Книги и историческая одежда-3

Mar 04, 2024 15:00

Здравствуйте уважаемые.
Продолжаем с вами наше небольшое исследование. В прошлый раз остановились вот тут вот: https://id77.livejournal.com/5518960.html

В прошлый раз вспоминали армяк, давайте с него и начнем сегодня :-)) Итак...
«Волоса были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары». Так описан у Александра Сергеевича в "Капитанской дочке" сам Емельян Пугачев.


Ну, с Армяком мы разобрались, а что такое шаровары и почему именно татарские. С шароварами все просто - это штаны, очень широкие в бёдрах, часто со сборками на талии и сужающиеся к голени. Одни из самых распространенных штанов вообще и уж тем более у кочевых народов.


Причем как у женщин, так и мужчин. Татрские шаровары (или ыщтын) до сих пор являются важнейшим элементом татарского народного костюма.
Шаровары тех времен обычно изготавливались из плотной льняной ткани: женские - из однотонной материи, мужские - из полосатой. Так что, скорее всего Емельян был в полосатых штанах :-)


Пойдем дальше... И еще что то подобное :-)
«Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой запашной рубахи да из заплатанных портов» - так описывает Павлушу Иван Тургенев в "Бежине Луге"
Тут у нас сразу 2 элемента крестьянской одежды.


Порты - это поясная набедренная одежда. Это одна из древнейших форм мужской одежды, представлявшая собой узкие, длиной до середины икр штаны. Свое название порты получили от материала, из которого шились - домашнего льняного или конопляного холста, называемого «порть», или «портно». Другие широко употреблявшиеся в народной среде названия этой одежды - «портки». Другие наименее распространенные названия - - «надраги» и «остегны», «низики», «чембары».


Запашная рубашка, она же так называемая замашная или посконная, то есть сотканной на самодельном ткацком стане из волокон конопли, которую выращивали в каждом крестьянском хозяйстве. Замашки-это первичное сырьё для получения грубого волокна, называемого пенькой. Стебли собирали в снопы, замачивали в реке, в копях- лавах- оставшихся от добычи торфа в низких заболоченных местах, затем стебли отбивали деревянными вальками, отделяя волокно, сушили, ткали полотно и летом выстилали на солнце, отбеливали.


Вот такие дела.

Немного из самого известного произведения Николая Гоголя.
Вот как он описывает Чичикова: «Петрушка ходил в несколько широком коричневом сюртуке с барского плеча и имел по обычаю людей своего звания, крупный нос и губы»
А вот как Сабакевич «Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги»
Сюртук (от французского surtout) - длинный, как правило до колена, однобортный или, реже, двубортный предмет мужского гардероба, обычно приталенный. Носился, как правило, с жилетом и брюками с высокой посадкой, либо с панталонами


Панталоны же это тип брюк с высокой застёжкой на пуговицах, заканчивающейся выше талии


Ну и фрак - мужской вечерний костюм особого покроя, для официальных мероприятий, состоящий из пиджака, короткого спереди, с длинными узкими фалдами (полами) сзади, и брюк с атласными лампасами. До сих пор (в отличии от сюртука и панталон) активно используется.


Дальше - чуть посложнее.
"Обломов" И.А. Гончаров: «С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока»


Собственно говоря, шлафрок - это разновидность халата, просторная домашняя одежда XVIII-XIX вв., носившаяся и мужчинами и женщинами. Представлял собой подбитый ватой или мехом просторный халат длиной до лодыжек из атласа, тармаламы или кашемира с простёганными обшлагами и воротником (шалевым) другого цвета, без пуговиц, с широким запахом, карманами и поясом в виде витого шнура с кистями.
Русское название данного предмета одежды является заимствованием из немецкого языка (с немецкого языка это буквально спальная куртка).
Яркий пример Шлафрока - самая известная картина одного из главных моих любимцев-живописцев «Свежий кавалер» Павла Федотова


Ну и последнее на сегодня.
"Она была одета в белое простое платьице и в бархатный лиловый спензер, который (пошлая фраза) живописно обрисовывал ее талию..."
Н. А. Некрасов, "Жизнь и приключения Тихона Тростникова"


Спенсер, спензер, шпензер - коротенькая курточка с длинными рукавами, вошедшая в иоду в самом конце 18 века. Название связано с именем лорда Спенсера. Существует две версии - первая: будучи в клубе, лорд Спенсер задремал у камина и прожег фалды своего фрака. Проснувшись, он оторвал их и оказался перед членами клуба, так сказать, в странном виде. По другой версии, лорд Спенсер заключил пари, что создаст новую модель одежды, которая получит всеобщее признание как среди мужчин, так и среди женщин.


Забавно, что А.А. Бестужев-Марлинский и Н.А. Некрасов, описали бархатный лиловый спенсер достигающим талии,  что было крайне странным.  Коротенький спенсер, заканчивающийся под грудью, в мужской моде продержался лишь несколько лет - между 1799 и 1804 годами. Женщины же сохранили теплую курточку из-за «античной моды», с талией под грудью, легких тканей, не согревающих даже летом. С конца 1820-х спенсер попросту исчез из обихода.
Вот такие дела.

Продолжение следует...
Приятного времени суток.

История, Книги, Мода

Previous post Next post
Up