_только что
[здесь] заценил вот это:
Некрофилия - любовь к машинам
Выдающийся психоаналитик и философ Эрих Фромм в своей книге "Анатомия человеческой деструктивности" определяет некрофилию, как “страстное влечение ко всему мертвому, разлагающемуся, гниющему, нездоровому. Это страсть делать живое неживым, разрушать во имя одного лишь разрушения. Это повышенный интерес ко всему чисто механическому. Это стремление расчленять живые структуры".
Эрих Фромм в отличие от своего учителя Зигмунда Фрейда разделяет понятие "танатос" и "некрос". В первом случае смерть рассматривается как естественная часть жизни. Я приношу извинения за свою ошибку
в предыдущей статье.Я бы хотел обратить внимание читателей, что часто, употребляя термин "некрофилия", подразумевается вид сексуальной патологии, когда пациент индивид испытывает влечение к трупам и желание совершить с ними акт содомии. Эрих Фромм в своей работе расширяет это понятие. Нас прежде всего интересует аспект притяжения к технологиям, технофилия.
История нашей цивилизации определяется прежде всего техническим прогрессом. Ничто так сильно не изменило наш мир, как технологии. Люди изобрели сельское хозяйство, появилась возможность накапливать излишки производства, затем началась социальная стратификация.
Научно-технический прогресс стал новой религией не только для капиталистического Запада, но и для социалистического СССР. Капиталисты вкладывают деньги в научно-технический прогресс, в улучшение средств производства, что позволяет им больше производить и, как следствие, больше продавать. Я прошу вас не питать иллюзий по поводу научно-технического прогресса (далее НТП), нам просто хотят побольше всучить, сильнее впрячь в ярмо. "Технический прогресс неумолим настолько, что люди буквально сходят с ума, пытаясь угнаться за ним. Казалось бы, совсем недавно появились сотовые телефоны - и вот, пожалуйста, они моментально распространились по всему миру... Об этом наглядно свидетельствует опрос, проведенный среди американцев компанией Yankelovich Partners по заказу LetsTalk.com. Как выяснилось, среди 1023 респондентов старше восемнадцати лет 53% предпочло бы приобрести и носить с собой сразу два электронных устройства, будь у них лишние деньги на их приобретение. А еще 25% опрошенных и вовсе не расставались бы с тремя, а то и с четырьмя гаджетами. Речь, разумеется, шла о сотовых телефонах, карманных компьютерах, обычных пейджерах, пейджерах с двухсторонней связью типа RIM BlackBerry, а также некоторых других новомодных игрушках.
Поразительно, но здравомыслящих людей оказалось лишь 11% - они наотрез отказались от любых мобильных устройств, даже если бы им предложили их абсолютно бесплатно. К относительно здравомыслящей аудитории можно, пожалуй, причислить и те 34% опрошенных, которые согласились бы ограничиться одним органайзером или мобильником. ...Дело тут не столько в каких-либо определенных возможностях, сколько в охватившей людей технофилии, которая заставляет обвешивать себя все большим количеством практически бесполезных устройств и напрочь лишает возможности критически осмыслить вопрос об их истинной целесообразности.
Впрочем, каждому свое... Если человек хочет быть рабом техники - он им будет. И никто не сможет убедить его в том, что технический прогресс - далеко не такая уж однозначно великая штука, как это
может казаться".*
Коммунисты считали, что машины освободят людей от
необходимости работать. В будущем нам нужно будет работать только 4 часа. Но СССР рассыпался, и теперь остался только один строй, который нам придётся ждать - это технофашизм. Дистопии, нарисованные фантастами 20 века, станут возможными. Или это реально уже сейчас? В рунете «гуляет» вот такой интересный текст (к сожалению, первоисточник мне найти не удалось):
"Всем ясно, насколько наша цивилизация зависит от компьютеров. Чтобы погрузить мир в хаос, достаточно вовсе остановить их производство.
А это не так уж невероятно.
Современные процессоры изготовляются фотолитографическим способом. Оборудование для него делают только две японские фирмы - "Nikon" и "Canon". Эти станки настолько дороги, что даже "Intel" может позволить себе лишь раз в два года обновить свою технологическую оснастку. Именно уникальные возможности этих станков позволяют совершенствовать компьютерную технику. Самая сложная их часть - оптическая система. Линзы для неё делаются вручную, и этим искусством на сей день владеют во всем мире ТОЛЬКО ПЯТЬ ЧЕЛОВЕК. Двое из них работают на "Canon", а трое - на "Nikon".
Иными словами, вся современная компьютерная техника зиждется на труде всего пяти японских рабочих. Секреты своего мастерства они держат в строгом секрете. Представляете, что будет, если эти люди в одночасье заболеют или умрут? Срок безотказной службы таких оптических систем два года, затем выпуск процессоров прекратится лет на 20-30. По самым скромным подсчетам, столько времени потребуется на разгадку секретов шлифовки линз и подготовку новых квалифицированных кадров...
Это не пособие для террористов, но предостережение человечеству..."
Честно говоря, мне мало верится в правдивость этой информации. Однако автор невольно указывает на возможность контроля нашего общества горсткой технических специалистов. Или это реально уже сейчас?
