Здравствуйте уважаемые.
Очередная серия об утраченном Петербурге. Хотя сегодня несколько сомнительное здание, которое вошло в историю, прежде всего как то, в котором были впервые организованы женские бои. Это была французская борьба, которая в начале 20 века была на пике своей популярности. Участие женщин в подобных соревнования считалось пошлым и непристойным, поэтому многие сомнительные дельцы зарабатывали на тяге к новому и чему-то запретному. Вот решил заработать и Андрианн Шульгин, хорошо знакомы даже А. Блоку, решил сколотить капиталец на этом. А ведь первоначально планировал заниматься только искусством.... Сегодня немного поговорим о так называемом театре "Ниагара", расположенного по адресу Большой пр. Петроградской стороны, д.41, в котором собственно и проводились женские бои.
Первоначально тут был один из первых синематографов на Петроградской стороне и именовался «Вио-Со», а после того как его в 1909 году приобрел г-н Шурыгин - «Гранд Вио». Однако вскоре Шурыгин понял, что просто кино не приносит уже тех денег и решил пойти иным путем. В 1912 году кинематограф был расширен по проекту архитектора И. Ульяновского и стал именоваться театром миниатюр «Ниагара». Ему сделали интересный и броский фасад.
Как отмечалось в газете «Столичные миниатюры и кинемотеатры», Шурыгин «так сумел поставить дело, что театр ежедневно переполнен». Ему удалось совместить в «Ниагаре» «все доступное директорскому воображению», а именно, не только кино, но и театр и собственно, женские бои.
Причем делал это громко, со скандалами и эпатажем.
Например, если зал был полон, он все равно требовал продавать билеты на сеанс, тем самым устраивая давку в фойе и в зале. Спеуциально, чтобы попадать в скандальные хроники. Общение с полицией и штрафы его не очень беспокоили - прибыль была хорошая.
До Революции.... После, все пошло прахом. Шурыгин сначала пытался продавать билеты на кино, потом просто уехал из города.
В дальнейшем из‑за проблем с отоплением кинотеатр несколько лет простоял закрытым, потом, во время нэпа, был сдан в аренду различным частным лицам. В заявлении одного из них, сохранившемся в Центральном государственном архиве литературы и искусства Санкт-Петербурга, указывалось: «Театр в настоящем его состоянии приходит в полное разрушение. Над зрительным залом, сценой и артистическими уборными крыши и потолка совсем нет, балконы, стены, сцена, полы и прочие части здания мокнут и разрушаются, штукатурка отваливается, балки стропил и вообще деревянные части постепенно растаскиваются на топливо. Еще год, и театр, как здание, угрожающее даже безопасности обывателя, будет назначен к сломке».
Тем не менее даже в таком состоянии кинотеатр работал еще несколько лет под вывеской «Веселый попугай», в 1925 году ему вернули название «Ниагара».
Позднее кинотеатр получил имя «Май». «По случаю первомайских празднеств фасад кинотеатра «Май» (бывший «Ниагара» на проспекте Либкнехта на Петроградской стороне) роскошно декорирован, - сообщалось в 1933 году в журнале «Рабочий и театр». - Несомненно, что кинотеатр «Май» за последнее время существенно перестроился, что он сумел сколотить вокруг себя культактив из рабочих ряда близлежащих предприятий (ф‑ка «Комсомолка» и др.), что он не идет ни в какое сравнение с бывшим кино «Ниагара», который носил узко-торгашеский характер, где не велось никакой политической работы».
Ну а после запрылся и «Май». До начала 60-х здание активно разваливалось.
На месте старых зданий в начале 1960-х гг. был построен монументальный дом по проекту арх. Лазарева в формах неоклассики. Во дворе сохранился старый дворовый флигель.
Приятного времени суток.