Здравствуйте уважаемые
Не так давно вспоминали с вами об основным символах Революции (ну, или октябрьского переворота- если вам так угоднее),важнейшим и главным среди которых до сих пор является крейсер "Аврора". И это не совсем справедливо. Точнее-совсем несправедливо. Ибо никакого залпа (напомню - этим термином называется одновременный выстрел 2 и более орудий) канониры крейсера не давали, а произведенный холостой выстрел большого влияния на ход восстания не оказал.
Но главное, как то затерто и забыто то, что окромя "Авроры" в тот день в акватории Невы находилось еще 10 (!) боевых кораблей. К 19 часам 25 октября 1917 года по заранее составленной диспозиции между Николаевским мостом и до Морского канала заняли свои места: эскадренные миноносцы «Забияка», «Самсон», сторожевой корабль «Ястреб», минные заградители «Амур» и «Хопер», тральщики № 14 и № 15, учебное судно «Верный», яхта «Зарница», линейный корабль «Заря Свободы».
Почему же так случилось? Наверное, потому, что "Авроре" повезло, а вот другим кораблям-не очень.
Самым крупным и мощным кораблем этой революционной эскадры был линкор «Заря Свободы». Переименован он так был только в мае 1917, а до этого носил гордое имя «Император Александр II». Спущен на воду он был 14 июля 1887 г., официально достроен в декабре 1889-го, а фактически - летом 1891 года. Это был эскадренный броненосец типа "Александр II".
Достаточно мощный корабль- главный калибр был представлен двумя 305-мм орудиями Обуховского завода с длиной ствола 30 калибров и массой 51,43 т, установленных в барбетной установке в носовой части корабля. Средний калибр был представлен четырьмя 229-мм и восемью 152-мм орудиями.
Прославился продолжительнейшим 61 месячным зарубежным походом, но в реальном бою не был ни разу. 25 октября корабль перешёл в Петроград, чтобы при необходимости своим огнём не пропустить в город верные временному правительству войска. На зиму корабль вернулся в Кронштадт, где и простоял следующие несколько лет, пострадав в 1921 году при обстреле во время Кронштадтского мятежа. На следующий год броненосец пошёл на слом. Не повезло....
Эскадренный миноносец «Забияка» прожил долгую и славную жизнь. По сути - эскадренный миноносец типа «Орфей». Спущен 23 октября 1914 года, вступил в строй 9 ноября 1915 год и вошёл в состав 1-го дивизиона минной дивизии.
Сражался в Первую мировую (участвовал в бою с немецкими эсминцами и ЛК «Кайзер» на Кассарском плёсе), Финской и Великой отечественной войне (водил Северные конвои. За время войны совершил 139 боевых походов и сбил 3 самолёта).
В 1950 году переклассифицирован в учебное судно. Погиб в результате испытания ядерного оружия на Новой Земле. Эсминец располагался ближе всех к эпицентру (300 м). При подводном взрыве атомного заряда 21 сентября 1955 года утонул.
Дважды менял название. С 31 декабря 1922 года именовался «Урицкий», с 6 марта 1951 года - «Реут».
Брат-близнец "Забияк" по наименованию "Самсон" был спущен на воду 23 мая 1916 года, вступил в строй 21 ноября 1916 года. Во время Первой мировой войны «Самсон» нёс дозорную и конвойную службы, осуществлял минные постановки на коммуникациях противника, обеспечивал и прикрывал минные постановки других сил флота в Балтийском море, принимал участие в Моонзундской операции.
В 1936 году совершил по Северному морскому пути переход во Владивосток, где был зачислен в состав Тихоокеанского флота. В августе 1938 года участвовал в обеспечении боевых действий у озера Хасан и боевой деятельности подводных сил флота в период Великой Отечественной войны.
В 1951 году переоборудован в плавказарму, а в 1956 году передан для разделки на металл.
