Основание Досифеевой пустыни народное предание связывает с именем Ивана Грозного. Во время поездки в Кирилло-Белозерский монастырь по реке Шексне, желая
поохотиться, царь попросил причалить ладью к берегу в пустынном месте.
Там спутники государя обнаружили небольшую дорожку, которая вела от реки в густой лес, и решили пройти
по ней. Тропинка привела их к келье, запертой изнутри, они стали стучаться, но на стук никто не ответил. Тогда слуги вернулись к царю и рассказали ему о находке. Иван Грозный решил сам пойти посмотреть на келью. Когда он подошел, то увидел дверь отворенною. В келье находились лампада, псалтирь и камень, стоя на котором, по-видимому, молился затворник. Сам же подвижник успел скрыться. Тогда царь приказал построить здесь монастырь во имя
Рождества Иоанна Предтечи, потому что 24 июня (7 июля по новому стилю, в день праздника) случилось ему найти келью.
Впрочем, церковь Предтеченская не была
окончена, а в обители построили храм в честь
Святой Троицы с приделом во имя святых
бессребреников Космы и Дамиана. Имя затворника, по народному преданию, было Досифей. То же предание
сохранило и день его памяти - 4 (17) февраля, отмечаемый до революции частью местных жителей. Вероятнее всего, как и преподобный Азарий Выксинский, упоминаемый
в предыдущем номере нашей газеты, преподобный Досифей Череповецкий в свое время пользовался местным почитанием в пределах основанной им обители, но в святцы
его имя так и не было включено.
Судьба Досифеевой пустыни выдалась непростой. В 1609-1612 годах она была разорена польско-литовскими захватчиками. Восстановлена не позднее 1633 года. В XVII веке являлась приписной к Череповецкому Воскресенскому монастырю и вместе с ним находилась в непосредственном
подчинении святейшего патриарха Московского и Всея Руси.
В 1703-1704 годах почти все обители Белозерского и Пошехонского уездов были приписаны к Олонецкой верфи, вследствие чего Досифеева пустынь стала независимой
от череповецкой обители, оставшись при этом в ведении высшей церковной власти. Но самостоятельной она являлась недолго, вскоре ее приписали к Николо-Выксинскому монастырю. А в 1749 году состоялась передача обители из синодального в Ростовское
епархиальное ведомство.
В разное время монастырем управляли: преподобный Досифей (1582г.), строители Александр (1633 г.), Иосиф
(1685 г.), Боголеп (1688-1700 гг.), Савватий (1727 г.), Гавриил (1731-1737 гг.), Иов (1749 г.). Интересно, что имя предпоследнего настоятеля попало даже в секретные
донесения, так как он решился посетить в Спасо-Каменном монастыре содержащегося в заточении опального архиепископа Ростовского Георгия (Дашкова).
В 1764 году Досифеева пустынь была упразднена и преобразована в приход.
В 1804 году тщанием прихожан взамен старинных деревянных церквей на ее месте был устроен большой каменный храм. Он имел три придела: холодный
(неотапливаемый) в честь святой Троицы и два теплых - святых бессребреников Космы и Дамиана и преподобного Досифея.
В 7 верстах от Пустыни шла крупная почтовая дорога из Пошехонья в Череповец. А до постройки Николаевской железной дороги через приход шли путешественники
из Пошехонья и Любима в Петербург - на Вологодско-Устюжскую дорогу.
Важным моментом в истории прихода стала приписка к нему в 1860 году деревни Замошье-Леушино, близ которой в том же году местный помещик Николай Каргопольцев
начал строительство деревянной церкви.
Храм был освящен 17 июня 1862 года в честь Рождества Иоанна Предтечи, после чего стал числиться приписным к Свято-Троицкой церкви Досифеевой пустыни. Во время его
освящения череповецкий протоиерей Георгий Вознесенский сказал знаменательные слова, которые впоследствии воспринимались как пророческие: «Слава Тебе, Боже, слава
Тебе, Боже, слава Тебе, Боже, и наша пустыня узрела свет». В тот момент никто и представить не мог, что данный храм положит начало существованию пустыни (монастыря),
который приобретет всероссийскую известность, а впоследствии станет общим символом затопленных русских святынь:
«Леушино, Леушино…
Ты русская жемчужина.
