Здравствуйте уважаемые
Вчера мы с Вами начали разговор, надеюсь интересный для Вас, о крестах на церквях:
http://id77.livejournal.com/656950.html, сегодня я предлагаю поговорить о нательных крестах, и о вопросе, который мне задали: как отличить крест православный от католического. Если честно, то по мне это очень надуманная тема. Мы с Вами уже говорили о том, что верующий человек верит в Христа и его деяния, а не в крест. Крест - это не более чем символ распознания своей группы, очень удачный и узнаваемый. По моей логике, в этом случае, как бы и нет разницы, какой именно формы крест ты носишь, да и вообще ношение нательного креста дело добровольное. Можно не носить крест и верит в Христа, а можно и наоборот, что чаще и происходит. И в этом случае крест - это не символ религии и обозначение приверженности к определенной группе, а не больше, чем обычный аксессуар, крик моды, так сказать. По этой же причине я абсолютно спокойно отношусь и к материалу изготовления креста. К слову, когда во младенчестве крестили меня, то мне подарили крестик пластмассовый.
Но далеко не все относятся к данным вопросам как я. И могу действительно констатировать, что различия имеются. Причем различия, созданные искусственно, и на них действительно делают акцент. Давайте их разберем.
Но для начала давайте определимся с официальной позицией Церкви по отношению к ношению Креста. Считается, что Крест бывший орудием страшной и мучительной (и позорной, кстати) казни, благодаря жертвенному подвигу Христа Спасителя стал символом искупления и орудием спасения всего человечества от греха и смерти. Ну и соответственно тот, кто носит на себе Распятие Христово, свидетельствует о своей сопричастности страданиям и подвигу Своего Спасителя, за которыми следует надежда на спасение, а значит, и воскресение человека для вечной жизни с Богом. Ну и кроме того, крест - символ победы над Диаволом, знамя торжества Божьего.
Как-то так в целом.
Надо четко разделять 2 вида носимых крестов. Это так называемые «тельники» (то есть - носимые на теле под одеждой) и «энколпионы» (от греческого слова «нагрудный»). Последние у нас в Православии чаще всего называются наперстными и на данный момент - это один из важнейших элементов идентификации иереев, о чем мы с Вами говорили уже вот тут вот:
http://id77.livejournal.com/206110.htmlПро наперстные говорить не будем, продолжим говорить о нательных.
Крест должен носится поближе к сердцу. Что же касается формы, то, формально говоря (опять сделаю акцент на то, что не понимаю, зачем искать различия. Вспоминая слова Феодора Студита - «крест всякой формы есть истинный крест») если перед Вами просто 4-х конечный крест, то перед Вами знак протестанта.
Католический и ортодоксальный нательный крест чаще всего выполнен в форме распятия. Католический 4-х или 6 конечный, православный, чаще всего - восьмиконечный. Мы с Вами в прошлый раз чуток уже коснулись его формы, сейчас самое время объяснить чуть поподробнее. Итак, верхняя перекладина называется титул. Она символизирует табличку на кресте Христа с указанием его проступка. Там разместили то, в чем обвиняли Христа - в государственной измене. Там написано или INRI или IHЦI. Это аббревиатура латинского IESUS NAZARENUS REX IUDAEORUM или же русского Іисус Назарянинъ, Царь Іудейскій. В католическом кресте используется только первый вариант, в ортодоксальном - оба.
Нижняя косая перекладина символизирует подпорку для ног. Одновременно это и весы. Как мы помним вместе с Христом было распято 2 разбойника Дисмас и Гестас. Первый из них из них перед смертью раскаялся в своих грехах, за что был удостоен Царствия Небесного. Другой же перед смертью ругал своих палачей и Христа, и его душа отправилась в Ад.
Дальше надо внимательно смотреть на фигуру Спасителя. В католической традиции принято изображать его крайне реалистично с ранами (стигматами) и нередко провисающим на кресте, нередко в терновом венце. Мы видим страдания человека, его боль. В Православии же не так все натуралистично.
Различается также расположение ног и количество гвоздей в распятье. Каждая конечно Христа в Православии пригвождена отдельным гвоздем, и таким образом гвоздей (а это один из символов страданий Христа) 4. А в Католическом же кресте ноги Спасителя соединены и пробиты одним гвоздем. И гвоздей 3.
Также нередко у ортодоксов нередко над средней перекладиной помещаются надписи: «IС» «ХС» - имя Иисуса Христа; а под ней: «НИКА» - Победитель. Кроме того, нередко Христос изображается с нимбом, внутри которого крест и три буквы W O N от греческого слова «ό ών», что значит «Сущий», «И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам».(Исход.3:13,14)
На этом, пожалуй, и закончим.
Приятного времени суток.