С 31 декабря 1922 года носил название «Сталин», с 17 декабря 1946 года снова стал «Самсон», а с 16 июня 1951 года ПКЗ-37
Учебное судно «Верный» спущено на воду 28 ноября 1895 года. Длина - 68, ширина - 12, осадка - 4 м. Водоизмещение - 1287 тонн. У корабля была одна паровая машина мощностью 612 л. с., четыре котла. Скорость хода - 11 узлов. Запас угля - 132 тонны. Дальность плавания полным ходом - 1300 миль, экономическим (8 узлов при трех действующих котлах) - 1900 миль.
Вооружение: восемь 75-мм орудий, два - 47-мм и два 37-мм орудия, пулемет. Радиостанция. Экипаж - 191 человек.
Судно использовалось для практической подготовки матросов и унтер-офицеров артиллерийской специальности.
После 1918 года и до 1928 года служило плавбазой для подводных лодок. За это время его дважды переименовывали. В 1923 году он стал «Петросоветом» по причине того, что над ним взял шефство Петроградский Совет. A когда Петроград переименовали в Ленинград, то и судно с 1 января 1925 года стало называться «Ленинградсоветом».
Затем использовалась для штурманской практики слушателей параллельных классов и курсантов военно-морского училища имени М. В. Фрунзе. Были и зарубежные походы.
Пережило войну, активно работая на оборону, а в 1949 году судно было разделано на металлолом
Яхта "Зарница" была спущена на воду в 1914 году. Длина - 39, ширина - 6, осадка - 3 м. Водоизмещение - 245 тонн. Паровая машина мощностью 375 л. с., один котел. Скорость хода - 10 узлов. Запас угля - 25 тонн. Дальность плавания около 500 миль. Вооружение: одно 45-мм орудие. Экипаж - около 30 человек. Забавно, что этот корабль часто путают с Яхтой Его Императорского Высочества Государя наследника и Великого Князя Михаила Александровича. Но это совсем другой корабль, пусть название и совпадает.
Весной 1918 года она участвовала в очень важной операции - разрушении форта Ино.
В 1921 году ее переделали в тральщик и переименовали в "Змея".
"Змей" честно работал весь довоенный период и героически погиб в районе пролива Соэла-Вяйн в Балтийском море к конце июля 1941 года подорвавшись на мине.
Сторожевой корабль "Ястреб" вступил в строй в 1900 г. По сути своей это пароход, и его первое наименование «Боре-II». Водоизмещение - 1150 т, длина - 57,9 м, ширина - 8,8 м, углубление - 4,9 м. Мощность машин - 1222 л. с. Скорость - 12 узлов. Дальность плавания - 1000 миль. Вооружение: 2 - 105-мм орудия. Экипаж - 60 чел.
Первоначально обслуживал туристско-экскурсионную линию между финскими портами Або и Ханко и столицей Швеции Стокгольмом. С началом 1 Мировой мобилизован в Балтийский флот.
В конце лета 1919 года «Ястреб» зачислили в Ледокольно-спасательный отряд. Зиму 1919/20 года он стоял в Петрограде под парами, отапливая несколько других судов. В кампании 1920 года использовался как база отряда. Затем работал как тральщик.
Некоторое время он находился в составе Балтийского пароходства, а затем был передан в Черноморско-Азовское пароходство для коммерческого использования. Так переход «Ястреба» с Балтики на Черное море был первым рейсом советского судна вокруг Европы.
После пограничная служба, работа во Вторую мировую, а затем опять демобилизация-и приписка к Мурманскому государственному пароходству. Пароход-ветеран еще полтора десятка лет трудился на нелегких морских путях Севера. Вот такой вот славный путь.
Несколько раз переименовывался. Соответственно «Ястреб» - «16 октября» - «Ястреб» - «ПС-49» - «Ястреб».
Минный заградитель «Амур» был спущен на воду в 1907 году. Длина - 98, ширина - 14, осадка - 5 м. Водоизмещение - 3600 тонн. Две паровые машины общей мощностью 5306 л. с., двенадцать котлов. Скорость хода - 17 узлов. Запас угля - 670 тонн. Дальность плавания полным ходом - 1600 миль, экономическим (12 узлов при восьми действующих котлах) - 3200 миль. Вооружение: девять 120-мм орудий, четыре пулемета, 323 мины. Радиостанция. Экипаж 322 человека.
