Любо, любо, любо....
Простите, а Люба - это кто?
(с) День Выборов
Приветствую уважаемые.
Казаки… Сколь многое вспыхивает в душе при этом слове, сколько образов, историй, чувств! И, причем, не только у проживающих на землях Древней Руси, Кавказа или Сибири, но и у благопристойных иностранцев, искренне считающих, что по «московии» верхом на медведях ездят бородатые Kosaks в шапках-ушанках с «калашниковым» в одной руке и бутылкой водки в другой.
Казаки - это и гордость, и слава, и страх недругов России. Но, к сожалению, в последнее время еще и …смех. Трудно воспринимать идею возрождения казачества, видя огромное количество клоунов, обвешанных самодельными побрякушками, которые они почитают за награды, с обязательной нагайкой в руке, с самодовольным видом рассуждающих о «мировом значении казачества». Эти ряженые вызывают лишь издёвку и недоумение. Как же, веяние эпохи, без этого никуда! Есть интерес - значит, востребованы. Но я знаю и немало достойных людей, гордящихся своим казацким родом. А почему нет?
Впрочем, казак - это не национальность, а сословие, а таковых в нашем современном обществе нет. Посему мне кажется, что казак нынче - это больше состояние души, чем этническая принадлежность.
Донское войско. Станица Луганская.
Как все начиналось, откуда они пришли и как образовалось их сословие, точно не скажет никто. В свое время немало разных версий выказывали такие замечательные, выдающиеся историки, как Соловьев, Ключевской, Лев Гумилев, Савельев, Вернадский, Яворницкий и многие иные. Кто-то считал, что черкасы (не путать с черкесами, а так чаще всего именовали казаков в XIV веке) - это степняки, принявшие православие и состоящие на службе у русских князей. Другие утверждали, что казаки произошли от племен касогов. Третьи были уверены, что это ветераны «старших дружин», которым давали землю князья в обмен на защиту крайних рубежей русского государства (этакие первые пограничники). А есть и такие, кто считает, что казацкое сословие происходит из остатков великих боевых ватаг варягов, которые когда-то возвели на престол Рюриковичей.
Да, может быть, все это и не столь важно. А важно то, о чем мы можем говорить с полной определенностью. К середине XVI столетия образовалось 2 крупных казачьих центра - на днепровских порогах и на Дону.
Первых казаков мы знаем как славное и могучее войско запорожское. Вторых, не менее овеянных славой, - как донское казачье войско. И донцы, и запорожцы неоднократно помогали друг другу, но не надо считать, что казачество было единым и спаянным братством, объединенным общими целями и задачами. Вовсе нет. Повсеместно находятся свидетельства о том, что казаки воевали и друг против друга, проявляя как героизм и бесстрашие, так и неподдающуюся разумному объяснению жестокость. О наиболее известных конфликтах казаков друг с другом и поговорим сегодня.
запорожцы возвращаются в Сечь по окончании Тридцатилетней войны
Началось все, как мне кажется, в Речи Посполитой. Поляки, в отличие от не особенно активного на Дону московского государя, считали выгодным держать на службе отважных и мастеровитых воинов. Они и придумали брать в войска небольшое количество казаков Малороссии, платя им за службу и записывая их поименно в особый документ - реестр. Отсюда пошло название этих казаков - реестровые. Все остальные казаки на Украине назывались низовыми, или сечевыми (от Запорожской Сечи), по-украински - сичевыми. В большинстве случаев эти воины считались в польском государстве вне закона.
Реестровый казак 17 столетия.
Первые реестровые казаки появились после подписания грамоты королем Сигизмундом II Августом 5 июня 1572 года. Количество их было ограничено тремя сотнями, но постепенно численность возрастала. Так в Польше появилось новое сословие - казацкое, состоявшее из реестровых казаков, которые были зажиточными крестьянами, а чаще всего - мелкой украинской шляхтой. Реестровики давали присягу польскому королю, имели определенные привилегии, выбирали своего старшину (верховного), но не самого главу реестрового войска, которым в разные годы бывали гетман коронный или гетман польный Речи Посполитой.
С самого начала огромное количество людей хотело попасть в эти реестры и стать казаками. По большому счету, даже восстание Богдана Хмельницкого отчасти связано именно с таким желанием простого народа. Но реестровики жестко пресекали попытки посягнуть на свои привилегии со стороны простого казачества. Они воевали в составе войск коронного гетмана Станислава Жолкевского, который разгромил повстанцев Северина Наливайко под Лубнами в 1569 году; сражались с воинами Тараса Федоровича 1630 года; бились насмерть с сечевиками при подавлении бунта Павлюка в 1637-1638 годах.
Северин Наливайко
Известны и обратные примеры, когда большинство реестровиков вставало на сторону восставших, как случилось при Кшиштофе Косиньском в 1590 г.; во время восстания Острянина и Гуни или Михаила Дорошенко в 1625-м, ну, и конечно, при Зиновии (Богдане) Хмельницком.
И все эти случаи противостояния казаков друг против друга выглядели, конечно, мелкими по сравнению с тем, что творилось на многострадальной Украине в период с 1657 по 1687 год. Ибо этот период в истории народа называется ёмко и страшно - «Руина»…
Продолжение следует...