В 9 часов вечера 7 августа 12 бомбардировщиков, образующих три звена, под командованием полковника Преображенского и капитанов Гречишникова и Ефремова поднялись в воздух и взяли курс на Берлин.
Экипаж бомбардировщика ДБ-3
https://ru.wikipedia.org/wiki/Бомбардировки_Берлина_советской_авиацией_в_1941_году
Подготовка к боевому вылету
https://ru.wikipedia.org/wiki/Бомбардировки_Берлина_советской_авиацией_в_1941_году Вспоминает Преображенский Е.П:
...Проходит некоторое время, и наше звено входит в облака. Высота медленно приближается к 4500 м. Экипаж работает в кислородных масках. Кабины на ДБ-3 негерметичны, поэтому температура и давление в них близки к наружным. За бортом ниже минус 30 градусов. Сибирский мороз. Продолжаем набирать высоту. Через 2,5 часа полета высота 6000 м. В кабине минус 38. Голова тяжелеет, кажется, что даже думать больно. Каждое движение руками и ногами делаешь с усилием...
По самолетному переговорному устройству Хохлов сообщает, что справа от нашего маршрута остался датский остров Борнхольм. Скоро балтийское побережье Германии. Наконец проходим контрольный ориентир и берем курс на Штеттин. Облачность уменьшается.
В районе Штеттина проходим над фашистским аэродромом. Внизу мигают красные посадочные огни. Включаются и освещают полосу прожекторы. Нас явно приняли за своих и любезно приглашают на посадку. Теперь курс прямо на Берлин! От Штеттина до центра фашистской столицы всего 130 км.
Когда Штеттин остается позади, включаю и выключаю аэронавигационные огни. Это сигнал ведомым самолетам выходить на заданные цели самостоятельно. Впереди видно зарево от огней на земле. Улицы и площади Берлина освещены. Для нас это полная неожиданность. Но зато можно отбомбиться по цели с самой высокой точностью. По самолетному переговорному устройству Петр Ильич Хохлов докладывает «Впереди Берлин!».
Полковник Преображенский П.Н. с экипажем
https://ru.wikipedia.org/wiki/Бомбардировки_Берлина_советской_авиацией_в_1941_году По командам штурмана выворачиваю самолет на цель - штеттинский вокзал. На станционных путях стоят груженые железнодорожные составы. Бомбы устремились к цели. Слышу доклад стрелка-радиста Владимира Кротенко: «Листовки сброшены вместе с бомбами!». Наконец среди составов на станционных путях видны огненные вспышки разрывов. Почти одновременно возникают взрывы в разных районах Берлина - это отбомбились другие экипажи нашей группы.
Приказываю Кротенко передать радиограмму на базу: «Мое место - Берлин. Задачу выполнил. Возвращаюсь».
Бомбардировка объектов Берлина
Едва вспыхнули первые разрывы бомб, Берлин стал погружаться в темноту. Общими рубильниками выключается освещение магистралей и целых кварталов. По небу начинают шарить десятки прожекторов. Открывают ураганный огонь сотни зенитных орудий. Тьму ночи озаряют разрывы зенитных снарядов разных калибров. Разноцветные пунктиры трасс малокалиберных зенитных автоматов расчерчивают небо косыми линейками.
Развернувшись на обратный курс, начинаю резко маневрировать. Там, где нет разрывов зенитных снарядов. В темноте проносятся истребители-перехватчики с включенными фарами. Мы уклоняемся от этих пучков света со снижением. Проходим с незначительным превышением над темными тушами аэростатов и вырываемся из зоны противовоздушной обороны фашистской столицы.
Хохлов дает курс полета к побережью Балтийского моря. В стороне восточнее Штеттина летим над морем. Высота 4000 м, под нами Балтика. Снимаем кислородные маски. Курс - на свой аэродром. Ровное гудение моторов постепенно успокаивает. Когда стало светать, мы приземлились на аэродроме Когула».
7 августа 1941 года в небе над Москвой был совершён первый в истории авиации ночной таран.
Вражеский бомбардировщик уничтожен.
За этот подвиг Виктору Васильевичу Талалихину было присвоено звание Героя Советского Союза.
В.В.Талалихин, 1941 год. Фотограф И. Красуцкий
В боях на подступах к столице советские лётчики 24 раза таранили самолёты фашистов.
Вспоминает Михаил Григорьевич Рабинович советский и российский историк, археолог и этнограф, москвовед. Первый руководитель Московской археологической экспедиции. Доктор исторических наук. Лауреат Государственной премии Российской Федерации за цикл монографий «Традиционная культура русского народа в XVII - начале XX вв.».
фото из книги "Записки советского интеллектуала"
По сигналу тревоги мы заняли посты на чердаке здания МГУ. Нам с аспирантом Мальцевым было хорошо видно через слуховое окно, как вражеский самолёт поставил в ясном небе дымовое кольцо, как стали прилетать бомбардировщики и сбрасывать в это кольцо свой груз - на этот раз только фугаски. Слышался звон выбитых взрывной волной стёкол, грохот падения чего-то тяжёлого, нас подбрасывало немного на нашем чердаке... Вот, наконец, прозвучал отбой. Можно спуститься вниз. В нашем здании вылетело лишь с десяток стёкол. А звону было! На улице много осыпавшейся штукатурки, битого кирпича, стекла. У Никитских ворот памятник Тимирязеву лежит на боку.На Никитском бульваре бомбой снесло полдома - и повисла над бездной кровать. На Воздвиженке(тогда улице Коминтерна) зияет пустыми окнами дом рядом с кино: бомба попала внутрь. А Кутафья цела, хоть нам и показалось сверху, что там взметнулся взрыв.
