Здравствуйте уважаемые.
Далеко не все читающие эти строки знают, что наши отцы и деды жили в очень интересной стране. В той, которой вообще не происходило ничего плохого. В принципе. Не было катастроф, смертельных аварий, ЧП и всякого форс-мажора. Если верить СМИ. Все это было там- на "Загнивающем Западе". И уж точно, простой советский человек не мог даже представить,что у нас может быть терроризм, в том числе, связанный с авиацией. Нет,многие смотрели фильм "Противостояние" и предполагали, что теоретически такое может быть. Но вот когда семья Овечкиных в 1988 году попыталась захватить самолет Ту-154 - это стало настоящим шоком. Хотя,может быть и это дело замяли, если бы коллектив "Семь Семеонов" не был известен,а главное, если бы спецназ нафиг не сжег напрочь самолет.
Но тема стала широко известна и обсуждаема. Очень обсуждаема. Многие думали, что такое происходит впервые. Ан нет. Как минимум 9(!) случаев угона воздушного судна и авиатерроризма было до этого. И это только те, о которых известно.
"Первооткрывателем" можно считать некого гражданина Чечета. 5 сентября 1958 года он сел на аэродроме "Шоссейный" (так тогда назвался Пулково) на рейс 365 из Москва в Таллин. В Ленинграде тогда была промежуточная посадка. Рейс выполнялся на самолете Ил-14.
Ил-14
Спустя полчаса после вылета из Ленинграда, когда самолёт на высоте 900 метров пролетал в районе Нарвы, этот самый Чечет передал стюардессе записку. В этой записке было требование, чтобы командир вышел в салон для «разговора с группой заинтересованных пассажиров», либо в противном случае будет убит. Дальше сюжет какого-то голливудского блокбастера. Командир Даниил Власов естественно в салон не вышел и заблокировал дверь, более того, достал табельный пистолет. Чечет, видя, что никто с ним разговаривать не хочет, попытался прорваться в салон, и тогда летчик....начал стрелять сквозь дверь. Затем передал ствол бортмеханнику и тот продолжил шмалять... В ответ террорист начал чего то зажигать в салоне.
Запросили центр и доложили об остановке. Последовал приказ садится на небольшом аэродромчике в Йихве. Там ВВП всего 600 метров, но Ил-14 хватило. Сели с горем пополам и эвакуириовались и сами и пассажиры. Сам Чечет остался в горящем самолете и погиб.Он стал единственной жертвой. Правда самолет тоже сгорел. Чего он хотел - так до конца и непонятно. Также как и жесткие действия экипажа.
Как бы там не было - начало было положено.
Вроде на 12 лет все затихло....Но дальше было знаменитое Ленинградское самолетное дело, о котором я даже вспоминать не хочу - какой то дурацкий цирк на дроте. Толи идиоты они там все были, но то подстава. Непонятно до конца.
В том же 1970 году, а точнее 15 октября произошел первый удачный захват и угон воздушного судна в СССР. Самолет Ан-24Б рейса № 244 из Сухуми в Батуми террористы - Пранас и Альгирдас Бразинскасы (отец и сын 15 лет) смогли не только захватить,но и благополучно перелететь в Турцию. Эти ублюдки убили стюардессу - 20 ти летнюю Надежду Курченко, смогли зайти в кабину экипажа и ранили еще обоих пилотов и бортпроводника. Летчики были вынуждены сажать угнанный Ан-24 в аэропорту турецкого города Трабзон.
турки арестовали террористов, а авиапассажиров, членов экипажа, которым была оказана помощь, и сам самолет вернули в СССР. А вот Бразинскасам повезло. Их не выдали. Более того, через 2 года отсидки в местном зиндане они были освобождены по амнистии, тайком пробрались в США и даже каким то макаром получили там вид на жительство. СССР вплоть до своего развала требовал выдачи террористов,но тщетно.
Надежда Курченко
Хотя, думаю, американцы и сами не раз пожалели, что такая шваль живет на их территории. Ибо в 2002 году Альгирдас Бразинскас, проживающий в США под именем Альберт Виктор Уайт, был осужден за убийство своего отца Пранаса Бразинкаса, известного под именем Фрэнк Уайт, во время семейной ссоры по пьянке. Вот такие вот дела...
Старший ублюдок.
По мотивам этой истории с захватом в 1973 году был снят фильм «Абитуриентка».
В 1973 году террористы словно с цепи сорвались. 23 апреля 1973 года в Ленинграде чуть было не был уничтожен лайнер Ту-104.
