал так, чтобы осталось пространство для вопросов. Даже если слушатели не задали тебе ни одного вопроса, их можно на это провоцировать: "Может быть, вас интересует, почему.../ может, вы хотели бы узнать...".
Плохо, если вопросы задают после прослушивания всех докладов. Обычно тогда не получается мгновенной, живой связи. Поэтому лучше в самом начале заседания настоять на том, чтобы вопросы задавались после каждого выступления. "Настоять" не значит потребовать, можно вежливо, но твердо попросить об этом. Обычно руководители секции говорят в самом начале, если они хотят все вопросы поместить на конец, так что будь начеку и предложи другой вариант.

Почему я так беспокоюсь о вопросах?

Ты знаешь со школьной скамьи, что если нет вопросов, то либо всё понятно, либо ничего непонятно. В случае с конференциями добавлю третий вариант: либо до этого нет дела, всё равно, не интересно, всем плевать. Ведь ты не хочешь, чтобы твой доклад был воспринят так? Понятно абсолютно всё быть не может: ты ведь докладываешь не какую-то общеизвестную истину, а результаты своего исследования. Нужно быть открытым - тогда, может, люди просто выразят своё мнение и согласятся с твоим решением. В любом случае, выскажутся. Будь готов к этому. Жажди этого. Провоцируй.
К сожалению, бывает так, что руководители секции не дают времени людям подумать. Ты сказал последнее слово, поблагодарил за внимание, и они сразу: "Спасибо, Идалия Вячеславовна. Вопросы есть? Нет? Хорошо, тогда переходим к следующему докладу..."
Они не понимают, что сразу вопросы не могут родиться. Ещё обертоны последнего слова не отзвучали в аудитории, а вы уже переходите к следующему докладчику.

Или у нас отношение такое к вопросам? Боязненное что ли. За 5 лет обучения в университете я не припомню, чтобы после лекции студенты задавали вопросы. Были единичные случаи (вопросы про дату зачета не в счет). То же происходит на конференциях. Такое ощущение, что все хотят поскорее отстреляться и уйти с этой ужасной трибуны, с этого ослепляющего света рампы.
Я не говорю, что так везде. Но много где.

По этому поводу лирическое отступление. Летом 2011 года я приняла участие в летней школе Кембриджского университета. Суть была в том, что надо было ходить на пленарные лекции по своему предмету (на каждой лекции новый лектор) и еще на 2-3 курса, а потом вечером на общие вечерние лекции, которые читались для всех участников, безотносительно к предмету. Короче, я видела очень много разных британских лекторов, из разных университетов. Они были и правда разные, но всех объединяло одно: они обязательно оставляли время на вопросы. Это было немыслимо, чтобы никто не задал вопроса! Но и время специальное отводилось. И от такой подачи совершенно другое ощущение. Может, это элемент академической культуры, который у нас не является обязательным. Насаждай его.

Итоги. Главное - неравнодушие. Я специально в этой заметке была категорична: делай так, не делай так. Потому что мне не всё равно. Но это мой опыт и взгляд, и я признаю, что он далеко не единственно правильный. У тебя всё может быть по-другому. Напиши мне об этом, я с радостью откликнусь.
Но я твердо верю, что каждый выступающий должен быть 1) воодушевлен своей идеей и 2) открыт к диалогу. Иначе зачем конференции?

Что думаете? Согласны, не согласны, обрадованы, возмущены?
Были ли полезны мои советы?
Может быть, вы порекомендуете полезные ссылки?

ссылки, конференции, "how to" guide, cambridge summer schools, советы аспирантам, выступления, хэндауты, презентации

Previous post Next post
Up