о театре.

Oct 04, 2009 16:45

Это был непростой день - он начинался с нервотрепки и легкой головной боли, но теперь все дела в посольстве были закончены, визы лежали в кармане, и мы сидели в небольшой уютной кафешке в полном удовлетворении, переводя дух. Жар летнего дня понемногу сходил, но небольшой ветерок все еще оставался немного душным, и мой друг время от времени слегка морщился, убирая с лица непослушный локон. До начала спектакля оставалось еще несколько часов, и мы наслаждались прохладным зеленым чаем и напринужденной беседой, время от времени закуривая новую сигарету и погружаясь в свои мысли.  На сегодня у нас были билеты в театр, и загружать свои мысли посторонними глобальными вещами мне не хотелось. К тому же эта духота, и все еще остававшаяся с утра тяжесть в голове, сводили меня с ума...

Я ждала этот спектакль с интересом, про Александра Вертинского я знала давно и уже долгое время являлась поклонницей его творчества. Теперь, в наше время, он уже стал классикой. Его пластинки стоят в один ряд с Шаляпиным и Чайковским. Как-то он сказал: "Через 30-40 лет меня и мое творчество вытащат из подвалов забвения и начнут во мне копаться... ".  И не ошибся. Так вот, к чему я упомянула об этом... Признаться честно, меня несколько раздражала эта теперешняя возня, ведь ни для кого не секрет, что в наше время любят мешать моду с искусством, а искусство превращать в моду. И сама мысль, что никому неизвестный Сергей Федотов однажды взял на себя смелость поставить музыкальный спектакль, посвященный жизни и творчеству великого человека, не внушала мне доверия. Точнее сказать,  я ждала очередного шаблонного "творения" на модную тему, но могла ли я знать тогда, как сильно ошибаюсь...

Желтое танго  
.
Стоя перед дверьми, ведущими в зал, меня охватило странное волнение. Казалось, вот сейчас я войду, сяду в 3-й ряд, погаснет свет, включатся рампы,
и на сцену, в полумрак зала выйдет он…
Высокий, статный, красивый  и самодостаточный. Идеальный фрак, изящные тонкие губы, глаза.. несомненно добрые и с оттенком печали.
Дитя притонов и кабаков, эмигрант с тоскующей по родине душой,  все тот же маленький пьеро, окутанный лоском больших городов и мировой славы, но никогда не изменявший себе...Александр Вертинский.

Ничего этого, конечно, не произошло. Мы вошли в зал, и начался спектакль. Возможно, от предвзятого отношения и не желания верить, что кто-то может хоть на минуту стать истинным Вертинским, первые 15 минут я скучала... Но!  Все-таки, как проникновенна бывает сила театрального искусства, а, может, человеческой натуры, способной на время перевоплотиться, забыв свое "Я",  и прожить 2 часа чужой жизни.

Я видела 20-е,  как все начиналось в Москве, и 30-е в Берлине, позже - Париж, Шанхай... Места и события, люди и отношения, они проносились перед глазами, как вырванные страницы из книги, рассказывающей о жизни. 2-х часовой монолог. Он - Александр, рассказывал нам о своей жизни, о людях, о том, как рождались бессмертные строчки, о том, как тоскует душа вдали от дома. Он пел рядом с маской пьеро, пел для нас...

Слишком неожиданно прервался монолог, который я была готова слушать и слушать.
Просто закончился спектакль.. последняя страница…

Не могу сказать однозначно, какие чувства вызвала во мне эта постановка, но по дороге домой я все еще слышала эхо кабаков и притонов, пьяного веселья, и только чей-то бархатный голос в ритме танго пел мне про Сингапур…

волшебный вечер состоялся!

p.s. Подводя итог выше сказанного, хочу вернуться непосредственно к вопросу "Так что же для нас -для меня - театр?"
Театр -это не просто звонкое слово из пяти букв. Оно заключает в себе целый мир -волшебный, непредсказуемый, реальный и нереальный одновременно.
Мы приходим на спектакль в некотором волнении, наполняем собою зал, предвкушаем..И с последним звонком нас окутывает атмосфера интриги.
Все здесь совсем иначе. Мы - не учитель физики, не предприниматель и не менеджер среднего звена,  мы все становимся невольными соучастниками чьих- то судеб, мы вникаем в столь ловко запутанную историю, переносимся на век раньше.  1830 год, улицы Монмартра, в воздухе витает дух революции... блеск балов и нищета кварталов... Нам жалко продажных женщин, но это несоизмеримо с ненавистью к каторжнику, хитрейшему как сам Сатана. Мы наблюдаем безумие Гамлета: "Ах, нет!  - восклицает зал созерцателей. - Не подумайте, не троном больна его душа!". Но нет, оступился... "Как все, и как они..." - он не сумел от мести отказаться. Занавес...
Винить или понять?  А если б там был я? Убить или остаться человеком?  Но тут ты понимаешь, что стоишь на вечерней улице... Москва. Вокруг опять куда-то спешит толпа... Ты кутаешься в пальто и семенишь домой, но в тебе уже что-то изменилось. Спектакль прошел, а вопрос - упасть или остаться человеком? - остался. И, возможно, однажды, став участником собственной жизненной сцены, ты выберешь правильный ответ. Потому, что театр - это пример, это школа !Школа жизни "под микроскопом". И не важно, 19-й на дворе век иль 21-й, Монмартр или Москва... Актер есть человек, а спекталь - зеркало человеческих судеб. Так что ж... смотритесь туда чаще, и тогда, вполне возможно, спектакль вашей судьбы никогда не окажется на одной полке с драмой, а тяжелый занавес не опустится после сцены трагедии. И в конце вы все же сможете выйти на поклон, подарив последнюю улыбку благодарному залу вашего жизненного действа.

от 17.09.09 / 01:20..
Previous post Next post
Up