Самолёт выполнял рейс 2420 из Ленинграда в Москву, На борту был 51 пассажир (50 взрослых и 1 ребёнок). Примерно на 20 минуте полета, когда самолет почти набрал необходимую высоту к стюардессе обратился некий человек и передал письмо аж на 4 листах. Впоследствии выяснили, что это был 47-летний гражданин СССР Иван Бидюк. Он требовал направить самолет в Стокгольм в противном случае грозился взорвать 2 килограмма взрывчатки, которую взял в шахте. Из письма было видно, что этот террорист реально не в себе.
Стюардесса подтвердила что в руках он действительно держит какой-то пакет. Бидюк пытался проникнуть в кабину и кричал, что держит руку на кнопке. КВСу Вячеславу Янченко и бортмеханнику Викентию Грязнову удалось убедить террориста успокоится и наврать, что они летят в Швецию, хотя на самом деле командир повернул борт в Пулково. Бортмеханник находился рядом с Бадюком и заговаривал ему зубы, пытаясь уличить момент, чтобы обезвредить его. Последнее не удалось. Зато он отвлек террориста, который понял, что его обманули только тогда, когда самолет коснулся взлетно-посадочной полосы. Он тут же привел взрывное устройство в действие. Бидюк и Викентий Грязнов погибли на месте.
Борт после посадки.
Взрывом пробило перегородку кабины, а также вырвало входную дверь. Оторванной балкой пола заклинило рули высоты, а также была повреждена гидросистема. Последнее привело к тому, что передняя стойка шасси не успела зафиксироваться. Также авиалайнер начал опускать нос, но неимоверными усилиями пилотов был быстро выровнен. Хвост задрало, но опытные стюардесс смогли остановить панику и великолепно провести эвакуацию. В итоге - больше никто больше не погиби даже самолет потушили.
КВС и бортинженер (посмертно) получили Героя, остальные члены экипажа и стюардессы -боевые ордена.
В. Явченко в центре
А вот с другим Ту-104 в том же 1973 году все закончилось печально. Самолёт выполнял рейс 109 Москва - Челябинск - Новосибирск - Иркутск - Чита. Из Москвы самолёт вылетел 17 мая в 18:12 После ряда промежуточных остановок, в Иркутске произошла смена экипажа. 18 мая в 03:02 по Московскому времени борт вылетел из аэропорта Иркутска, а в 03:15 занял эшелон полёта 9000 метров. На его борту находились 72 пассажира: 68 взрослых и 4 ребёнка.
Через 20 минут КВС сообщил, что из салона поступило требование изменить курс. Диспетчер подтвердил получение сообщения.
В 03:38 по местному времени с самолёта вновь поступил сигнал опасности в виде кодовой передачи,а затем самолет исчез с радаров.
Практически сразу же были обнаружены обломки Ту-104 в 97 километрах западнее Читы. Все 9 членов экипажа и 72 пассажира погибли.
В результате правительственной комиссией после расшифровки "черных ящиков", было выявлено, что взрыв произвёл пассажир Чингис Юнус-оглы Рзаев, 1941 года рождения, который сел в Иркутске. При попытке его обезвредить, милиционер Ёжиков бывший на борту с табельным оружием выстрелил террористу в спину. Пуля попала в области 8-го межрёберья слева, после чего проникла в сердце. Умирающий Рзаев однако успел активировать взрывное устройство, состоящее из 5,5-6 килограмм тротила, что привело к разрушению конструкции самолёта на высоте 6500 метров. Вот такая вот печальная история.
Ну и опять-таки,все в том же 1973 году произошел инцидент с Як-40, теперь уже в Москве.
Борт 87607 выполнял внутренний пассажирский рейс Ф-19 из Москвы в Брянск. В 10:45 с 28 пассажирами и 3 членами экипажа на борту рейс 19 вылетел из аэропорта Быково. Незадолго до посадки группа из четырёх мужчин (Виктор Романов, Владимир Жалнин, Пётр Бондарев, Александр Никифоров) достала из багажного отделения обрезы и попыталась проникнуть в кабину пилотов. Бортмеханик попытался обезвредить террористов, но был ранен.
Террористы сломали замок и смогли проникнуть в кабину - после чего озвучили свои требования и они были необычными для тех времен - выкуп в $1,5 млн за освобождение самолёта и дачу информации о других группах угонщиков самолёта.
Было решено развернуть борт и отправить в Москву, благо топлива хватало. Посадили его в аэропорту Внуково. И туда же вскоре прибыли Юрий Андропов (тогда занимал пост председателя КГБ) и Николай Щёлоков (министр внутренних дел), которые на месте стали руководить операцией по освобождению заложников. И если честно,лучше бы это не делали. Мешали друг другу, да и опыта не было в этой области.
В аэропорту с самолёта отпустили двух раненых и выдвинули новые условия: в обмен на дозаправку и половину выкупа они отпускают половину пассажиров. Далее самолёт должен был вылететь в Ленинград, где после получения второй суммы выкупа и очередной дозаправки угонщики планировали отпустить оставшихся пассажиров, а сами направились бы в Швецию.
