НАЙДЕНЫ ПРЕДСМЕРТНЫЕ СНИМКИ ИОАННА КРОНШТАДТСКОГО: взгляд в вечность!

Feb 01, 2017 03:48

Оригинал взят у otets_gennadiy в НАЙДЕНЫ ПРЕДСМЕРТНЫЕ СНИМКИ ИОАННА КРОНШТАДТСКОГО: взгляд в вечность!



В эти скорбные дни, когда я неожиданно оказался заштатным священником, не скрою, особенно молюсь отцу Иоанну Кронштадтскому, ищу у него духовной поддержки и заступления. И Дорогой Батюшка не замедлил с утешением, да еще с таким, которого я не мог и предполагать.

Мемориальную Квартиру св.Иоанна Кронштадтского посетила петербургский историк Татьяна Иннокентьевна Ганф, с которой я знаком давным-давно.
Она удивительный человек, добрый и светлый, архивист-бессребреник, глубокий почитатель и знаток Дома Романовых, особенно ветви Константиновичей. Оказавшись в 1990-е гг в Америке, она сподобилась ухаживать в Толстовском доме престарелых близ Нью-Йорка за княжной Верой Константиновной, дочери знаменитого К.Р., которая находилась там после тяжелой операции.
У Татьяны Иннокентьевны в Кронштадте живет тетушка и она частенько бывает в городе отца Иоанна, заходит в гости в Квартиру поговорить с сестрами.
Но в этот раз она пришла не с пустыми руками и сразу же с порога показала фотоснимки Иоанна Кронштадтского.
«Вам нужно обязательно увидеть эти фотографии. Это такие снимки... Такие снимки... Каких вы еще не видели...» - так эмоционально начала Татьяна Иннокентьевна. Но ее эмоциональность мне сразу стала понятна как только я взглянул на фотографии, выведенные на принтере.
Что сказать? Во-первых, это были неизвестные фотографии отца Иоанна, я видел их первый раз. Во-вторых, это были необычные снимки, на них отец Иоанн был запечатлен крупным планом, только его лик. Необычность усугубляло то, что отец Иоанн был в меховой шапке и шубе, хотя, очевидно, находился в помещении и позади него видна ручка комнатной двери. В-третьих, это был не ретушированные и не салонные снимки, а подлинные первые отпечатки. В-четвертых, и это самое главное, снимки были такой необычайной духовной силы и глубины, что они сразу же приковывали к себе взгляд.
Поле минуты созерцания я спросил: «Откуда это у вас?» Она рассказала, что эти снимки она обнаружила в конце прошлого года в петербургском архиве, где она работает сейчас в поисках материалов по мученику Евгению Сергеевичу Боткину, направляя эти материалы в Екатеринбургскую комиссию по канонизации. И при этом случайно нашла снимки Иоанна Кронштадтского.
«Неужели до вас их никто не видел?» - недоумевал я.
«Батюшка, да просто в картотеке архива этот снимок значится как «священник Сергий», и по описи невозможно понять, что это Иоанн Кронштадтский.»
«Как же ты догадалась?» - «Что-то как-будто екнуло внутри... Прочитала "отец Сергий", а сама думаю. а может "отец Сергиев"? Как будто отец Иоанн сам подсказал, что это его снимок. Заказала просмотр и не ошиблась.»
«Это, наверное, одни из последних снимков отца Иоанна. Батюшка в шубе. Ведь митрополит Вениамин Федченков в своей книге «Отец Иоанн Кронштадтский» именно так описывает обстоятельства последних дней жизни отца Иоанна: «Последние дни отец Иоанн почти ничего не слышал. Ему приходилось кричать на ухо. Он все время находился в комнате с открытой форточкой, всегда в шубе и полулежал в кресле».
«Батюшка, я думаю, что это не одни из последних снимков, а в буквальном смысле последние прижизненные фотографии Иоанна Кронштадтского... На обороте одного из них снимков сохранилась надпись «Снимала в Кронштадте 1908 г. Людмила Быкова рож. Вяткина», - причем автограф удивительно схож с почерком о.Иоанна. Может быть, это его рука.
«Ты понимаешь, что этим снимкам цены нет. Это настоящее открытие и настоящее чудо...» - не переставал удивляться я.

