Ровно 80 лет прошло с 16 октября 1941 года, когда в Москве не работало метро. Это единственный день в истории московского метро за все 86 лет неутомимой работы.
infourok.ru
Какой это был день?!.
Вспоминает хирург Николай Михайлович Амосов:
Утром 16 октября через Калужскую заставу въезжаем в Москву. При входе в город встретили батальон ополчения, шли защищать Москву. Длинная колонна по четыре в новых, ещё не обмятых шинелях. Пожилые мужчины ( иные - просто старые), с очень разными лицами, идут не в ногу. Без вещей.Наверное, ещё и не ходили вместе. Интеллигенция, рабочие, освобождённые от военной службы по разным причинам: язва желудка, болезни глаз, туберкулёз лёгких. Винтовки как-то странно торчат за плечами. после каждой роты - интервал. В последнем ряду справа шагают сестрички с санитарными сумками, в таких же новых шинелях и пилотках.
Москва, ополченцы.1941 год. Фото Бориса Трепетова
Начальник охраны Большого театра Алексей Трофимович Рыбин возвращался в тот день:
nkvd.memo.ru
Проезжая утром 16 октября по Москве, Сталин видел, как люди тащили мешки с мукой, вязанки колбасы, окорока,ящики макарон и лапши. Не выдержав, он велел остановиться. Вокруг быстро собралась толпа. Некоторые стали хлопать, а смелые спрашивали:
- Когда же, товарищ Сталин, остановим врага?
- Придёт время - погоним, - твердо сказал он и никого не упрекнул в растаскивании государственного добра.
А в Кремле немедленно созвал совещание, спросил:
- Кто допустил в городе беспорядки?
Все молчали.Берия даже закрыл глаза. Шахурин кратко доложил обстановку.Сталин предложил Щербакову выступить по радио, чтобы вселить уверенность в победе над врагом, восстановить в городе нормальную жизнь, ввести в строй остановленные предприятия и открыть все магазины, организовав торговлю.
Затем принимал Г.Жукова, П.Артемьева, Б.Шапошникова, Н. Вознесенского, Н.Кузнецова, М. Калинина. От В.Молотова Сталин потребовал, чтобы все дипломаты сегодня же уехали в Куйбышев.
Николай Михайлович Любимов, советский переводчик с французского и испанских языков, автор многотомных мемуаров книге«Неувядаемый цвет» напишет об этом дне следующее:
16 проснулся рано.Голос диктора сорвал меня с кровати.В сознании, в памяти осталось только вот это:положение на фронте ухудшилось... По Садовой со стороны Кудринской площади и по Тверской к центру движется толпа с узлами и рюкзаками.Идут люди разного возраста.Среди них ни одного простолюдина. Идут две довольно нарядно одетые девочки. Взрослых около них не видно.У старшей, подростка, в одной руке электрический чайник, другой она ведёт свою, по-видимому, младшую сестрёнку,у которой в другой руке кукла не намного меньше её ростом.Вал накатывался на вал этого безмолвного прибоя.Во всех глазах ужас, переполняющий человека, которого настигает погоня.
Нарком авиационной промышленности Алексей Иванович Шахурин, вызванный в этот день к Сталину вспоминал:
В ходе беседы Сталин спросил:
- Как дела в Москве?
Я сказал:
- Был на заводах утром.На одном из них удивились, увидев меня.
- А мы, - сказала одна работница, - думали, что все уехали.
На другом рабочие возмущены тем, что не всем выдали деньги; им сказали, что увёз директор,а на самом деле не хватало в Госбанке дензнаков.Трамваи не ходят, метро не работает, булочные и другие магазины закрыты. Сталин обернулся к Щербакову:
- Почему? - И, не дождавшись ответа, начал ходить. Потом сказал:
- Ну, это ничего. Я думал будет хуже. - И, обратившись к Щербакову, добавил:
- Нужно немедленно наладить работу трамвая и метро. Открыть булочные, магазины,столовые, а также лечебные учреждения. Вам и Пронину надо сегодня выступить по радио, призвать к спокойствию, стойкости,сказать, что нормальная работа транспорта, столовых и других учреждений бытового обслуживания будет обеспечена . - Помолчав ещё немного, Сталин поднял руку:
- Ну, всё.
Алексей Трофимович Рыбин:
Поздно вечером снова повалил густой снег. Можайское шоссе за городом оказалось запруженным отступающими красноармейцами и спасавшимися от фашистов беженцами.Среди людей понуро брели коровы и свиньи.Перед машиной появилась женщина, которая едва тянула санки с домашним скарбом и двумя плачущими детишками.Не торопя шофёра двигаться с места, Сталин удрученно смотрел на это жутковато-безмолвное зрелище.
...
Стягиваются войска, подвозятся танки. Советские лётчики сбивают фашистские самолёты.Москву продолжают минировать: мосты,заводы и важные объекты...
Буду рада прочтению и комментариям: хочу обсудить
#осеньосень