Это судно строили именно как минный заградитель, а не переделывали его с гражданских, поэтому и получил он свое название в память о другом военном корабле -минном заградителе «Амур», совершившем немало славных дел во время обороны Порт-Артура и погибшем там в 1904 году.
Во время Первой мировой войны «Амур» принимал участие в большом количестве минно-заградительных операций. Особенно памятна операция в районе острова Борнхольм. В результате минирования здесь погибли, подорвавшись на минах, немецкие пароходы «Кенигсберг» и «Бавария», тральщики «Т-47» и «Т-51».
В 1923 году его чуть не списали - уж очень в плохом состоянии он был, без присмотра почти 3 года. Но энтузиасты и любители корабля смогли отстоять и восстановить его. Снова вошел в состав флота и стал боевым кораблем.
Его затопили в Таллине в 1931 году, посчитав возврат в Кронштадт нецелесообрзным.
Минный заградитель "Хопер" первоначально звался пароход «Константин». Он был спущен на воду в 1866 году. 25 августа 1915 года мобилизован в Балтийский флот в качестве посыльного судна. Длина - 65, ширина - 9, осадка - 3 м. Водоизмещение - 1100 тонн. Две паровые машины общей мощностью 710 л. с. Скорость хода - 10,5 узла. Запас угля - 57 тонн. Дальность плавания полным ходом - 1100 миль, экономическим (9,5 узла) - 1300 миль. Вооружение: два 47-мм орудия, два 37-м орудия. Радиостанция. Экипаж - 75 человек.
В начале 20 века пароход принадлежал Балтийской конторе Восточно-Азиатского пароходства и был приписан к порту Рига. Обслуживал он грузопассажирские линии между портами Латвии и Эстонии. Перед началом первой мировой войны «Константин» в основном ходил между Ригой и Аренсбургом (Кингисепп), но иногда совершал рейсы и в заграничные порты.
В 1920 году был переименован в "Триангулятор" и окончательно списан в 1924
Тральщик № 14 известен первоначально как буксир «Лебедянь». Он спущен на воду в 1895 году. 3 июня 1915 года мобилизован в Балтийский флот, переименован в тральщик № 14. Длина - 38, ширина - 6, осадка - 2 м. Водоизмещение - 140 тонн. Две паровые машины общей мощностью 477 л. с., два котла. Скорость хода - 10 узлов. Запас нефти - 40 тонн. Дальность плавания полным ходом - 1680 миль. Вооружение: одно 45-мм орудие, два пулемета. Экипаж - 34 человека.
Буксир «Лебедянь» построен в Гельсингфорсе по заказу частных лиц. Затем его провели на Волгу по Мариинской речной системе. Он работал в ее нижнем течении, иногда выходя в Каспийское море. В ходе первой мировой войны буксир был мобилизован и зачислен в списки Балтийского флота как тральщик № 14. В 1915-1917 гг. он участвовал в боевых действиях: тралил мины, ставил их. В мае 1916 года, например, он ставил мины на передовой минно-артиллерийской позиции.
После революции его переименовали в "Фугас", а в 1924 году списали.
Очень похож был на предыдущий корабль и Тральщик № 15, который первоначально назывался буксир «Вольск». Он был спущен на воду в 1895 году. 3 июня 1915 года мобилизован в Балтийский флот, переименован в тральщик № 15. Длина - 39, ширина - 6, осадка - 2 м. Водоизмещение - 135 тонн. Три машины общей мощностью 450 л. с., два котла. Скорость хода - 13 узлов. Запас нефти - 60 тонн. Дальность плавания - 1800 миль. Вооружение: одно 47-мм орудие, один пулемет. Экипаж - 35 человек.
«Вольск» строился в Выборге по заказу Восточного общества товарных складов. Также как «Лебедянь» был переведен по Мариинской системе на Волгу. Так же, как и «Лебедянь», он работал в нижнем течении реки.
Списали его окончательно в 1928 году.
Вот такие вот дела.
Приятного времени суток.