Немного по названию государства Израиль.

Jul 03, 2024 16:00

Здравствуйте уважаемые.


Карта Государства Израиль

Насколько я помню,  название «Израиль», или, точнее, «Исраиль» впервые было упомянуто в «Бытии», части Ветхого Завета и, соответственно, первой  книги Пятикнижия Моисеева, или Торы.  Там упомянут довольно интересный персонаж по имени Иаков (он же Яков, он же Якуб), сын Исаака (Ицхака), а значит, внук  первого патриарха и родоначальника народов - Авраама. У Иакова был брат-близнец по имени Исав, которому юридически принадлежало право первородства, но хитрый Иаков с помощью матери подкупил своего брата и, обманув подслеповатого отца, получил  это самое право.  Вот так со лжи он начал свой путь.  Хотя подтолкнуть к этому его могла мать Ребекка. Она долго не могла забеременеть (около 20 лет), а когда это случилось, услышала от пророка предсказание, что родит она двух  мальчиков, которые  станут родоначальниками двух народов, причем потомки старшего будут в подчинении у младшего. После рождения младший сразу стал ее любимцем, и таким образом, возможно, она, просто решила помочь продвижению его карьеры.


Ревекка и Иаков обманывают Исаака

Во времена обитания Иакова в Ханаане (она же Финикия - ныне большая часть Государства Израиль, Палестины и Иордании), когда он трусливо убегал от брата Исава, справедливо боясь его гнева, возник некий странный и не до конца понятный конфликт, описание которого, впрочем, лучше всего прочесть в первоисточнике: Бытие 32: 24-32:
"И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари;  и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал [ему]: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня.  И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков.  И сказал [ему]: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом и человеков одолевать будешь.  Спросил и Иаков, говоря: скажи [мне] имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь об имени Моем? [оно чудно.] И благословил его там.  И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя. И взошло солнце, когда он проходил Пенуэл; и хромал он на бедро свое. Поэтому и доныне сыны Израилевы не едят жилы, которая на составе бедра, потому что Боровшийся коснулся жилы на составе бедра Иакова".


Г. Доре. Иаков, борющийся с Ангелом.  При чем здесь ангел - непонятно

Опустим пока вопросы типа «где находится Пенуэл и можно ли его отыскать нынче» или «какую именно жилу на бедре этот Некто повредил Иакову»,  а сосредоточимся на главном. Некто, которого в Ветхом Завете, почему-то уверенно называют Богом (хотя как смертный мог бороться с Богом до зари, да еще и не проиграть - большой вопрос) благословляет хитреца, обманщика и не очень мужественного человека по имени Иаков (от брата он натурально драпал, стараясь откупиться своими многочисленными стадами) и нарекает его новым именем - Израиль. Из этого отрывка следует, что перевод термина Израиль - это богоборец. Какоое-то слишком неоднозначное прозвище получается, не находите? Больше соответствует названию какого-нибудь печатного издания  воинствующих атеистов конца 20-х годов в СССР, а не библейским легендам.  Кстати, насколько я помню, незабвенный Михаил Александрович Берлиоз в ранней версии «Мастера и Маргариты» был главным редактором журнала именно с этим названием - «Богоборец»). Ну, в общем, ладно - Израиль, так Израиль. Просто запомним.


А. Адабашьян в роли М. Берлиоза

Продолжим дальше про нашего героя Якова-Израиля. У Иакова были две жены - Лия и Рахиль, а также служанки официальных супружниц (Валла и Зелфа), к которым любвеобильный Яков тоже испытывал физическое влечение. В итоге у него народилось 12 детей, которые дали основу 12 коленам (родам) Израилевым:
от Лии: Рувим , Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Завулон;
от Рахили: Иосиф, Вениамин
от Ваалы: Дан, Неффалим.
от Зелфы: Гад, Асир


