Просматривая тут сериал под названием «Побег из тюрьмы» (кстати, всем советую, кто еще не смотрел. Речь об американском фильме, а не об отечественной кальке) я заметил (да и не я один) некий персонаж, о котором все остальные отзывались с неким пиететом, называя его не иначе как Д.Б. Купер. И это не просто литературный прием. Не раз и не два я сталкивался с тем, что этого человека воспринимают по ту сторону Атлантики как одного из самых знаменитых авантюристов, чья история овеяна ореолом тайны и чье имя стало легендой. Говорит ли это имя хоть что-нибудь Вам, мой дорогой читатель? Кому то, безусловно, да, но большинству также категорично нет. А история достаточно интересная, и если Вы не против, то я постараюсь в общих чертах ее здесь изложить.
![](http://ic.pics.livejournal.com/id77/20200793/229834/229834_original.jpg)
фотопортрет того, кого мы называем Д.Б.Купер
Итак, началось все 24 ноября 1971 года в аэропорту Портленда, штат Орегон США. К стойке авиакомпании Northwest Airlines подошел человек среднего роста с редеющими волосами лет 40, назвался Дэном Купером и попросил один билет до Сиэтла, штат Вашингтон. Заплатил за билет 20 долларов (с налогами) и получил место 18 С на рейсе № 305. Расстояние между этими городами невелико и сам полет должен был продолжаться около 40 минут. В 14-50 по местному времени борт поднялся в воздух и через 10 минут пассажир с места 18 С заказал себе бокал бурбона. Когда стюардесса Флоренс Шаффнер принесла ему стакан, то он протянул ей записку и настойчиво предложил ей ее прочитать. Девушка развернула бумажный квадрат и увидела прописными буквами написанное фломастером сообщение: «У меня в портфеле бомба. В случае необходимости я готов ее взорвать. Я хочу, чтобы вы сели рядом со мной. Это ограбление».
![](http://ic.pics.livejournal.com/id77/20200793/230024/230024_original.jpg)
Стюардесса Флоренс Шаффнер
Девушка подчинилась и присела рядом, попросив показать бомбу. Тот, кого называют Д.Б.Купером открыл небольшой саквояж, который держал на коленях и показал его содержимое стюардессе. Та увидела 8 круглых предметов (по 4 сверху и снизу) присоединённых проводами с белой изоляцией к нечто, похожему на источник питания. Показав бомбу, пассажир с места 18 С начал перечислять свои требования: В Сиэтле ему должны передать 200 тысяч долларов 20-долларовыми купюрами (а не 1 (5) миллионов как рассказано в фильме «Побег») и четыре парашюта (два основных, и два запасных), а также заправить самолет, причем заправщик должен уже находится на аэродроме, и затягивать время не стоит. Флоренс передала эти требования командиру воздушного судна, который в свою очередь, связавшись с землей, получил инструкции следовать требованиям потенциального угонщика. Командир экипажа сообщил по громкой связи, что самолет из-за технических проблем аэропорта сделает пару кругов и задержится с посадкой. Человеку, которого знают под именем Д. Б. Купер сообщили, что время необходимо для выполнения его требований. В 7-25 по местному времени пилот через стюардессу сообщил, что требования выполнены, и пассажир С 18 дал разрешение на посадку и через 15 минут самолет приземлился в аэропорту Такома города Сиэтла. Тот, кого мы знаем, как Д.Б. Купер перебрался в кабину пилотов, попросил выключить в ней свет, чтобы контролировать подход к самолету и быть невидимым для снайперов полиции. К кормовому трапу самолета ему поднесли мешок и 4 парашюта и передали через стюардесс. Деньги эти полиция не метила, но засняла на пленку. Большинство из них имели серийные номера банкнот, начинавшиеся с буквы L, а напечатаны они были в 1969 году отделением Федерального резервного банка в Сан-Франциско. Проверив деньги «пассажир 18 С» позволил выпустить других пассажиров (36 человек), которые даже и близко не подозревали о драматических событиях вокруг этого рейса, стюардессу Флоренс Шаффнер и старшего бортпроводника Элис Хэнкок, но попросил заменить парашюты. Вместо представленных армейских вариантов, он затребовал гражданские парашюты, причем определенной модели.
![](http://ic.pics.livejournal.com/id77/20200793/230177/230177_original.jpg)
Та самая одна из 10 000 банкнот номиналом 20 долларов, переданные загадочному преступнику
На борту корабля остались командир Уильям Скотт, второй пилот Уильям Ратайчак, бортинженер Х.Э. Андерсен и бортпроводница Тина Маклоу. В кабине, человек, которого мы знаем, как Д.Б. Купер собрал их и изложил свой план: После заправки они должны по курсу южнее Мехико на высоте не более 3000 метров, со скоростью не выше 190 км/ч. Для обеспечения подобной малой скорости он приказал оставить выпушенными шасси, а закрылки держать под углом 15 градусов. Для обеспечения режима высотности он сообщил, что имеет альтиметр, и четко будет наблюдать за его показателем, а также потребовал, чтобы в кабине пилотов не была герметизирована для того, чтобы избежать искушения подняться выше. Второй пилот Ратайчак возразил, что Боинг 727-100 в принципе не сможет добраться до Мехико ввиду ограничения дальности полета всего 3000 км, а при требуемых характеристиках топлива хватит не более чем на 1600 км. На что человек, которого мы знаем под именем Д.Б. Купер сообщил, что они сядут в Рино, штат Невада для дозаправки. По прямой от Сиэтла до Рино было где то около 900 км, но по маршруту намеченному «пассажиром С-18» получалось немного побольше.
