Здравствуйте уважаемые.
Читаю тут как раз очень неплохую работу о дипломатическим делам между Японией и СССР в период с 1936 по 1945 год. Не могу не поделиться с вами одним моментом. Дабы вы понимали, насколько дипломатия сложный и трудный предмет и людям неподготовленным к ней прикасаться не стоит.
Приведу интереснейшую часть запись беседы И.В.Сталина с министром иностранных дел Японии Мацуокой 12 апреля 1941 года.
Итак...
"Мацуока говорит, что, как известно, в Японии верховная власть находится в руках Тенно. На иностранный язык Тенно, обычно, переводится как император. Однако, это не верно, ибо в Японии уже давно имеется коммунизм, и я бы назвал, говорит Мацуока, этот коммунизм моральным коммунизмом. В японской семье то, что принадлежит, например, старшему сыну, принадлежит также и младшему сыну. Хотя в Японии существует капитализм, однако от этого никакого вреда нет. Все имущество и жизнь подданных принадлежат Тенно, и никто об этом не жалеет. Далее, например, сравнительно небогатый человек, видя какого-нибудь бедного мальчика, дает ему денег на учебу и, таким образом, оказывает свое посильное содействие.
На вопрос тов. Сталина, не есть ли это путь императора, Мацуока говорит, что он назвал бы это моральным коммунизмом, ибо Тенно - это государство, и все принадлежит ему. Англо-саксонские традиции нанесли ущерб Японии, а промышленный переворот затормозил развитие морального коммунизма. Однако, сейчас, продолжает Мацуока, создалась группа лиц, правда, незначительная, которая стремится распространить свои принципы на все великое азиатское пространство и которая называет принцип своей политики японским словом Хаккоицю (Хакко ити),что в переводе означает всемирный мир, основанный на справедливости. Все это, указывает Мацуока, имелось и раньше, но было ущемлено капитализмом и либерализмом, поэтому сейчас мы выдвигаем лозунг - долой капитализм и индивидуализм. Но для этого необходимо уничтожить англо-саксов. С этой целью, добавляет Мацуока, был заключен пакт трех держав, при заключении которого не считались с мелкими интересами.
После этого Мацуока говорит, что если тов. Сталин понимает, что он хочет сказать, и если у советской стороны будет соответствующее понимание и желание идти вместе, то мы, заявляет Мацуока, готовы идти рука об руку с вами. При этом Мацуока выражает надежду, что до его возвращения из Берлина тов. Сталин сможет обдумать то, что сказал Мацуока.
2. Затем, касаясь японо-китайской войны, Мацуока говорит, что Япония ведет войну не с китайским народом, а с англо-саксами, т. е. с Англией и Америкой. Япония, продолжает Мацуока, ведет войну с капитализмом и индивидуализмом, а Чан Кайши является слугой англо-саксонских капиталистов. Поэтому японо-китайский конфликт нужно рассматривать именно под таким углом зрения. В связи со сказанным им Мацуока просит учесть намерения Японии в Китае.
На вопрос тов. Сталина, должен ли он ответить сейчас, Мацуока заявляет, что он изложил лишь общую мысль и хотел бы, чтобы тов. Сталин подумал над теми вопросами, которые затронул Мацуока, и дал бы ответ после возвращения Мацуока из Берлина.
Тов. Сталин говорит, что он может коротко ответить даже сейчас.
Мацуока говорит, что будет лучше, если тов. Сталин ответит после возвращения Мацуока из Берлина.
Тов. Сталин говорит, что если Мацуока так хочет, то можно отложить и дать ответ после возвращения Мацуока. При этом тов. Сталин говорит, что какова бы ни была идеология в Японии или даже в СССР, это не может помешать практическому сближению двух государств, если имеется взаимное желание обеих сторон. Со своей стороны тов. Сталин указывает, что ему известно, что никакая идеология не помешает тому, чтобы практически поставить вопрос о взаимном улучшении отношений. Что же касается англо-саксов, говорит тов. Сталин, то русские никогда не были их друзьями, и теперь, пожалуй, не очень хотят с ними дружить. Далее тов. Сталин заявляет, что-то, что в Японии хотят, чтобы государство стало контролером отдельных капиталистов, уже проделывается в Германии и Италии. Это хорошо. Государство только в том случае может усиливаться, если оно является полным контролером всего народа и всех классов.
Мацуока отвечает, что он глубоко убежден в том, что без уничтожения англо-саксонской идеологии нельзя будет создать нового порядка, не считаясь при этом с мелкими интересами.
В заключение Мацуока благодарит тов. Сталина за прием.
Тов. Сталин говорит, что благодарить не стоит, так как это его обязанность как хозяина, а Мацуока у него гость".
Что же это за Мацуока, спросите вы - этакий борец с англо-саксами и моральный коммунист. А никто иной как один из главных ястребов Токио Ёсукэ Мацуока (1880 - 1946). Тот человек, который сделал больше чем все, чтобы после 22 июня 1941 года Япония напала на Советский Союз, а не пошла на Юг. И который из-за своего рвения в этом вопросе, потерял этот пост. Он личный друг Риббентропа, а у "ненавидимых англо-саксов" окончил юридический факультет Орегонского университета в США (1900), имел связи со всеми промышленниками Японии и сам занимал ряд коммечески важных должностей.
Вот такой вот "моральный коммунист".
Что это было, спросите вы, и зачем он так "заливал в уши"? Все просто, проездом в Берлин Мацуока постарался устроить "Дипломатичеческий блиц-криг" и подписать соглашение о ненападении или нейтралитете с СССР. Это совпало с желанием советского руководства и уже 13 апреля 1941 года был подписан Пакт о нейтралитете между СССР и Японией. Причем на советских условиях.
Можно с уверенностью сказать,что Сталин вообще не обратил внимание на всю эту "лапшу" и получил то,что хотел. А потом демонстративно (я такого вообще не припомню) лично проводил Мацуоку на вокзале в Берлин.
Такие дела.