Знаки первоначальных 12 колен Израилевых

Любимым у Иакова был сын от Рахили  Иосиф, прозванный Прекрасным. Большая любовь отца породила ревность в сердце его братьев, поэтому они избили Иосифа и продали его в рабство арабам (или аравитянам) за 20 сребреников, а отцу, показав окровавленную одежду, сказали, что Иосиф погиб. Иосиф не умер, а сделал блистательную карьеру при дворе египетского фараона, впоследствии  приютив отца и всех братьев с семействами, но это уже другая история.  Иаков погоревал немного и отдал права Иосифа его сыновьям (соответственно, своим  внукам)   Манасии и Ефрему. Так колено Иосифово перестало существовать, но в целом родов стало 13. Впрочем, ненадолго. Вскоре договорились, что колено Левия не должно получать земельных наделов (из-за особого статуса священников), и колен снова стало 12.
Все вместе они стали называться сыновьями израилевыми, или израильтянами. Особо хочу заметить, речь о народе, а не о стране. Каждое из колен (за исключением колена Левия) разместилось на определенной территории


Размещение колен Израилевых.

Много времени спустя, примерно в 1029 году до н.э. народ израильский, потеряв несколько очень чувствительных поражений, прежде всего от филистимлян (народов моря) и даже потеряв свою главную святыню - Ковчег Завета, стал испытывать потребность в лидере. Причем не столько духовном, сколько военно-политическом. Лидерства первосвященников Левитов (из рода Левия) уже было недостаточно. Дабы усмирить народ тогдашний, пророк Самуил наобещал людям всяческие ужасы, но был вынужден пойти на выборы царя. Выбор пал на молодого, но уже неплохо показавшего себя в бою воина по имени Саул (Шаул) из самого воинственного и наиболее хорошо подготовленного в военном деле колена Вениаминова. Так у детей израилевых впервые появился свой царь, и с этих пор можно говорить о протогосударственности  израильского (еврейского) народа - Израильском царстве.
Итак, у детей израилевых впервые появился царь, хотя  ни левиты, ни тогдашний пророк Самуил не горели желанием делить власть с кем-либо. Царя Самуил и левиты сначала тайно помазали на царство, а затем уж показали народу, и было устроено, что жребий пал на него. Сейчас с определенностью сказать трудно, но видимо выбор был осознанный, Саул - неплохой воин из колена Вениаминова, но был слишком молод, а главное его семья была не очень знатна, да, можно сказать, и бедна. Видимо, Самуил и левиты решили, что раз народ хочет царя, то царь этот должен быть внушаем и управляем - короче говоря, обыкновенная марионетка.
В первые годы так и было, но чем дальше, тем больше росла популярность Саула и ширилась пропасть между ним и Самуилом. Настал момент, когда царь попросту захотел избавиться от надоевшего кукловода, однако в открытую сделать это не мог. Так же, как, впрочем, и Самуил. Посему  10 лет длилась между ними «холодная» война, постепенно перешедшая в гражданскую. Дело в том, что Самуил тайно помазал на царство другого молодого человека по имени Давид и постепенно подводил его к власти. Закончилось все плохо для Саула, который, судя по всему, не смог собрать всех сторонников (народ-то был расколот), потерпел крупное поражение от филистимлян в битве при Гелвуе и покончил жизнь самоубийством.


Одно из самых знаменитых деяний молодого Давида - повержен филистимлянин Голиаф

Это поражение поставило под сомнение целостность страны, так как жители территории колена иудина решили отойти от цельного Израильского царства и образовать собственное государство, назвав его по имени своего рода - Иудея, сиречь земля колена Иудина. В крупнейший город Иудеи Хеврон был приглашен Давид, который был уже заметно популярен и, главное, был из колена иудина. Давиду было предложено стать царем Иудеи, тем более что Самуил признался, что помазал его на царство. Народ Израиля Давида царем не признал и провозгласил своим государем младшего сына (старшие погибли с отцом) Саула по имени Иевосфей. В результате у нас на карте де-юре появилось два государства, населенные одним народом: Израильское царство и Иудея. Иевосфей у власти не удержался и был убит, Давид же (опять-таки с помощью левитов) на время объединил вновь народ в единое государство и, более того, продолжил экспансию. Благодаря его походам были присоединены Моав, Идумея, Аннон, часть Арамеи. Столицей государства стал Иерусалим.


