Дополнения к теме о хлебе. ПЕСНЬ ХЛЕБНОЙ БОГОМАТЕРИ

Feb 19, 2017 11:00

Дополнение к комментариям на  страничке http://otets-gennadiy.livejournal.com/252873.html

Мой дед умер от голода в сибирской  ссылке. Во всех письмах просил прислать сухарей. Посылали, но он не получал.
Вот его письмо из Сибири:

1933 Года 6 Марта Добрый день здравствуйте многоуважаемое моё семейство Ефросиния Николаевна и Алексей Д.  Александ Д. и Софья Павловна и Коля и Юрочка и шлю я вам Свой Горячий привет и с любовию по нискому поклону  и желаю я вам всего хорошего в делах ваших скорого и щестливого успеха уведомляю я вас что я ваши писма получил которые писаны 17 Марта, а я получил2-го апреля за которые я вас Благодарю что вы пишите послали посылку сухарей но я ещё неполучалнезнаю когда и придёт жду как Христова дня ещё больше не знаю как дождаться что очень уморно получаю (360) грм на день только когда работаю а не работаю дакнечего не получишь вот как хошь и живи нашто умереть придётся здеся в Сибире прошал бы я вас если пожалеите меня дак сухарей почаще посылайте дак может остануся живой приеду на родину вы Опрося пишите что Тулякова осудили на десять Годов и Серёгу репина зятя осудили да по кацацые оправдали Я вас попрошу что я посылал письмо лебедеву давно я от их получил и сразу написал ответ но просил тоже сухариков из холхознова и ещё писал Брату Михаилу две открытки тоже я получил от его письмо осению одно больше не получал попросила бы Лебедева что оне не пошлют ли сухариков и брата Михаила и у немка Санке поговорила бы вы писали что немко заработал хлеба порядочно дак он может посушат сухариков вся жис пропадает изза хлеба мне здеся как плохо живётся муку украли да кошелёк вытащили из кармана 18 рублей денег и документы да ком сее работал месяц задаром (7) рублей только январь месяц надо бы получить семьдесят рублей а я получил 17 дак вот мне и плохо памети нечего не стало не знаю как и пережить Милая жена ЕфрочинияНиколаевна и милой сын Алексей Димитриевич…. Опрося я написал письмо в Ленинград Шурке лна мене послала карточку себя очень полная на лицо мене показаласся я буду глядеть как на живую очень я рад карточке
Адрест мой новый СВК Город Енисей Кауров переулок дом №3 квартера внизу Димитрию Ионину

После смерти Дмитрия Ивановича его дочь (моя мама) Александра Дмитриевна получила письмо из г. Енисейска.

Ну Здравствуйте Шура я к вам не с хорошими вестями но выполняю наказ дедушки Ионина Дмитрия Ивановича
16 мая в 11 часов ночи Папаша скончался хворал три дня в маленькой избушке. Ну дедушко скончался от голода ему давали хлеба 400 гр. На сутки больше ничего. От вас посылок дождаться не мог.
Перед смертью всё мне наказывал, чтобы я сообщил вам и, чтобы я его похоронил. Ну а я наказ выполнил и сообщаю вам похоронил 18 мая, сделал грод как следует а то ссыльных хоронять некому, бросают в яму.
Но я до этого не допустил всё же собрал свои силы и похоронил.
Шура за мой труд за наказ дедешки прошу и выполните вы отправьте мне фунтиков 5 сухарей помянуть дедушку, и как я выполнил наказ и похоронил.
Ну вы как дочь, думаю, вышлите. Дедушка как начал умирать и мне сказал подай карточку дочь
Я подал, он поцеловал и сказал так не понятно - не знают меня родимые и начал кончаться.
Шура будим знакомыми может ищо увидимся, это мне будет 21 год отроду, сослан за хулиганство. Ну может придётся вам быть в городе Инисейском сходите к дедушке. Адрес: верхнее кладбище, 6 ряд.
Шура моё письмо будь добрая направьте моей маме по адресу З. Ж.Д. ст. Борзая Алек. Зав. район с/с Пури Аникеевой Анне Ивановне. Я Шура ошибся, домой отправил один конверт.

