Гарнитура:
Kuenstler 165 Тип: антиква
Начертание: Regular, Bold
Кодировки/Форматы: Cyrillic - Win PS, Mac PS; Multilingual - OT
Производитель:
ПараТайп Дизайнеры: Рудольф Кох, Изабелла Чаева
Дата выпуска: 19 ноября 2008 года
Стоимость одного начертания: Win PS, Mac PS - 650 рублей, OT - 800 рублей
Стоимость комплекта из 2 начертаний: Win PS, Mac PS - 1180 рублей, OT - 1470 рублей.
Шрифт Кюнстлер 165 (Kuenstler 165), получивший распространение также под именами Кох-Антиква (Koch Antiqua), Локарно (Locarno) и Eve (Ева), - это один из наиболее известных и популярных шрифтов Рудольфа Коха, немецкого каллиграфа и дизайнера шрифта первой половины 20-ого века. Он был спроектирован в 1922 году для словолитни Клингшпор (Klingspor) и в настоящее время входит в каталоги большинства шрифтовых издательств мира.
Здесь хочется сделать остановку для небольшого экскурса, необходимость в котором давно назрела. Название Kuenstler 165 было придумано фирмой Битстрим и демонстрирует один любопытный факт истории типонимики. Когда Мэтью Картер и Майк Паркер в 1981 году основали фирму Битстрим, они решили, что будут продавать не только шрифты собственного дизайна, но также оцифровывать и распространять компьютерные шрифты, дизайн которых принадлежит другим фирмам, в частности фирме Линотайп. Американский закон не защищает авторские права на дизайн, так что с юридической точки зрения это было вполне правомерно. Однако этот закон защищает торговые марки и запрещает их использование без разрешения владельца. Поэтому те шрифты, чьи названия были зарегистрированы как торговые марки, пришлось переименовать. Придумывание названия шрифту процедура довольно мучительная, а поскольку шрифтов планировали выпустить много, решили подойти к вопросу системно - шрифты разложили по классификационным группам, и имена формировали из названия группы, следом за которым записывали трехзначное число, связанное с некоторыми геометрическими параметрами дизайна. Первая цифра отражала размер очка строчного знака, а две последующие должны были нумеровать близкие по конструкции рисунки близкими номерами. Однако последнее правило оказалось слишком туманным и на практике не выполнялось. Среди классификационных групп были Альдины (Aldine), Гуманистические (Humanist), Возрожденные (Revival), Голландские (Dutch), Брусковые (Geometric Slabserif) и т.п. Одна из групп называлась Художественные (Kuenstler), в нее попадали шрифты с «художественными излишествами», к которым и была причислена Кох-Антиква. Она получила код 165, что означает, что шрифт имеет небольшой рост строчных.
Значительную часть библиотеки Битстрима на первых порах составили переименованные и переоцифрованные шрифты Линотайпа. За это фирма Линотайп много лет стыдила фирму Битстрим, ставя ей в вину вопиющее нарушение морали, поскольку теряла на этом значительную часть доходов. Особое раздражение это вызвало, когда диск с библиотекой шрифтов Битстрима начал поставляться в комплекте с редактором Корел Дро, и таким образом лучшие и наиболее известные шрифты Линотайпа стали распространяться за символическую цену, практически даром. В 2003 году этот многолетний конфликт, наконец, разрешился - Битстрим и Линотайп подписали соглашение, по которому первый получил право продавать шрифты последнего, в том числе и в своей оцифровке и со своими именами.
Справедливости ради надо заметить, что Линотайп имел претензии не только к Битстриму, но ко многим другим фирмам - Монотайпу, Майкрософту, Адобе и проч. по разным поводам, и в этих историях не все так однозначно, как представлено в трактовке Линотайпа, особенно если вспомнить их контракт 1980 года с Адобе и уход Майка Паркера и Мэтью Картера из Линотайпа. Что уже совсем другая история.
В библиотеке ПараТайп до сей поры шрифты Рудольфа Коха были представлены только шрифтом АйТиСи Кабель (ITC Kabel) - значительно переработанной версией Кабеля Коха. Хотя, стоит признать, что и сам Кох неоднократно перерабатывал рисунок Кабеля и выпускал на его основе разные шрифты. Некоторые подробности о шрифтовых работах Коха можно прочитать в
журнале Дефис.
В отличие от работ своего современника Якоба Эрбара, прекрасно представленных в кириллице, достаточно богатое наследие Коха, а его авторству принадлежит около трех десятков шрифтов, нашими соотечественниками явно недооценено. Исправляя это досадное упущение, компания ПараТайп подготовила к выпуску кириллическую версию шрифта Кюнстлер 165 в двух насыщенностях. Дизайн кириллицы выполнила Изабелла Чаева, которой, наконец, представился шанс отдохнуть от бесчисленных гротесков и дать волю своей тонко организованной художественной натуре. Белла настолько вжилась в образ Рудольфа Коха и увлеклась работой, что не смогла вовремя остановиться и, закончив со стандартным комплектом кириллицы, сначала дорисовала некоторое количество альтернативных вариантов букв, а потом принялась за латиницу. К несчастью ее в этом достаточно быстро уличили, так что она успела перерисовать только знак @.
Кох-Антиква - это тонкий акцидентный шрифт с мелким очком строчных знаков и высокими верхними выносными элементами, грациозно сужающимися книзу. Он был чрезвычайно популярен в рекламе в период между двумя мировыми войнами и, наверняка, известен всем по образцам графического дизайна того времени. Его нужно применять умеренно для создания ощущения «ретро» в рекламной, книжной и другой печатной продукции. Настоящие шедевры несут в себе дух своего времени. Миновав яркий, но, как правило, короткий период модной новинки, они со временем переходят в разряд классики и предполагают потребление маленькими глотками. Несомненно, что этому шрифту уготована долгая и плодотворная жизнь в среде отечественного дизайна. По сути, у него нет конкурентов - ну где ещё можно найти такое прекрасное и необычное сочетание идей Баухауза и каллиграфии.