Вонифатиева тетрадь.

Aug 10, 2016 16:28


Ида Климина

10 августа в Мяксе посвящается летописцу крестьянину из 19 века Вонифатию Ловкову. Традиция встреч в это день у памятного знака родилась в прошлом году, когда отмечали 130 -летие начала записей в дневнике - "10 августа 1885 года. Досеял остатки". Жители села пришли возложить цветы, прочитать отрывки из дневника, стихотворения, родившиеся после того, как Мякса узнала о своём интересном земляке, вспомнить яркие эпизоды из жизни, которыми он поделился с потомками.
О проведённой встрече мы стараемся отправить весточку в Санкт-Петербург Валерию Колодяжному. Он нашёл рукопись

мяксинского крестьянина у себя в Петербурге более 10 лет назад, представил в Мяксе его электронный вариант с подробными характеристиками того периода жизни крестьянина на селе и приехал увидеть Мяксу, найти потомков Вонифатия и попытаться разыскать продолжение дневниковых записей. В 2006 году вышла книга "Вонифатиева тетрадь", изданная на Леушинском подворье Санкт-Петербурга. В предисловии редактора этой книги протоиерея Геннадия Беловолова говорится:

В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО
Предисловие к публикации не известного прежде памятника русской письменности хотелось бы начать некоторыми суждениями о письменности вообще.
Историки различают письменные и бесписьменные народы или же письменные и дописьменные периоды истории народа. То же можно сказать о письменной и бесписьменной культуре сословий. В итоге прошлое мы представляем по письменным памятникам определённых сословий, что создаёт известную тенденциозность и однобокость в представлении об исторической жизни народа. В частности, то письменное наследие русской культуры, которое дошло до нас (прежде всего, от XIX века), является принадлежностью дворянства, разночинной и, особенно, творческой интеллигенции. Естественно, в этом наследии отражается бытие, прежде всего, этих общественных слоёв, их мировоззренческие установки и ценности.
Вне поля зрения остаются целые пласты народной жизни или же они предстают в искажённом освещении. В этом смысле характерна претензия русского философа Ивана Солоневича к отечественной классической литературе, которая, по его утверждению, «просмотрела Россию», дав замечательную галерею лишних людей и не заметив тех, на ком стояла Российская империя: где образ сельского батюшки, где образ русских первопроходцев Сибири и Дальнего Востока, где, в конце концов, нормальный русский чиновник?
Крестьянство также может быть отнесено к бесписьменному сословию. Крестьяне не занимались литературной деятельностью, не писали статей на сельскохозяйственные темы и не вели дневников. При этом нужно заметить, что глубоко неверным является термин «безграмотное крестьянство». На самом деле, простой русский мужик обладал обширной, связанной с образом его жизни информацией, которая по объёму вряд ли уступала тому, что знал провинциальный русский дворянин. Но если дворянин мог быть безграмотным, то крестьянин не мог позволить себе такой роскоши (вспомним рассказ Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил»).
Какой же исторической и духовной ценностью должен обладать дневник русского крестьянина второй половины XIX века!? Именно такой дневник крестьянина Вонифатия Ивановича Ловкова находится сейчас в Ваших руках, досточтимый читатель.
Чудом сохранившийся, он в средине 1990-х годов случайно был обнаружен на петербургском книжном развале писателем Валерием Колодяжным. Это тот самый пример, когда слова «случай» и «чудо» становятся синонимами. Иначе не назовёшь эту находку. Чудо состоит и в том, что дневник попал в руки любителя и знатока русской истории, профессионального литератора, который сразу понял, какой документ он открыл.
Далее последовала большая и кропотливая работа по изучению, расшифровке, комментированию и подготовке к изданию этого уникального памятника народной письменности.