В окладе вод сокрытое
Сокровище Руси.
Леушино, Леушино…
Как нам достать жемчужину,
У Господа как вымолить -
За грех народ простить?…».
Знаменательно, что главным престольным праздником Леушинского монастыря являлось Рождество Иоанна
Предтечи. А он был, как мы помним, днем основания Досифеевой пустыни. И неосуществившаяся идея устройства Предтеченского храма в Досифееве оказалась
реализована спустя несколько столетий именно в Леушине, оказавшейся в то время в составе прихода Досифеевой пустыни.
То есть Леушинский монастырь стал как бы преемником этой древней обители. Символично, что последняя настоятельница Леушинского монастыря игумения Агния
(Благовещенская) в 1882 г. поступила в обитель именно из Досифеевой пустыни, где служил псаломщиком ее отец. А в 1934 году обязанности псаломщиц выполняли послушница Зинаида Благовещенская (сестра игумении Агнии) и леушинская монахиня Никодима (Чернышева), то есть Досифеева пустынь стала пристанищем для изгнанных из Леушина инокинь. Правда, монашеская община при ней просуществовала недолго. Постановлением Ленинградского облисполкома от 20 февраля 1936 года Досифеевский приход был закрыт, а в 1941 году он попал в зону затопления Рыбинского водохранилища. Тем не менее храм долго сопротивлялся водам рукотворного моря. На многих картах Рыбинского водохранилища неизменно отмечалась «Затопленная церковь Пустынь» (напротив села Мяксы).
Сейчас уже ничто не напоминает о древнем монастыре и приходе, но благодарная память о них продолжает жить в людских сердцах.
М.Г. Мальцев, историк -краевед
СВЯТО-ТРОИЦКАЯ ДОСИФЕЕВА ПУСТЫНЬ (газета "ОСТРОВ СПАСЕНИЯ")
В предыдущем номере мы
начали рассказывать о старинных
обителях, которые располагались
на территории, занятой Рыбинским
водохранилищем, недалеко от
места, где был основан знаменитый
Леушинский монастырь.
Продолжим этот рассказ.
Основание Досифеевой
пустыни народное предание связывает
с именем Ивана Грозного. Во время
поездки в Кирилло-Белозерский
монастырь по реке Шексне, желая
поохотиться, царь попросил причалить
ладью к берегу в пустынном месте.
Там спутники государя обнаружили
небольшую дорожку, которая вела от
реки в густой лес, и решили пройти
по ней. Тропинка привела их к келье,
запертой изнутри, они стали стучаться, но на
стук никто не ответил.Тогда слуги вернулись
к царю и рассказали ему о находке. Иван
Грозный решил сам пойти посмотреть на
келью. Когда он подошел, то увидел дверь
отворенною. В келье находились лампада,
псалтирь и камень, стоя на котором, по-
видимому, молился затворник. Сам же
подвижник успел скрыться. Тогда царь
приказал построить здесь монастырь во имя
Рождества Иоанна Предтечи, потому что
24 июня (7 июля по новому стилю, в день
праздника) случилось ему найти келью.
Впрочем, церковь Предтеченская не была
окончена, а в обители построили храм в честь
Святой Троицы с приделом во имя святых
бессребреников Космы и Дамиана.
Имя затворника, по народному
преданию, было Досифей. То же предание
сохранило и день его памяти - 4 (17) февраля,
отмечаемый до революции частью местных
жителей. Вероятнее всего, как и преподобный
Азарий Выксинский, упоминаемый
в предыдущем номере нашей газеты,
преподобный Досифей Череповецкий в свое
время пользовался местным почитанием в
пределах основанной им обители, но в святцы
его имя так и не было включено.
Судьба Досифеевой пустыни
выдалась непростой. В 1609-1612 годах
она была разорена польско-литовскими
захватчиками. Восстановлена не позднее
1633 года. В XVII веке являлась приписной к
Череповецкому Воскресенскому монастырю и
вместе с ним находилась в непосредственном
подчинении святейшего патриарха
Московского и Всея Руси.
