Форма железнодорожника Российской империи.

May 28, 2020 15:20

Здравствуйте уважаемые.
Некоторое время назад мы с вами говорили о форме советских железнодорожников: https://id77.livejournal.com/3126591.html
Логично вспомнить и про униформу подобную в Российской империи.
Хотя бы слегка :-)

История униформы отечественных железнодорожников можно связать с созданием Института Корпуса инженеров путей сообщения в 1809 году.


Форма была общеармейская, но были введены особые серебряные эполеты с золотыми звездочками для отличия.



В 1830 году вводятся пуговицы с изображением крестообразно положенных топора и якоря, а генералам - пуговицы с государственным гербом (двуглавый орел). 3нак из топора и якоря сохранился аж вплоть до 1932 года, то есть до введения современного технического знака из ключа и молотка.


Примерно в те же годы была введена зеленая выпушка для мундиров. Зеленый стал цветом железнодорожников.
3а период 1861-1873 гг. было основано 53 акционерных железнодорожных общества и каждое общество вводило свою форму для служащих.


В 1871 году появилась эмблема Главного общества российских железных дорог: два распростертых крыла с колесом.


Первая единая форма одежды для всех железных дорог России (кроме Финляндии) вводится в 1878 году.


Служащие Министерства путей сообщения в дореволюционной России подразделялись на 4 разряда:
• инженеры путей сообщения;
• чиновники центральных учреждений;
• чиновники местных учреждений;
• железнодорожные служащие.


К разряду служащих относился обслуживающий персонал станций и депо. Отличия форменного костюма для них заключалось главным образом в цвете выпушек по роду служб (красный, зеленый,синий и желтый).
Окончательно форма была установлена 31 января 1879 года приказом Министерства путей сообщения.
В приказе указывалось, что ношение формы должно быть обязательным "во время отправления служебных обязанностей".
Форма предусматривала следующие предметы:
двубортный мундир длиною до колен;
фуражка;
шаровары из сукна по цвету мундира;
пальто двубортное черного цвета;
ремень с пряжкой;
сапоги .


Для различия железнодорожных служб, которых было четыре, были введены различные цвета кантов на головном уборе, обшлагах, воротниках, наплечных знаков, а именно:
для службы пути и зданий - зеленый цвет;
для службы тяги и подвижного состава - синий цвет;
для службы движения - малиновый цвет;
для службы телеграфной - желтый цвет.


Кроме того, для различных профессий, вводились бляхи на фуражку, нагрудные знаки , нарукавные знаки из металла.
Для различия специалистов разных классов на фуражке имелись полоски-галуны:
для 1-го класса -3 галуна;
для 2-го класса -2 галуна;
для 3-го класса -1 галун.


Кокарда на головном уборе, пряжка ремня, нагрудные и нарукавные знаки работников имели начальные буквы той дороги, на которой они работали.


Мундиры отличались по цвету для различных служб. Для службы пути и зданий они шились из темно-зеленого сукна, а для службы движения - из черного. Пуговицы на мундирах пришивались в два ряда по 6 штук и были либо гладкие, либо с начальными буквами названия дороги, как на знаках и пряжках.


Начальники станций имели еще одно отличие: фуражку красно-оранжевого цвета.


Наплечные знаки поперечные, посреди плеча, из чередующихся серебряного и светло-зеленого гарусных жгутов, нашитых на светло-зеленом суконном погончике (цвет определялся видом службы).


24 августа 1904 г. утверждаются последние изменения в форменном обмундировании гражданских чинов Министерства путей сообщения в дореволюционной России. Согласно им чиновники и инженеры имели 7 установочных форм обмундирования:


• парадную;
• праздничную;
• обыкновенную;
• особую;
• будничную;
• летнюю;
• дорожную.


Надеюсь, вам было интересно.

Приятного времени суток.

Поезда, Россия, История, Униформа

Previous post Next post
Up