![](http://ic.pics.livejournal.com/id77/20200793/230413/230413_original.jpg)
Стюардесса Тина Маклоу
После он потребовал ужин для себя и для экипажа, и отверг всякие попытки начать с ним переговоры. Власти пытались затянуть вылет, сославшись на проблемы с заправщиком и не оставляли попыток вытянуть угонщика на переговоры, но тот на контакт идти категорически отказался, а замену топливозаправщика воспринял весьма спокойно. Наконец в 7-40 вечера самолет был заправлен и получил разрешение на взлет. Одновременно с ближайшей авиабазы МакХорд в воздух поднялись 2 истребителя перехватчика Convair F-106 Delta Dart, один из которых начал следовать несколько выше, а другой несколько ниже Боинга 727-100, а также старенький тренировочный Lockheed T-33 Shooting Star Национальной гвардии, у которого, правда вскоре закончилось топливо, и он вынужден был пойти на заправку.
![](http://ic.pics.livejournal.com/id77/20200793/230891/230891_original.jpg)
пара Convair F-106 Delta Dart в небе США
Примерно в 7-50, человек, которого мы знаем под именем Д.Б. Купер, попросил бортпроводницу Тину Маклоу присоединится к экипажу в кабине пилотов и ни в коем случае не открывать двери до посадки в Рино или же до дополнительных инструкций со стороны Д.Б. Купера. Уходя в кабину, бортпроводница заметила, что угонщик что-то обвязывает вокруг своей талии. Примерно в 8 часов в кабине экипажа сработал сигнал об открытии заднего трапа (у Боинга 727 в задней части фюзеляжа имеется откидной посадочный трап, такой как у ЯК-40 и Як-42). Примерно в 8-13 самолет немного качнуло. Когда через 2 часа борт приземлился в Рино и командир Скотт по внутренней связи попросил дальнейших инструкций, то ответа не было. Выбравшийся из кабины экипаж и подъехавшая полиция обнаружила пустой пассажирский салон и открытый пассажирский трап. В салоне осталось 2 парашюта, причем на одном из них были обрезаны стропы. Запрос сопровождавшим F-106 ничего не дал - они ничего не заметили, так как и не были предназначены для подобного, да плюс в то время стояла очень плохая погода. В общем, то и все, что известно об этом случае.
![](http://ic.pics.livejournal.com/id77/20200793/231130/231130_original.jpg)
тот самый борт в Рино
Дальше, конечно, началась суета по поиску и обнаружению денег и преступника. Надо ли говорить, что все это было бесполезным?
Сначала полиция внимательно обшарила весь самолет. Было найдено 66 отпечатков пальцев, не принадлежащих пассажирам и членам экипажа. В базе на них ничего не было. Кроме того, грабитель по непонятным причинам оставил в самолете галстук с перламутровым зажимом и восемь окурков сигарет Raleigh.
Потом был поведен эксперимент и примерно при таких параметров с учетом предположительного времени катапультирования властями был сброшен груз на парашюте, а место его приземления внимательно осмотрено. Это была гористая и лесистая местность, далекая от жилья и достаточно суровая. Ничего найдено не было. Страна была на ушах от этого таинственного незнакомства. Подогрел интерес и интервью со стюардессами и членами экипажа рейса № 305, которые в один голос отмечали, что так называемый Д.Б. Купер совсем не походил на обыкновенного преступника, ибо был вежлив, приветлив, абсолютно не агрессивен или груб, а главное совсем не нервничал. У США появился новый герой. Еще больше распалило народ некое письмо, пришедшее через 3 недели после инцидента в редакцию газеты «Лос-Анджелес таймс». И хотя самые известные «купероведы» посчитали его подделкой, большинство оно явно пришлось по вкусу. Вот его текст: «Я вовсе не современный Робин Гуд, - говорилось в нем. - К несчастью, мне осталось жить лишь четырнадцать месяцев. Угон самолета был для меня самым быстрым и выгодным способом обеспечить последние дни своей жизни. Я ограбил авиакомпанию не потому, что считал такой шаг романтическим или героическим. Ради подобных глупостей я никогда не пошел бы на такой огромный риск. Я не осуждаю людей, которые ненавидят меня за мой поступок, не осуждаю и тех, кто хотел бы видеть меня пойманным и наказанным, тем более что этого никогда не произойдет Я не сомневался, что меня не поймают. Я уже несколько раз летал на различных маршрутах Я не собираюсь залегать на дно в каком-нибудь старом, затерянном в лесной глуши городишке. И не подумайте, что я психопат: за всю свою жизнь я не получил даже штрафа за неправильную парковку».