Решение №30/15«Об организации пунктов помощи погорельцам
гласило:
Председателям райсоветов в суточный срок организовать районные пункты помощи погорельцам.Разрешить использование под эти цели помещений эвакопунктов.
Вышло постановление исполкома Моссовета о временном изъятии мотоциклов у государственных учреждений и отдельных граждан для усиления технической оснащённости пожарных команд.
После первой бомбардировки столицы Третьего рейха пять советских самолетов приземлились на базе около 4 часов утра 8 августа. В общей сложности на столицу Германии ими было сброшено 30 бомб. Остальные самолеты авиагруппы из-за сложных метеорологических условий до Берлина не дошли и сбросили бомбы на запасные цели. Все благополучно вернулись на аэродром Когула.
В тот же день прибывший на аэродром комендант береговой обороны Балтийского района генерал-майор Елисеев перед строем зачитал летчикам правительственную телеграмму:
Поздравляю летчиков Краснознаменной Балтики с успешным выполнением задания Верховного командования по нанесению ответного бомбового удара по военным объектам Берлина. Своим беспримерным полетом вы доказали всему миру мощь советской авиации, способной громить захватчиков на их собственной территории. И. Сталин.
Москвички на курсах по гражданской обороне 1941 год Фото Margaret Bourke-White
В дневнике выездного врача станции «Скорой помощи» Дрейцер А.Г. от 8 августа 1941 года читаем:
Участились воздушные тревоги. Население быстро и ловко тушит зажигалки. В 11 часов вечера вызов в метро «Сокол». Внизу в четыре ряда на полу лежат люди, больше женщины и дети. Лежат они в определённом порядке. Каждая семья имеет свой участок. Стелят газеты, потом одеяла и подушки. Дети спят, а взрослые развлекаются по-разному. Пьют чай, даже с вареньем. Ходят друг другу в гости. Тихо беседуют. Играют в домино. Несколько пар шахматистов, окружённых болельщиками. Многие читают книги, вяжут, штопают чулки, чинят бельё - словом, устроились прочно, надолго. Места постоянные, «абонированные». По обе стороны туннеля стоят поезда, где на диванах спят маленькие дети.
В сообщении Германского информационного агентства от 9 августа 1941 года:
В ночь на 8 августа нескольким английским самолетам удалось достигнуть Берлина и сбросить некоторое количество фугасных бомб. Бомбардировкой повреждены здания. Среди гражданского населения имеются жертвы. Германские ночные истребители и бомбардировщики сбили 6 самолетов противника.
Англичане работу наших летчиков себе приписывать не стали.
Агентство Рейтер от 9 августа 1941 года сообщало:
«В ночь на 8 августа ни один английский самолет не производил налеты на Берлин».
Советская газета «Правда» от 9 августа 1941 года:
«В ночь с 7 на 8 августа группа наших самолетов произвела разведывательный полет в Германию и сбросила некоторое количество зажигательных и фугасных бомб над военными объектами в районе Берлина. В результате бомбежки возникли пожары и наблюдались взрывы. Все наши самолеты вернулись на свои базы без потерь».
Первой бомбардировке Берлина предшествовала серьёзная подготовка.
Рукописный документ был обнародован на официальном сайте Минобороны: дата в левом углу чернилами 21.7.41.
Фото с сайта Минобороны:
https://www.mil.ru/ Копия приказа Государственного комитета обороны СССР, составленного под диктовку Иосифа Виссарионовича Сталина, о бомбардировке столицы Третьего рейха в начале Великой Отечественной войны.
Т-щу Водопьянову
Обязать 81-ю авиадивизию во главе с командиром дивизии т.Водопьяновым с 9.08 на 10.08или в один из следующих дней, в зависимости от условий погоды, произвести налёт на Берлин. При налёте кроме фугасных бомб обязательно сбросить на Берлин также зажигательные бомбы малого и большого калибра. В случае, если моторы начнут сдавать по пути на Берлин, иметь в качестве запасной цели для бомбёжки г. Кенигсберг
И.Сталин
8.8.41
9 августа состоялся второй ночной бомбовый удар по столице Германии. На самолетах, моторы которых имели в запасе больший ресурс, помимо фугасных и зажигательных авиабомб на внешнюю подвеску были взяты дополнительно по одной, по две фугасные бомбы весом 250 кг. Все 12 самолетов дошли до Берлина и сбросили на город 72 бомбы и 2500 листовок.
Утром 10 августа на аэродром Асте, находящийся недалеко от Когула, прилетели еще 12 самолетов ДБ-3 ВВС Красной Армии. Это было все, что смог выделить для налетов на Берлин командующий ВВС генерал Жигарев.
Два поста, начиная с
https://ida-mikhaylova.livejournal.com/661312.html, посвящённых важным событиям из истории СССР и её народа смогли быть подготовлены благодаря дневникам людей-очевидцев, воспоминаниям лётчиков-балтийцев, командирам и руководителям страны, писателям, поэтам, художникам, историкам, краеведам, архивам, СМИ и сайту Минобороны.
Источники:
Сайт
https://www.mil.ru/ Книга «Москва военная. День за днём»
Михаил Алексеевич Логунцов
«Сестрорецкие берега» № 3(83) 27 января - 2 февраля 2007 г
Михаил Григорьевич Рабинович «Записки советского интеллектуала»
Самуил Яковлевич Маршак собрание сочинений 1971 года
Википедия:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Бомбардировки_Берлина_советской_авиацией_в_1941_году и другие свободные источники
#этолето