Татьяна Иннокентьевна успела уже собрать исторический материал о фотографе и рассказала, что названная в надписи Людмила Матвеевна Вяткина, в замужестве - Быкова, жена выдающегося русского инженера, специалиста по двигателям внутреннего сгорания Быкова Николая Алексеевича (1862 - 1939), представительница известной в истории фотографического дела казанской семьи Вяткиных. Ее отец, Матвей Афанасьевич Вяткин, владел более четверти века фотографическим ателье в Казани. После его кончины в 1896 году это ателье наследовала его дочь Людмила. О. Иоанн Кронштадтский неоднократно путешествовал по Волге, несколько раз посещал Казань, где и познакомился с Вяткиными.
Найденная фотография отца Иоанна сделана Людмилой Матвеевной Быковой осенью 1908 года в жилом помещении, возможно, скорее всего в его квартире, за пару месяцев до кончины. Отец Иоанн в последние месяцы любил оставлять форточку открытой, постоянно носить привычную шубу. Солнечные лучи освещают его лицо, на котором не чувствуешь старческой немощи, но видишь отблеск небесного света. Несмотря на болезнь, как ни на одной другой фотографии, запечатлен дивный любвеобильный взгляд всероссийского пастыря. Батюшка погружен в свои мысли, внутренне сосредоточен, как будто говорит: «Я молюсь, я постоянно молюсь. Я даже не понимаю, как можно проводить время без молитвы? Воистину, молитва есть дыхание души».
В книгах об отце Иоанне можно встретить его публиковавшуюся неоднократно фотографию о.Иоанна в шубе и шапке, которую иногда называют последней, нечеткая, подретушированная. Не исключено, что в основе также снимок Л.Вяткиной.


Глядя на снимок невозможно не вспомнить известный зимний портрет Иоанна Кронштадтского, хранящийся в музее Пюхтицкого монастыря. На нем отец Иоанн также в шубе и шапке на фоне Андреевского собора. Очевидно, что зимний портрет не мог писаться на пленэре. Видимо, художник на основе этой фотографии создал портрет-реконструкцию.


Мы долго рассматривали эти снимки Дорогого Батюшки.
«Как удивительно, что последние снимки отца Иоанна оказались лучшими из всех. В них весь итог его жизни во Христе. Отец Иоанн здесь стоит на пороге вечности и созерцает ее. Как промыслительно, что эти снимки были сделаны, что они сохранились, что вы их нашли... Как символично, что вы их нашли. разыскивая материалы по царским мученикам.» - благодарил я Татьяну Иннокентьевну.
«Я каждый вечер смотрю на лик Батюшки и мне хочется ему исповедоваться...»
«Эти снимки по силе и благодати - как икона. Как я вам благодарен, что вы принесли и подарили мне эти снимки» - согласился я.
"Батюшка, а я вам их приносила на праздник Иоанна Кронштадтского к вам в храм. А вы как-будто не заметили..."
"Прости, в праздник голова кругом идет. Это, наверное, чтобы ты их сейчас принесла. Они сейчас мне нужнее."
«Это вас Батюшка о.Иоанн посетил...» - категорично заявила Татьяна Иннокентьевна.
«Не буду спорить...» - ответил я.
Для меня обретение предсмертных снимков в эти дни стало знаком утешения от отца Иоанна. Батюшка посетил. Чего же тебе еще надо?
Глядя на них, я понял, что на все нужно смотреть в масштабе жизни и смерти, с точки зрения вечности, тогда многие проблемы, которые сегодня кажутся большими, предстанут в их истинном виде как незначительные. Не первая и не последняя скорбь. Надо служить Богу, несмотря на все человеческие неправды, а остальное все приложится..

Когда Татьяна уже уходила, у меня вдогонку возникла мысль: «Слушай, а может быть нам устроить в Мемориальной Квартире выставку этих четырех предсмертных фотографий отца Иоанна, чтобы их увидели многие почитатели Всероссийского пастыря, тем более, что сделаны они были именно в этих стенах...» Ну вот, кажется, Батюшка мне и дело нашел...

Леушинские записки

Previous post Next post
Up