О себе.
Вспомнила такой случай. Мне было 11 лет. Я ехала на колёсном двухэтажном пароходе "Подарок 1 Мая"  из Рыбинска от тётушки в Мяксу домой. Везла в 2-х сетках-авоськах 4 буханки белого хлеба и килограмм конфет - карамель круглые жёлтые лимончики. Миновали шлюз, стоим у пристани в Переборах. Слышу разговор, что пароход дальше не пойдёт, пока не утихнет шторм на Рыбинском водохранилище. А ветер, говорят, 12 баллов. У меня были попутчики-земляки, кому я была поручена. Поэтому не расстраивалась ни о чём, романтика!. С подругой такого же возраста мы бегали по всем палубам, заглянули даже в рубку. Помню  до сих пор на окнах каюты капитана бордовые бархатные с кисточками шторы. Наш пароход не стоял постоянно у причала, а уступал место другим судам, дожидаясь в сторонке. Как только он начинал ход, думалось, что уже поехали в Мяксу, но возвращались обратно к тому же причалу. Так проходил день, другой. Уже крыша с трубой и тополя над нею, что стояли на берегу, стали надоедать. Обоняние начинало остро чувствовать запахи из салона столовой. Всё это время я брала конфетку за конфеткой, но до хлеба не дотрагивалась. Ножа не было, а привезти хотелось все буханки домой. Гуляем с подругой по палубам, наши попутчики в столовой сидят, суп едят гороховый, а у меня даже денег нет. Ведь тетушка проводила только на ночь в пути, а утром в 7 часов буду дома. Но вот пошли вторые и третьи сутки. Конфет я больше не хотела, но хлеб берегла, даже ломать было жаль буханку. Обманывала  работа мотора парохода, много раз казалось, что уже поехали. Но это нас возили туда-сюда, как помеху работы пристани. Не заметила, когда после третьего дня среди ночи мы отчалили. Проснулась в Мяксе, никто не встречал, еле доплелась до дома. Там с порога проговорила тихо: "Мама, нет ли щей?". Долго потом соседка мне напоминала  в усмешку эту фразу, т.к. я щи редко ела - просто, некогда было, выпьешь два стакана молока: олин залпом, второй с чёрным хлебом - и снова на улицу с подружками. На  жёлтые карамели-лимончики не могла смотреть лет десять.

Выкопировка из ЖЖ "Дневник протоиерея Геннадия Беловоллова" ПЕСНЬ ХЛЕБНОЙ БОГОМАТЕРИ http://otets-gennadiy.livejournal.com/252873.html
2

2017-02-17 04:11 (UTC)


Когда я училась в школе в 50-е годы, с хлебом было уже хорошо. Иногда ученики-безобразники, на уроке могли кидаться сухими корками. Учительница Ирина Николаевна Орнатская была возмущена таким отношением к хлебу. Мы удивлялись: и что это она так сильно отчитывет нас, ведь эти корки уже никому не нужны, стоит ли так тратить нервы. Потом только узнали, что она с малолетним сыном пережила оккупацию в г. Павловске под Ленинградом и немецкий плен.

idaal
2017-02-17 07:22 (UTC)


Старшее поколение нынешних жителей села Мякса выросло на хлебе, который выпекали в храме Преображения. Вкус того хлеба вспоминают и сейчас. Но какие очереди приходилось выстаивать каждый день, хлеба на всех не хватало, продавали его ограниченно, только в одни руки. Обычно очередь занимали с вечера, а утром у хлебного ларька теснилась настоящая волнующаяся толпа, старики приводили детей, чтобы получить на семью, а за тех, кто в это время на работе, и не спрашивайте. Белый хлеб бывал не всегда. В соседних деревнях колхозники работали за трудодни, которые в большинстве оставались на бумаге "палочками". Читаем строки воспоминаниях жителей соседних деревень 30-40-х лет: "...в доме оставалась только сушёная рябина". Это ещё и потому, что надо было доход домашнего хозяйства сдавать государству. И ещё к слову: жены начальства приходили в магазин перед закрытием и уходили с полными сумками. Народ молчал, радуясь, что купил сегодня хлеб.
( Ответить) ( Уровень выше) ( Ветвь дискуссии) ( Свернуть)


Re: 40-50-егоды

otets_gennadiy
2017-02-17 07:34 (UTC)


Не знал этого важного обстоятельства, что в Преображенском храме в Спас-Мяксе выпекали хлеб и храм кормил таким образом людей.
Думаю, что и в Мяксе должна быть Хлебная икона Божией Матери, как в память о Леушинском монастыре, так и в память о голодных военных годах.
Наверное, когда-нибудь напишут.

Мякса, икона Хлебная, хлеб

Previous post Next post
Up