Здравствуйте уважаемые.
Итак...
Точную дату появления такси установить точно. Официально же считается, что это произошло в самом конце 19 столетия, когда петербургский предприниматель А. Абрикосов дал объявление об «отпуске моторов на прокат», а годом позже фирма «Фрезе и К°» организовала сдачу в наем электрических и бензиновых автомобилей собственной постройки в Петербурге и Варшаве. Но дело не пошло. Настолько, что пследующий автомобиль с тксомоторм появился в Санкт-Петербурге только в 1906 году. И на этот раз удачно. Очень удачно :-)
Пример столицы сразу же нашел последователей и в других городах страны. В Москве первый таксомотор согласно архивным данным вышел на линию в сентябре 1907 года, примерно тогда же появились такси в Гельсингфорсе и пошло-поехало :-)) Хотя, справедливости ради только в Санкт-Петербуре и Москве пассажирские перевозки приобрели массовый характер,а самих экипажей было большое количество.
В Москве,скажем, авто красили в красный цвет, и разнообразие моделей было немалым. Тут и американский Oldsmobile, и Darracq (Франция), и NAG (Германия), и FIAT (Италия) и опять-таки германские Adler с Benz.
Забавно,что остались впечатления от поездок на таксомоторахтех времен. Вот что писал купец первой гильдии Мамликов в 1910 году своей супруге в Воронеж: «А вчерась, разлюбезная моя Анастасьюшка, добирался я в нумера с приятелем моим из Яра на моторной карете заместо извозчика. Жутко было ехать, не видя перед собой привычного лошадиного хвоста, тряска, однако и приятственно, ибо восторженными взглядами обывателей да собачим лаем были мы препровождаемы от самой ресторации. Против обычного заплатил я за проезд 1,5 рубля серебром. Извозчик, шельма, дерет меньше. Однако предсказываю я большое будущее этой механике, потому как, говорят, в Париже теперь сплошь механика, таксомоторами называемая».
По мне - очень забавно :-)))
В Санкт-Петербурге все было немного по-другому. Во-первых большее разнообразие машин, а во-вторых, гораздо большее количество расцветок. Каждое предприятие имело свои как бы сейчас сказали корпоративные цвета. Первым появились "голубые таксомоторы" - Форды предпринимателя Фриде, затем были «Белые таксомоторы», «Зеленые таксмоторы», «Красные таксомоторы» и даже "оранжевые машины". В эксплуатации в Санкт-Петербурге находились таксомотoры 30 различных марок, преобладали не очень дорогие, но качественные французские машины Charron и немецкие Opel, достаточно много было такси Panhard-Levassor, NAG, Gaggenau, Stoewer и Brennabor, Rossel-Peugeot, Benz , Dürkopp, Clément-Bayard, Laurin-Klement, Berliet, Oryx, Metallurgique, Komnick и Adler.
С началом Первой Мировой войны в 1914 году началась мобилизация в армию как водителей, так и пригодных к военной службе автомобилей, количество таксомоторов в столице стало сокращаться, к 1917 году их оставалось около 200 единиц, как правило это были старые, изношенные и технически не пригодные к военной службе машины.
Октябрьские события 1917 года положили конец таксомоторному промыслу в России, почти все частные автомобили были национализированы, таксомоторные предприятия закрыты.
Во времена НЭПа начала 20-х годов имели место робкие попытки частных предпринимателей возобновить в России таксомоторный промысел, в основном в провинции. Развитию частной деятельности мешали объективные причины, прежде всего, острый дефицит в стране автомобилей и запасных частей к ним. Частные предприниматели не имели возможности купить новые машины и были вынуждены использовать для пассажирских перевозок устаревшие автомобили, часто неисправные.
Только спустя семь лет советское правительство занялось возрождением таксомоторного дела - в декабре 1924 года Моссовет принял решение о покупке 30 автомобилей-такси марок Renault и FIAT. Как раз я писал об этом,говоря о том, почему прогорел Адам Козлевич :-))
21 июня 1925 года на улицах Москвы появились первые советские такси - 10 новеньких, закупленных во Франции автомобилей Renault. В Орликовом переулке был построен первый советский таксопарк - гараж на 60 машин.
В 1926 году в Париже ежедневно выезжали на линию 16 000 такси, в Лондоне - 8 300, Берлине - 8 000. В 1927 году таксомоторные предприятия Москвы, которых стало уже три, выпускали не линию всего лишь 120 автомобилей. В Ленинграде возобновление таксомоторных перевозок произошло еще позже. Первый ленинградский таксомоторный парк открылся 14 июля 1929 года при Транспортном подотделе городского отдела коммунального хозяйства. Парк получил 37 открытых автомобиля Ford. В 1930 году город на Неве обслуживало 83 таксомотора.
В 30-х годах в СССР началась эксплуатация в качестве такси первых автомобилей советского производства - ГАЗ А, ГАЗ М1 и ЗИС 101, отечественный таксомотор вступил в «эпоху возрождения». Ну а дальше - Вы знаете :-))
Приятного времени суток.