![](http://ic.pics.livejournal.com/id77/20200793/231357/231357_original.jpg)
Задний трап на Боинге 727-100
ФБР в буквальном смысле «рыло землю», сам могущественный Дж. Эй (Гувер) хотел найти преступника и покарать его, было даже объявлено вознаграждение за информацию о грабителе. Но опять-таки, безрезультатно. В итоге дело было закрыто, а преступника сочли мертвым (утонувшим или разбившимся).
Неожиданно в 1980 году некий 8-ми летний мальчик Брайан Ингрем на береге реки Колумбия нашел 290 старых, выцветших двадцатидолларовых купюр и экспертиза по номерам подтвердила, что это те самые - куперовские. Бум, несколько поутихший поднялся с новой силой. Энтузиасты начали обследовать берега и дно реки и крупнейших водохранилищ. Для многих других находка стала подтверждением, что Д.Б. Купер мертв. Однако все не просто с этими деньгами, часть из которых (15 банкнот) семейство Ингремов продало на аукционе в 2008 году за 37 000 долларов.
![](http://ic.pics.livejournal.com/id77/20200793/231607/231607_original.jpg)
Брайан Ингрэм
Не утихали страсти тогда, ибо за следующие 2 года было совершено не менее 17 подобных действий со стороны подражателей, не утихают они и сейчас. Написаны немало книг, существует масса энтузиастов, есть даже список предполагаемых Д.Б. Куперов, коих официально насчитывается 9 человек. Но на самом деле люди до сих пор не знают ничего не о самом человеке, не о том, как сложилась его судьба. Не известно его имя - он назвался Дэном Купером, но вряд ли это имя настоящее. Была версия, что так назвал он себя в честь героя малоизвестного комикса, про парашютиста, выпускающегося в Европе после войны. Д.Б Купером его назвали по ошибке одного из репортеров. Сразу же после знаменитого полета полиция начала искать людей с Инициалами Д. Купер, и первый человек в Орегоне имел инициалы Д.Б. Купер. Местный журналист не разобрался и раструбил на весь мир, что ищут именно Д.Б. Купера, а не Дэна Купера, с тех пор эта ошибка устоялась. Не известен его возраст, статус и даже национальность. Неизвестно ничего.
![](http://ic.pics.livejournal.com/id77/20200793/231716/231716_original.jpg)
персонаж малоизвестного бельгийского комикса Дэн Купер
Мы же можем только предполагать. Сейчас, спустя почти 21 год трудно восстановить истину, но поразмышлять интересно.
Я считаю, что тот, кого мы называем Д.Б. Купером выжил при прыжке. У него все было просчитано и подготовлено. Он знал КОГДА, КАК и ЗАЧЕМ. Он разбирался в самолетах, полетах с парашютом, отлично знал местную географию и метеоусловия, разбирался в психологии и просчитывал действия властей на 2 шага вперед. Не покидает ощущение, что надо было порыться в архивах штата Вашингтон и штата Орегон, что необычного было связано с 2 вещами - днем Благодарения (ибо 24 ноября был как раз перед этим праздником) и суммой в 200 000 долларов. Меня больше всего удивляла именно эта сумма - не больше и не меньше. Почему? На это можно было бы найти ответ. А еще я считаю, что человек, известный как Д.Б. Купер дал немало «маячков» для того, чтобы дело это было раскрыто. Почему он оставил галстук и окурки, при этом забрав записку с угрозой взрыва? Почему он не оставил отпечатков, или же наоборот оставил чужие? Почему несколько раз во время полета он надевал и снимал темные очки? Зачем ему надо было 4 парашюта определенной модели, если он воспользовался лишь 2-мя из них, а один попортил? А мутная история с найденными мальчиком деньгами мне говорит лишь только, что в 1980 году он был еще жив и давал очередной «маячок» для того, чтобы его нашли. Почему я так думаю? Потому что деньги в этом месте просто не могли появиться. Никак…Версия о принесении их рекой или что их извлекла землечерпалка, надуманны и не выдерживают никакой критики. Плюс еще один важный момент - резинки, которыми деньги были стянуты, не пострадали, в отличие от самих банкнот, а за 9 лет от них не должно было остаться практически ничего.
![](http://ic.pics.livejournal.com/id77/20200793/231965/231965_original.jpg)
Вещдоки по делу - галстук с заколкой и остатки денег, найденные Ингрэмом
Имея все эти вводные и проанализировав их вкупе, возможно можно было бы найти так называемого Д.Б. Купера, тем более что, по всей видимости, он сам бы этого хотел. Возможно…