Здравствуйте уважаемые.
Знаете, до относительно недавних пор я не особо любил живопись. Ну просто не понимал ее до конца. Только сейчас научился распознавать и получать огромное удовольствие от созерцания красивых и интересных мне картин. Скорее всего, раннее непонимание основ изобразительного искусства связано с полнейшим отсутствием у меня таланта к рисованию и общей сухостью характера. А нынешний коренной поворот - это наверное уже старость :-))))))
При всем при этом, моей настольной книгой в детстве был сборник раскрашенных гравюр, который я многократно перелистывал и рассматривал элементы одежды людей 17-19 столетия, и, конечно же, их награды. Видимо, это привлекало уже с детства :-)
Сейчас я переодически выпускаю посты в которых подробно разбираю известные портреты знаменитых (и не очень) деятелей прошлого по вопросом их судьбы, одежды и конечно же, наград. Сегодня будет как раз такой пост.
Сегодня поговорим об одном из самых известных людей в истории нашей страны, чью биографию не вижу смысла - и так все знают. Поговорим о конкретном портрете и наградах Генералиссимуса российских сухопутных и морских сил графа Александра Васильевича Суворова-Рымникского князя Италийского, кузена короля и гранда Сардинского королевства. Александр Васильевич был одним из самых награждаемых людей эпохи, и, понятно, было за что :-)
Присмотреться я предлагаю сегодня вот по этому портрету:
Портрет этот работы Иоганна Генриха Шмидта сделанный им в Праге в 1800 году, когда Суворов возвращался из Швейцарского похода, и официально, это последний прижизненный образ знаменитого русского полководца. В Праге с этой работы впоследствии было сделано кучу копий и гравюр, лучшей из которой, наверное, является работа Н.И. Уткина, которая стала самой известной в нашей стране.
Давайте разберем первый портрет чуть подробнее.
Начнем с внешности. Судя по всему, художник правильно изобразил и черты лица и общую стать худощавого и нескладного в целом Александра Васильевича. Особенно удалось лицо, если верить посмертной маске. Кстати, а вот то, что он был совсем крохотного роста - это миф. Он был не менее 170 сантиметров роста - а это выше среднего для того периода времени.
На портрете перед нами не герой и орел, а усталый, уже больной и утомленный жизнью 69 летный человек, которому осталось жить совсем не много. Это не геройственное, не парадное изображение подкупает вдвойне.
Что меня смутило в этом портрете. Первое - это цвет мундира Александра Васильевича. Он белый, а значит никак не русский. В принципе, никаких противоречий нет, ибо 20 (31) марта 1799 года император Франц II присвоил Суворову звание генерал-фельдмаршала Священной Римской империи, тогда же наш полководец стал и Великим Сардинским маршалом. В данной ситуации на нем имперский китель. Но есть одно существенное НО. Суворов считал, что австрийцы чуть ли не предали наши войска в Швейцарском походе и вряд-ли стал бы дефилировать в белом мундире. Странный выбор.
Император Леопольд в фельмаршальском мундире.
А дальше автор картины совершил серьезную ошибку. Мы наблюдаем под мундиром голубую муаровую ленту, и с левой стороны груди, выше всех остальных наград мы видим знакомый силуэт восьмиконечной звезды Императорского ордена Святого апостола Андрея Первозванного - высшей награды страны. Так этот орден не носился никогда. Ибо Орден на муаровой ленте носилсят на бедре, через ПРАВОЕ плечо, причем поверх мундира. Ошибка и явная, что говорит о том, что автор никогда лично не видел ни ордена, не то, как его следует носить.
Суворов был награжден этой наградой 09.11.1787 - за победу под Кинбурном. Более того, 03.11.1789 года, после победы при Фокшанах полководец получил Бриллиантовые знаки к ордену.
Пойдемте дальше. Ниже звезды Ордена Андрея Первозванного мы видим знакомый ромбовидный силуэт Императорского Военного ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия или просто Ордена Святого Георгия. Это - самая почетная военная награда империи. И Александр Васильевич был одним из трёх кавалеров Ордена Святого Георгия за всю историю ордена, награждённых с 3-й по 1-ю степень. Третья степень 1771 года за Польшу, вторая - 1773 за Туртукай, ну и, наконец первая -1789 год за Рымник. Однако на портрете Суворов изображен с шейным крестом второй степени. Вопрос - почему. Звезда носилась и при первой и при второй степени, но на момент написания картины полководец был награжден и высшей степенью, но художник, видимо, этого не знал. Кстати, мне кажется, что звезда вышита на мундире, что не удивительно.
На одном уровне со звездой Ордена Святого Георгия мы видим еще одну, судя по всему, вышитую звезду. На этот раз, это не русская награда. Это - военный Орден Марии Терезии. Суворов получил большой крест (высшую степень) этой награды 12.10.1799 года. Стоит ли говорить, что лента, которая проглядывает под Андреевской, тоже носилась через другое плечо? :-)
Еще одна звезда - расположенная ниже всех - это Императорский орден Святого Равноапостольного Князя Владимира или сокращенно орден Святого Владимира, который полководец получил 28.07.1783года - «За присоединение разных закубанских народов к Всероссийской империи». На портрете нет ленты, ибо при наличии лент Ордена Андрея Первозванного достаточно было носить звезду.
Но интересно, что художник не изобразил еще одну важную русскую награду - Орден Александра Невского. Его ленту тоже можно было не надевать, но звезду можно было изобразить. Очередная ошибка художника.
Еще на один орден хочу обратить Ваше внимание. Большой крест с алмазами (стеклом) на первом плане. Это голштинский орден, вскоре ставший русским под названием Императорский орден Святой Анны. Это первая награда Суворова, полученная им за победу над польскими конфедератами под Орехово в 1770 году, которую полководец ценил и любил. На период награждения орден не имел официального статута и у него была только одна степень, а не 4 как позже.
Осталось разобрать 2 награды. Новомодный большой крест Ордена Святого Иоанна Иерусалимского, только-только введенный Императором Павлом I в систему государственных наград. Более того, в годы его правления этот орден стал, по существу, высшим знаком отличия, жалуемым за гражданские и военные заслуги. Жаль, недолго он продержался в системе наград. Жалею, потому что, с большим пиитетом отношусь к Госпитальерскому Ордену и все, что с ним связано.
Ну и последняя награда, которую мы можем видеть на картине - это Большой крест сардинского Ордена Святых Маврикия и Лазаря, который трудно перепутать с чем-либо. Суворов награжден им 23.06.1799 года.
Вот такие вот дела.
Надеюсь, вам было не скучно.
Приятного времени суток