Оригинал взят у
otets_gennadiy в
БУДУТ СКОРБИ, БУДЕТ И РАДОСТЬ. День начала исторического бытия Леушинского монастыря Сегодня памятный день начала исторического бытия Леушинского монастыря.
Именно в этот день 11/24 января 1875 последовало Высочайшее утверждение на основание Иоанно-Предтеченской общины в селении Леушино и назначение ее начальницей монахини Сергии из Рыбинского Софийского монастыря.
Для всех почитателей Леушино связано прежде всего с именем игумении Таисии, основательницы Леушинского монастыря. Но ему предшествовала сестринская община, которую собрала здесь не Таисия, а монахиня Сергия Софийская, которую Таисия называла «первой виновницей устройства монастыря». Эта «первозванная леушанка» - удивительная подвижница, о которой нужно будет рассказать как-нибудь особо.
Учреждению Леушинского сестричества предшествовала цепочка необычайных событий.
В 1879 г. свое родное село Щетинское посетила монахиня Сергия. Село находилось в 15 верстах от Леушино, где тогда только что была выстроена Предтеченская церковь, ставшая известной чтимой иконой Похвалы Богоматери. Матушка Сергия возымела желание поклониться святой иконе и с этим приехала в Леушино.
Ее случайно увидела в окно усадьбы и пригласила к себе на чай местная помещица строительница храма Глафира Каргопольцева. Монахиня Сергия поделилась своим впечатлением о том, что это пустынное место вполне соответствует монашеским стремлениям к тишине и безмолвию. У нее зародилась мысль поселиться при церкви под покровом Царицы Небесной. Хотя Каргопольцевы вскоре оставили Леушино, но «мысль о приобретении этого имения под мирную обитель запала в сердце монахини Сергии и преследовала ее на каждом шагу. Сначала и ей самой она казалась несбыточной, но побороть ее в себе она не чувствовала силы» (Из описания игумении Таисии).
С этой целью она отправилась в Петербург, где нашла благодетелей в лице купца Максимова и его супруги Пелагеи Федоровны, которые в конце концов в 1872 году приобрели имение и землю под обитель.
Монахиня Сергия поселила здесь 6 не молодых девиц, живших уединенно в селе Воронине. С этого времени начинается история возникновения общины. В помещичьей усадьбе закипела монашеская жизнь. Самая просторная комната была приспособлена для келейного совершения полунощницы, утрени, вечерни и уставлена иконами и аналоями.
Сестры нуждались и в одежде, и в хлебе, за которым, как за милостыней, ходили они в село Леушино.
Но самые неожиданные проблемы возникли с полицией. Заслышав о новых поселенцах Леушино, полицейские урядники частенько наведывались и требовали от них доказательств прав на жительство, угрожали и даже пытались выселять. Встреча какого-либо полицейского чиновника приводила их всех в такой страх, что они готовы были скрыться где-либо в лесу.
Это время игумения Таисия в своем «Историческом описании Леушинского монастыря», характеризует как «период бесчисленных скорбей, трудов и слез. Если бы возможно было собрать все слезы, пролитые первыми насельницами и особенно первыми настоятельницами общины до времени утверждения ее монастырем, то наверное этих слез достаточно было бы для того, чтобы омыть все настоящие здания обители, слезами и трудом воздвигнутые. Да и могло ли быть иначе? «Добрые дела трудом стяжеваются», т.е. скорбями и слезами. Если враг спасения противодействует всякому доброму делу и благому начинанию, то мог ли он не противиться такому великому и спасительному делу, как устройство обители, в которой имело денно и нощно славословиться великое Имя Божие».
Читаю эти мысли игумении Таисии и думаю, как все повторяется. Начиналась история Леушинской обители со скорбей и слез и ныне продолжается также скорбями и слезами.
Непростая ситуация продолжалась более трех лет. Надо отдать должное терпению первых сестер-леушанок. И они дождались того дня, когда была учреждена Леушинская женская общины 11 января 1875 года.
Игумения Таисия не скупиться на слова, чтобы описать радость леушанок об официальном открытии общины. «Можно себе представить, с какой непритворной радостью, с каким искренним, священным восторгом встретили это вожделенное известие сестры-общежительницы! Их было уже около 40 человек. И как им было не радоваться: они теперь уже убедились, что 3-х летние их страдания и труды увенчались желанным успехом, что надежда их не обманула и цель достигнута; они сознали, что отныне они уже ни пришельцы на чужой земле, не овцы, не имущие пастыря, но спокойно будут жить на своей собственности под покровом и руководством одной общей их матери-начальницы. Действительно, на плечи этой матери-начальницы теперь, как бы уже несвоевременно для нее, ложилась вся тяжесть забот, все бремя трудов и хлопот об устройстве и внутреннего и внешнего благосостояния обители».
Дай Бог и нам также порадоваться об открытии Леушинского монастыря в центре Санкт-Петербурга. Видимо, радости приобретаются только через скорби. Пусть наши нынешние скорби станут взносом за будущую радость.