Однако предлагаемая ныне вниманию читателей книга не совсем обычна не только в силу того, что в сердцевине её лежит воспроизведение дневника простого русского мужика, что само по себе удивительно и знает крайне мало аналогов. Неординарность настоящей работы ещё и в том, что во второй половине XIX - начале ХХ столетий в отечественной литературе обозначилась тенденция описывать провинциальную жизнь красками преимущественно тёмными, подчёркивать отрицательные стороны и опускать то созидательное, светлое, нравственное и духовное, что на самом деле коренилось в ней. Теперь, со страниц настоящего издания, мы имеем возможность узнать правду, причём, получить её в прямом смысле из первых рук - от ярославского крестьянина Вонифатия, в конце XIX века жившего в селе Спас-Мякса, неподалёку от Череповца.
Его дневник подробно рисует картину сельского русского быта, показывает особенности тогдашнего крестьянского хозяйствования, подробно описывает семейный уклад, нравы, интересы и мировоззрение русских людей той поры, их особую культуру, основанную на глубоком православии. Землепашец, кузнец и торговец Ловков много ездит по стране, бывает в разных городах Российской империи, вплоть до Москвы и Петербурга. В столице ему довелось побывать на личном приёме у императора Александра Третьего - об этом мы узнаём в самом начале дневникового повествования.
Крестьянский дневник мог бы стать лучшим комментарием к некоторым произведениями отечественной литературы, в частности, к поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Между прочим, в дневнике содержится косвенный ответ на вопрос, поставленный великим поэтом. Крестьянину Вонифатию, судя по всему, жилось вполне хорошо на родной земле, и ему в голову не приходили нелепые вопросы, волновавшие русских классиков.
Глубоко символично, что начало записей Ловкова совпадает по времени с основанием в соседнем со Спас-Мяксой селе Леушине женского Иоанно-Предтеченского монастыря, в скором времени прославившегося по всей России во многом благодаря подвижничеству его настоятельницы игумении Таисии (Солоповой). Особую драматичность данному обстоятельству придаёт тот факт, что к настоящему времени знаменитая некогда обитель не сохранилась: в средине ХХ века она, к тому времени упразднённая, вдобавок оказалась в обширной зоне затопления Рыбинской гидроэлектростанции. История возведения погубленного монастыря, участие в строительстве жителей окрестных сёл, имена первых насельниц, подробности поднятия и освящения креста на куполе главного монастырского храма Похвалы Пресвятой Богородицы - обо всём этом мы узнаём от очевидца и непосредственного участника тех событий.
Поистине уникальным и бесценным является записанное Ловковым пророчество Христа ради юродивой Евдокии Родионовой - известной также как Родимая (1803 - 1886), жившей при Леушинском монастыре. Оно было произнесено блаженной старицей в одной из келий Леушинского монастыря в начале марта 1886 года, за несколько месяцев до кончины. Трагическим образом, предсказанное Родимой в последующие десятилетия сбылось, и то, чего в средине 1880-х годов не мог понять Вонифатий Ловков, со щемящей душу ясностью понимаем теперь мы.
Особое достоинство дневника В.И.Ловкова - его язык. Живой, образный и сочный, он местами приближается к вершинам народной художественности и, без сомнения, заслуживает того, чтоб стать предметом серьёзного изучения любителями русской словесности. Валерию Колодяжному, занимавшемуся обработкой рукописи, при современном правописании удалось сохранить яркую самобытность крестьянского стиля. Впрочем, в отдельных местах, где это требуется, обработчик оставил прежнюю, дореформенную русскую орфографию, тем самым приближая читателя к временам написания дневниковых страниц.
Не только историкам, филологам и исследователям старой русской культуры и быта может оказаться интересным и полезным настоящее наше издание. Оно важно для всех, кто неравнодушен к истории своего Отечества, кто любит нашу Родину.
В этом смысле значение настоящей публикации трудно переоценить. Как открытие «Слова о полку Игореве» стало знаменательным событием начала XIX века, так обнаружение, расшифровка и издание крестьянского дневника на рубеже тысячелетий является открытием, которое, безусловно, больше одного лишь вновь обретённого и доселе не известного текста. Этот дневник открывает перед нами глубокий пласт народной жизни, он вплотную приближает читателя к истории своего народа, делая нас непосредственными очевидцами давно минувших событий.

Протоиерей Геннадий Беловолов,
главный редактор издательства «Леушинское подворье».

дневник крестьянина, Мякса, Вонифатий Ловков

Previous post Next post
Up