Царства на территории Палестины около 10 века до н.э.

Таким образом, именно при Давиде дети израилевы достигли границ «земли обетованной»: (Чис.34:2-12) «И сказал Господь Моисею, говоря: дай повеление сынам Израилевым и скажи им: когда войдете в землю Ханаанскую, то вот земля, которая достанется вам в удел, земля Ханаанская с ее границами: южная сторона будет у вас от пустыни Син, подле Едома, и пойдет у вас южная граница от конца Соленого моря с востока, и направится граница на юг к возвышенности Акравима и пойдет через Син, и будут выступы ее на юг к Кадес-Варни, оттуда пойдет к Гацар-Аддару и пройдет через Ацмон; от Ацмона направится граница к потоку Египетскому, и будут выступы ее к морю; а границею западною будет у вас великое море: это будет у вас граница к западу; к северу же будет у вас граница: от великого моря проведите ее к горе Ор, от горы Ор проведите к Емафу, и будут выступы границы к Цедаду; оттуда пойдет граница к Цифрону, и выступы ее будут к Гацар-Енану: это будет у вас граница северная; границу восточную проведите себе от Гацар-Енана к Шефаму, от Шефама пойдет граница к Рибле, с восточной стороны Аина, потом пойдет граница и коснется берегов моря Киннереф с восточной стороны; и пойдет граница к Иордану, и будут выступы ее к Соленому морю. Это будет земля ваша по границам ее со всех сторон. И дал повеление Моисей сынам Израилевым и сказал: вот земля, которую вы разделите на уделы по жребию, которую повелел Господь дать девяти коленам и половине колена; ибо колено сынов Рувимовых по семействам их, и колено сынов Гадовых по семействам их, и половина колена Манассиина получили удел свой: два колена и половина колена получили удел свой за Иорданом против Иерихона к востоку


Царь Соломон и царица Савская. Картина работы Д. Демин

Подробно на фигуре Давида, как впрочем, и его сына Шломо (он же Соломон, он же Сулейман), я останавливаться подробно не буду - они люди известные и слишком популярные. Тем более, что о самой значимой постройке последнего я уже рассказывал: http://id77.livejournal.com/75706.html и тут http://id77.livejournal.com/76522.html. Скажу только, что правление первого продлилось 40 лет, правление второго - 63 года. Именно их царствование  можно обозначить как мини-династию де-юре объединенного царства Израилевого. Однако после смерти Соломона к власти пришел его сын Ровоам, который оказался и политиком, и управленцем крайне слабым. В результате государство снова раскололось - колено Иудеево, колено Симеона и часть колена Вениаминова остались на стороне сына Соломона и образовали вновь Иудейское царство, а остальные 10 колен пошли за неким Иеровоамом из рода Ефремова, сделав его царем Израиля. При этом по какой-то причине это царство стало называться Северо-Израильским (как будто было Южно-Израильское!). При этом праведным и настоящим в талмудической литературе считается именно Иудейское царство с населявшими его двумя с половиной коленами, а не царство, объединившее подавляющее большинство народа. В чем дело? Видимо, левиты и книжники приняли сторону Иудейского государства, всячески стараясь принизить и очернить северо-израильтян: они и богоотступники (опять начали возводить золотых тельцов), и погрязшие в роскоши и грехе и т.д. Момент этот оставим в памяти.