В 1703-1704 годах почти все обители
Белозерского и Пошехонского уездов были
приписаны к Олонецкой верфи, вследствие
чего Досифеева пустынь стала независимой
от череповецкой обители, оставшись при
этом в ведении высшей церковной власти.
Но самостоятельной она являлась недолго,
вскоре ее приписали к Николо-Выксинскому
монастырю. А в 1749 году состоялась передача
обители из синодального в Ростовское
епархиальное ведомство.
В разное время монастырем
управляли: преподобный Досифей (1582
г.), строители Александр (1633 г.), Иосиф
(1685 г.), Боголеп (1688-1700 гг.), Савватий
(1727 г.), Гавриил (1731-1737 гг.), Иов (1749
г.). Интересно, что имя предпоследнего
настоятеля попало даже в секретные
донесения, так как он решился посетить в
Спасо-Каменном монастыре содержащегося
в заточении опального архиепископа
Ростовского Георгия (Дашкова).
В 1764 году Досифеева пустынь
была упразднена и преобразована в приход.
В 1804 году тщанием прихожан
взамен старинных деревянных церквей на
ее месте был устроен большой каменный
храм. Он имел три придела: холодный
(неотапливаемый) в честь святой Троицы и
два теплых - святых бессребреников Космы и
Дамиана и преподобного Досифея.
В 7 верстах от пустыни шла крупная
почтовая дорога из Пошехонья в Череповец.
А до постройки Николаевской железной
дороги через приход шли путешественники
из Пошехонья и Любима в Петербург - на
Вологодско-Устюжскую дорогу.
Важным моментом в истории прихода
стала приписка к нему в 1860 году деревни
Замошье-Леушино, близ которой в том же году
местный помещик Николай Каргопольцев
начал строительство деревянной церкви.
Храм был освящен 17 июня 1862 года в честь
Рождества Иоанна Предтечи, после чего стал
числиться приписным к Свято-Троицкой
церкви Досифеевой пустыни. Во время его
освящения череповецкий протоиерей Георгий
Вознесенский сказал знаменательные слова,
которые впоследствии воспринимались
как пророческие: «Слава Тебе, Боже, слава
Тебе, Боже, слава Тебе, Боже, и наша
пустыня узрела свет». В тот момент никто и
представить не мог, что данный храм положит
начало существованию пустыни (монастыря),
который приобретет всероссийскую
известность, а впоследствии станет общим
символом затопленных русских святынь:
Леушино, Леушино…
Ты русская жемчужина.
В окладе вод сокрытое
Сокровище Руси.
Леушино, Леушино…
Как нам достать жемчужину,
У Господа как вымолить -
За грех народ простить.
Знаменательно, что главным
престольным праздником Леушинского
монастыря являлось Рождество Иоанна
Предтечи. А он был, как мы помним,
днем основания Досифеевой пустыни.
И неосуществившаяся идея устройства
Предтеченского храма в Досифееве оказалась
реализована спустя несколько столетий
именно в Леушине, оказавшейся в то время
в составе прихода Досифеевой пустыни.
То есть Леушинский монастырь стал как
бы преемником этой древней обители.
Символично, что последняя настоятельница
Леушинского монастыря игумения Агния
(Благовещенская) в 1882 г. поступила в
обитель именно из Досифеевой пустыни,
где служил псаломщиком ее отец. А в 1934
году обязанности псаломщиц выполняли
послушница Зинаида Благовещенская (сестра
игумении Агнии) и леушинская монахиня
Никодима (Чернышева), то есть Досифеева
пустынь стала пристанищем для изгнанных
из Леушина инокинь. Правда, монашеская
община при ней просуществовала
недолго. Постановлением Ленинградского
облисполкома от 20 февраля 1936 года
Досифеевский приход был закрыт, а в 1941
году он попал в зону затопления Рыбинского
водохранилища. Тем не менее храм долго
сопротивлялся водам рукотворного моря. На
многих картах Рыбинского водохранилища
неизменно отмечалась «Затопленная церковь
Пустынь» (напротив села Мяксы).
Сейчас уже ничто не напоминает о
древнем монастыре и приходе, но благодарная
память о них продолжает жить в людских
сердцах.
М.Г. Мальцев,
историк -краевед
ЗАТОПЛЕННЫЕ СВЯТЫНИ
6__