Статья из газеты «Известия» от 22 июня 1936 г. Автор Ник. Вержбицкий.
Отрывок.
«Плотина второго гидроузла Большой Волги, в 12 км выше Рыбинска, подопрёт реку, поднимет её уровень на 18 метров, и город Молога окажется на дне колоссального озера-водохранилища площадью 300 тыс. га, а объёмом в 10,5 миллиарда куб. метров. Если бы всю эту массу воды понадобилось пропускать через трубу диаметром в 1 метр, - на это потребовалось бы около 150 лет.
* * *
Кипит, спорится работа под Рыбинском. Не узнать левого берега Волги. Возле устья Шексны и Мологи, там, где год тому назад рыбинцы мирно ловили стрежневую стерлядку и постреливали среди кустов и перелесков косоглазых зайцев, - широко размахнулась строительная площадка Рыбинского гидроузла.
Только-что минула тяжёлая весна, с грозным ледоходом и паводком, какого не видели с 1926 года. Льдины и могучее половодье грозили сломать, исковеркать, и смыть первую преграду, заставившую реку изменить своё русло. Волгостроевцы грудью стали на защиту с огромными трудами созданной перемычки. И отстояли её. Волга ярилась, льды горами наваливали на преграду, но кончилось тем, что стихия оказалась бессильной перед героизмом и настойчивостью большевиков, - река взяла правее и покорно освободила место для постройки плотины и шлюзов на Волге и Шексне. Сейчас здесь десятки экскаваторов выгрызают котлованы глубиной до 25 метров, грузовики непрерывной колонной принимают из ковшей влажную землю, аммонал взрывает глиняную толщу, кричат и суетятся паровозы на вновь построенной ветке, тысячи людей, вооружённых сложными механизмами, готовятся накинуть на шею двух больших рек бетонные арканы и заставить их работать по-новому.
Таких колоссальных гидросооружений у нас ещё не было. На Рыбинском и Угличском гидроузлах, на небольших сравнительно площадках, должно быть вынуто около 33 миллиардов куб. метров земли (вдвое больше, чем на Беломорканале) и уложено до 2,5 миллиона куб. метров бетона (в два с лишком раза больше, чем на Днепрострое). 30 000 хозяйств должно быть переселено из затопляемой зоны. Сроки работ сжаты. Этим летом нужно подготовить для бетонных работ громадные котлованы, над которыми вырастут два самых больших в стране шлюза, плотины и две электростанции, одна из которых в Рыбинске, будет мощностью в 30 000 квт. В сентябре должна начаться кладка бетона. В этом же году надо построить 230 км железнодорожных путей. К паводку 1938 года необходимо в основном закончить все земляные и бетонные работы, а к началу навигации 1939 года объявить, что оба гидроузла готовы.
* * *
В конце 18 века академик Паллас, совершив путешествие по Волге, серьёзно задумался над возмутительным неэкономным использованием её транспортных возможностей и над изолированностью этой величайшей из европейских рек, бассейн которой судоходен на 17 000 км и занимает площадь, на которой живёт четверть всего населения России. Палласом были сделаны первые наброски проекта соединения Волги с Балтикой, Чёрным морем, Сибирью и Ледовитым океаном.
Но царскому правительству, а тем более отдельным капиталистам, не под силу было осуществить даже небольшую часть этого смелого проекта. Проходили десятки лет, и по-прежнему вниз и вверх по матушке по Волге медленно двигались баржи, мошканы с крышей «конём», парусные гусяны и расшивки, шитики, коломянки и суряны с лесом, солью, рудой, саратовской пшеницей и каспийской рыбой. Они то и дело застревали на мелях и перекатах, а летом, когда верховья Волги можно было переходить вброд, - здесь и вовсе прекращалось судоходство.
В 1927 г. проф. А.В. Чаплыгин выдвинул проект ирригационных работ в Заволжье, страдающем от губительных суховеев. А в 1932 г. советское правительство решило начать в бассейне Волги целую систему ирригационных и гидротехнических работ, объединённых общим планом, известным под названием «Большая Волга». Грандиознее замысел трудно себе представить. Гигант Днепрострой - гордость первой большевистской пятилетки - покажется скромным начинанием в сравнении с тем, что будет представлять собою весь комплекс гидросооружений «Большой Волги». Каждая его часть звучит, как глава величественной поэмы.
И вот уже под Угличем и Рыбинском кипит и ширится работа, вынуты первые первые миллионы кубометров земли, властно меняется русло реки. Рождая героев социалистического труда, возникают первенцы великой стройки.
Пройдёт год-два, и Волга уже не сможет по-прежнему резвиться перекатами, ериками, протоками и заводями, прихотливо меняя свой стержень, - она будет превращена в глубокую магистраль, по которой смогут ходить морские суда. И её же заставят вращать турбины сверхмощных электростанций, которые сделают неузнаваемыми шумные приволжские города».