Некрофилия становится модусом для всех сфер нашей жизни. Все люди, живущие в цивилизации, в большей или меньшей степени некрофилы. Стремление к смерти давно стало частью массовой культуры. Фильмы ужасов, кровавые трешевики с расчленёнкой, криминальные киноленты про маньяков-убийц, жестокие видеоигры. Это обсуждалось уже тысячу раз. Я бы хотел рассмотреть некрофилию в попкультуре на примере творчества художника Ганса Рудольф Гигера, чья картина послужила иллюстрацией для этой статьи. Тимоти Лири был близким другом Гигера. В июне 1981 года он
пишет ему: «Гигер, ты видешь больше, чем мы, одомашненные приматы. Неужели ты из сверхинтеллектуальных особей? Или ты вирус, уставившийся своими глазами на лепестках внутрь наших репродуктивных органов? Кекуле Август, думая о змее, поедающей свой собственный хвост, выдвинул идею бензольного кольца. Своим открытием он начал Золотой Век Химии. Эйнштейн размышлял о парении в лифте, изобретая теорию относительности. Он начал Золотой век Физики.И вот приходит Гигер. У него точно активны те области мозга, отвечающие за одноклеточные принципы поведения наших тел, наших ботанических технологий, аминокислотных машин. Гигер стал официальным фотографом Золотого Века Биологии».
Ещё одна немаловажная деталь. Гигер рисует аэрографом - распылителем краски. Он творит при помощи механизма. В этом есть свой подтекст, ведь основной тематикой его картин являются им биомеханизмы, которые соединяют в себе трепещущую плоть и металлические механизмы. Стоит отметить, что самой популярной тематикой для татуировок также является биомеханика. Кроме того, татуировки также создаются при помощи механизма.
Творчество Гигера - богатое поле для исследований психоаналитиков. Считается, что если пациент рисует механизмы и нечто живое, то это признак шизофрении. Наряду с биомеханикой, Гигер активно эксплуатирует тему секса. Женщины на картинах Гигера - бледные, анемичные, болезненные - вечно истязаемы и насилуемы самыми изощренными способами. У них нет глаз или они закрыты. Женские тела вплетены в некую неживую систему, они часть огромного аппарата для производства детей - уродливых младенцев с гипертрофированными головами. Часто это даже не женщины - куски плоти с женскими гениталиями. Если женское в творчестве Гигера олицетворяет жизнь (часто это вообще единственный живой персонаж), то мужское - смерть. Длинные металлические фаллосы будто пронзают женское тело, они часть огромной машины. Характерно, что машина в картинах Гигера не имеет границ - это бесконечно большая система, Мегамашина с маленькими камерами, в которых мучаются люди. Они не могут даже пошевелиться, так как не шевелятся платы в компьютерах, им остаётся только страдать.
А теперь самое главное - Ганс Рудольф Гигер не просто маргинал. Сейчас это один из самых востребованных и актуальных художников.Он придумал и нарисовал знаменитого «Чужого» - одного из самых успешных кинофильмов. «Чужой» получил несколько наград и в 2002 году был внесен в Национальный кинорегистр США, как имеющий большое художественное значение. Кстати, главный герой фильма - женщина.
Многие художники называют стиль Гигера некро-готикой. Гигер владеет сетью баров по всей Европе, оформленных в этом стиле. В них можно не только выпить, но и провести бизнес-конференцию, презентацию и т.д.
Почему потребителей так привлекает уродливое творчество Гигера? Что он смог увидеть такого, что не видет «одомашненный примат» Лири? Какие тёмные стороны нашего внутреннего мира он затрагивает? Почему он стал популярен именно сейчас?
Некрофилия - модус бытия в технократической цивилизации. Мне трудно понять мотивацию людей, которые посещают сайты, вроде rotten.com, ogrish.com, ratemypoo.com, рассматривают фекалии или рвотные массы, мёртвые изувеченные тела, аномалии человеческих организмов. На видеосервисе Youtube есть канал
http://youtube.com/user/Blendtec, у которого почти 75.000 подписчиков. С помощью этого канала компания Blendtec раскручивает свой новый товар - сверхмощный блендер. На 73 видео человек в белом халате и с приятной американской улыбкой засовывает различные предметы в суперблендер. Новый продукт инженерной мысли настолько мощный, что может перемолоть в мелкую крошку не только вантуз, но даже
Iphone! Оператор крупным планом показывает остатки. Потребители в восторге заказывают себе новую техническую новинку, потом снимают новое видео c уничтожением новых предметов и выкладывают на Youtube! Другой пример
http://youtube.com/user/bigshredder. Это не коммерческий проект, люди просто снимают, как индустриальный шреддер «пережёвывает» различный мусор. Люди любят механизмы. Ещё лучше, когда механизмы уничтожают.
Многие находят шагающего робота
BigDog «пугающим». Ещё бы, мало того, что этого робота разрабатывают для военных целей (к счастью, пока только в качестве переносчика тяжёлых грузов), его движения почти повторяют движения человека. Действительно, НТП не может не пугать! Это видео входит в категорию «Science & Technology», потребители же любят наблюдать за появлением технических новинок. А сколько на свете разного медиамусора, посвящённого «гаджетам»!
В довершение я бы хотелотметить роль массмедийного аппарата в пропаганде некрофилии. На протяжении многих лет обывателям внушают идею безусловной полезности научно-технического прогресса. На экранах ТВ и компьютеров стирается грань между людьми и машинами, между жизнью и смертью. Машины не могут чуствовать. Машины не могут любить. Машины нельзя любить. Иначе это - некрофилия.
*(Подробнее о потреблении при технократии читайте у Джон Де Граафа "Потреблятство", а лучше посмотрите фильм "Surplus - Terrorized into Being Consumers". Я вам вышлю новые русские субтитры).