Иудея и Северо-Израильское царство

Разделение и обособление друг от друга не прошли даром - государства потеряли все ранее приобретённые при Давиде и Соломоне территории и были завоеваны: сначала - Северо-Израиль (он просуществовал 200 лет), а затем и Иудея (около 300 лет существовала). В результате вавилонского, персидского и греческого владычеств потерялись 10 колен (не спрашивайте меня, как), и остались только 2 рода из 12 (кстати, а как же левиты?). Соответственно, Иудеево колено и смешанное с ним и наполовину ассимилированное колено Вениаминово, половина Семеонова (посчитаем их за одно). С тех пор никто не говорил «народ израилев», говорили «иудеи». Забавно, что национальность тут смешалась с религиозной принадлежностью. Ведь мы не говорим «швед», подразумевая «лютеранин», или «итальянец» - «католик». Тут у нас обратный пример. Название «иудей» активно проникло во все европейские языки и укоренилось в них: немецкое Judentum, английское Jewry, испанское judío или французское Juifs. И только в русском (навскидку, конечно, может, еще какие языки есть) национальность и религиозная принадлежность рознятся в написании. Что, согласитесь вполне логично, ибо еврей по национальности не обязательно может и должен быть иудеем по религии. Кстати, само слово «еврей» можно перевести как «человек, пришедший откуда-то, нездешний». Но это мы немного отвлеклись, давайте вернемся к истории.


Границы Хасмонейского государства при Саломее Александре

Пребывание под чужим влиянием и, соответственно, отсутствие государственности длились чуть больше 4 веков, пока в 165-141 г. до н. э. не началось так называемое восстание Маккавеев (от арамейского makkaba - «молот»). Кстати, известный спортивный клуб «Маккаби» назван также в честь маккавеев. Восстание закончилось в 142 году до н.э. образованием Хасмонейского царства, сиречь восстановлением государственности. И надо сказать, что в период своего расцвета (при царице Саломее Александре) границы Хасмонейского государства почти достигали тех, которые были при царе Давиде. Однако династический кризис и несколько непродуманных шагов привели к тому, что регионом активно заинтересовалась Римская Империя, и это в конце концов привело к падению очередного еврейского государства. С 63 года до н. э. Иудея стала вассалом Рима (де-юре, пока имея еще формальную независимость), а в 4 году до н. э. была разделена на Иудею, Самарию, Галилею и Перею. Христос, кстати, считается галилеянином, и жители этой страны не принимали большинство религиозных традиций иудеев. О Самарии вы тоже наверняка слышали из притчи о Христе и  добром самаритянине, а Перея - это вообще территория, находящаяся за рекой Иордан.


Палестина при рождении Христа

В 70-м году нашей эры римляне полностью завоевали все еврейские государства, сделав их частью своей империи. Даже Иерусалим был практически стерт с лица земли, а в 117 году император Адриан решил построить на месте Иерусалима римский город Элия Капитолина. Тем, кто интересуется подробностями, советую прочесть монументальный труд Иосифа Флавия.
Вплоть до ХХ столетия государственности у евреев не было. То есть предпринимались какие-то попытки найти место, например, в конце столетия благодаря усилиям Вейцмана чуть было не договорились с англичанами на размещение еврейского государства в Уганде (Британская Уганда располагалась немного не там, где ныне существует самостоятельное государство с таким названием, но рядом). Наконец, 14 мая 1948 года Давид Бен-Гурион, ставший первым премьер-министром, при активном участии англичан, американцев и СССР (да-да, товарищ Сталин тоже имел свои интерес) провозгласил создание независимого еврейского государства, существующего поныне под названием Мединат Исраэль, или Государство Израиль.


Д. Бен Гурион

А теперь хочу подвести предварительные итоги и задать главный вопрос. Получается, что тогдашние (1948 года) руководители выбрали в качестве названия страны прозвище (кличку) патриарха, чье житие легендарно, а значит, сомнительно. Перевод этого прозвища странно многозначителен, а потомки на 75 % исчезли в пучине истории. Вот и объясните мне, почему? Казалось бы, логичнее было выбрать Иудею или Сион, но был выбран именно Израиль. Почему не Хасмонея или Маккавея? Ведь можно было назваться, скажем, Еврения или Иаковия, не говоря уже о более оригинальных вариантах типа Давидланд или Соломония. Почему?

Спасибо за внимание и надеюсь, вам было не очень скучно
Приятного времени суток.

История, География, Восток

Previous post Next post
Up