Было решено самолет штурмовать. Набрали добровольцев (!!!!!) из милиционеров. Парни конечно большие герои и рисковали своими жизнями, но все получилось совсем нездорово. Они устроили перестройку с угонщиками, а затем к ним присоединился бронетранспортер (!!!!), который начал шмалять по борту (!!!!) из пулемета. Дали бросили дымовую шашку, но она сработала не так - а лишь запалила одно из кресел. Паника была дичайшая.... Я одно не могу понять, как так свезло, что никто из пассажиров не погиб - только несколько ранений. Это просто чудо и дичайшая удача. Ибо лечь должны были все при такой "операции".
через 5 минут после штурма.
Из 4 террористов Александр Никифоров был убит, Виктор Романов застрелился. Владимира Жалнина и Петра Бондарева взяли в живыми. И они оба оказались...несовершеннолетними. Как итог - первого отправили за решетку на 10 лет,а второго и вовсе спрятали в психушку.
После этого тяжелого года было принято решение создавать профессиональную антитеррористическую команду, а также серьезно усилить контроль и досмотр в аэропортах. И почти на 10 лет ситуацию успокоили.
Однако 19 декабря 1985 года произошел очередной акт терроризма. Самолет Ан-24 был угнан в Китай.
Самолёт выполнял пассажирский рейс 101/435 по маршруту Якутск - Нерюнгри - Чита - Иркутск, а на его борту находились 5 членов экипажа и 46 пассажиров. На подходе к Чите штурман отлучился из кабины в туалет.
Следом в салон вышел второй пилот Алимурадов, который вскоре вернулся в кабину и сообщил, что стюардессе требуется помощь бортмеханика. Когда бортмеханик вышел в салон, оставив пилотов в кабине одних, Алимурадов закрыл дверь из кабины на замок, после чего достал пронесённый на борт самодельный нож и приставил его к горлу командира Абрамяна, потребовав лететь на юг в сторону Китая. С помощью специальной кнопки командир предупредил диспетчера об угоне, после чего попытался приземлиться на военном аэродроме.
Террорист
Однако стоявший позади него угонщик быстро распознал хитрость и заставил держать южное направление, а также через дверь предупредил бортмеханика со штурманом, чтобы те прекратили попытки проникнуть в кабину. В итоге связались с китайцами и те дали добро на посадку. Посадили в приграничном - Цицикаре. Но вели очень хитро как то.
Было ощущение, что самолет уводили подальше от городв, чтобы у него просто кончилось топливо и он упал. Но пилот смог посадить борт на рисовых полях в районе Ганьнаня, что в провинции Хэйлунцзян. Никто, к счастью не пострадал. Людей переправили в Цицикар, а потом в СССР, а вот угонщика оставили и осудили на 8 лет. Правда в 1989 году его передали Советскому Союзу, а 21 июня 1990 года в Якутске уже советский суд приговорил угонщика ещё на 5 лет. Сам борт вытащили и тоже передали Союзу. На удивление он еще долго летал после ремонта.
Ну а следующий террористический акт был совершён двумя солдатами-дезертирами 20 сентября 1986 года в аэропорту города Уфы.
20-летний младший сержант Николай Мацнев, 19-летний рядовой Сергей Ягмурджи и 19-летний рядовой Александр Коновал похитили из оружейной комнаты автомат АК, ручной пулемёт Калашникова и снайперскую винтовку Драгунова и дезертировали из своей части (внутренние войска) в районе Уфы
Недалеко от части дезертиры захватили автомашину такси с водителем, затем расстреляли милицейский уазик убив 2 милиционеров. При этом акте один из преступников (Коновал) испугался и бежал, зато 2 других добрались до аэропорта и даже каким то образом смогли захватить самолёт «Ту-134» (борт СССР-65877), следовавший маршрутом «Киев-Уфа-Нижневартовск». В заложниках у террористов оказались 81 человек, в числе которых 5 членов экипажа и 76 пассажиров
Дезертиры потребовали немедленного взлёта самолёта и отлёта за границу. Часть пассажиров они выпустили, но из-за конфликта на борту убили одного заложника и тяжело ранили другого.
Прибывывшая из Москвы Группа "Альфа" (та самая организация, которая была создана после 1973 года) решила начать штурм. Он был проведен успешно - никто больше из заложников не пострадал, Мацнев был убит, Ягмурджи ранен. Впоследствии после суда Сергея Ягмурджи приговорили к высшей мере наказания - расстрелу. Коновал, как не принимавший участия в захвате самолёта, получил 10 лет лишения свободы.
Вот такие вот дела....
Ну а дальше было уже дело Овечкиных, и начиналась совсем другая эпоха....
Спасибо, что прочитали до конца.
Приятного времени суток.