Здравствуйте уважаемые.
В связи с тем замесом, который сейчас происходит вокруг потенциального предоставления автокефалии Украинской Православной церкви надо пару слов сказать. Немного фактов Вам накидать, чтобы удобнее было разбираться. Так,слегка, не углубляясь.
Естественно это не вопрос веры. Это финансового экономическая и политическая замутка. Однако тема слишком важна для миллионов, чтобы от нее отмахиваться. Надо это понимать.
Так же, как и то, что Православная церковь довольно сильно отличается от Римской Католической и у нее нет единого главнокомандующего (да простят мне люди верующие подобные термины). Решения принимаются по сути коллегиально (принцип Соборности) иерархами разных, но де- юре, равных поместных автокефальных Церквей. Де-факто, конечно равенства нет и существует такое понятие как диптихи (порядок чести, а значит и влияние). Они кстати отличаются у Москвы и Фанара (район Стамбула, где находится резиденция и кафедральный собор). Давайте быстренько разберемся с церквями по значимости.
Константинопольская православная церковь она же Вселенский патриархат Константинополя - первая в диптихе автокефальная Православная церковь.
Предстоятель - Архиепископ Константинополя - Нового Рима и Вселенский Патриарх Варфоломей I.
63 Епархии, около 3200 приходов, 60 Монастырей (в том числе и важнейшие на Афоне)
130 и около 5300 000 верующих.
Плюс Финляндская (Константинопольская) Эстонская (Константинопольская) Японская (Русская) Критская (полуавтономная) (Константинопольская)
Вторая по значимости - это Александрийская православная церковь (или Александрийский патриархат).
Канонической территорией Александрийского патриархата является Африка (с прилегающими островами). По преданию основана апостолом Марком.
Предстоятель- Блаженнейший Патриарх Александрийский Феодор II.
Епархий 29,
Верующих - более 6 500 000
Антиохийская православная церковь (Антиохийский патриархат). Это один из четырёх древних Восточных патриархатов Вселенской Церкви. ПОснована около 37 года в Антиохии апостолами Петром и Павлом.
Юрисдикция: Сирия, Ливан, Ирак, Кувейт, ОАЭ, Бахрейн, Оман, также арабские приходы в Европе, Северной и Южной Америках, Австралии.
Предстоятель - Патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн X
Епархий 22, приходов - более 400, верующих - 2 миллиона
Иерусалимская Православная Церковь (Иерусалимский патриархат). Это древнейшая автокефальная поместная православная церковь, занимающая 4-е место в диптихе автокефальных поместных церквей.
Юрисдикция в настоящее время простирается на территорию Израиля, Иордании и Палестины. В том числе важнейший для всего христианства Храм Гроба Господнего.
Автономная часть - Синайская Архиепископия с монастырём святой великомученицы Екатерины на Синайской горе в Египте.
Предстоятель церкви - Патриарх Святого Града Иерусалима и всея Палестины, Сирии, Аравии, всего Заиорданья, Каны Галилейской и святого Сиона Феофил III
Епархий 4, монастырей - 25, приходов - 65, верующих -около 130 тыс.
Грузинская православная церковь (Грузинская апостольская автокефальная православная церковь). Одна из древнейших христианских церквей в мире.
Получила Автокефалию в конце V века от Антиохийской церкви.
Предстоятель- Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии, Архиепископ Мцхета-Тбилисский и митрополит Бичвинтский и Цхум-Абхазетский, Илия II
Епископов - 47, епархий-45, монастырей 170, приходов 550, священников 1050,верующих 3,5 млн
Cербская православная церковь
Предстоятель - Патриарх Ириней
Епископов 50, епархий 46
Полюс полуавтономная Охридская церковь
Румынская православная церковь
Предстоятель - Патриарх Даниил
Состоит из 10 митрополий (митрополичьих округов), каждая из которых включает несколько архиепископий и епископий. Около 16 000 000 верующих.
Болгарская православная церковь
Предстоятель- Святейший Патриарх Болгарский, Митрополит Софийский Неофит
Епископов 22, Епархий 15 (13 - в Болгарии; 2 - за границей), монастырей 120, приходов, более 2600, священников более 1500, монахов и монахинь более 400, верующих более 8 000 000
Кипрская православная церковь (Церковь Кипра). Одна из древнейших поместных Церквей Востока.
Основатели апостол Варнава
Церковь-мать Антиохийская православная церковь. Автокефалия с 431 года.
Предстоятель- Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом II
Епархий 6, монастырей 9, приходов - более 500
Элладская (Греческая) православная церковь (Церковь Эллады)
Основатели святой апостол Павел
Церковь-мать Константинопольская православная церковь
Автокефалия провозглашена 1833, признана Константинопольской церковью 29 июня 1850
Предстоятель -Архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним II.
Епископов 146, епархий 81, монастырей 200, верующих больше 9 000 000.
Албанская православная церковь.
Церковь-мать Константинопольский патриархат
Признание автокефалии 1937
Предстоятель - Блаженнейший архиепископ Тиранский и всей Албании, Митрополит Тирано-Дурресско-Эльбасанский Анастасий.
Епископов 4, Епархий 4, приходов ок. 100, верующих 700 000
Польская православная церковь.
Основатели Равноапостльные Кирилл и Мефодий
Церковь-мать Русская православная церковь
Автокефалия 1924 (от Константинопольской православной церкви)
Признание автокефалии 1948
Предстоятель Блаженнейший Савва, Митрополит Варшавский и всея Польши
Епископов 11, Епархий 6 + военный ординат в ранге епархии и епархия в Бразилии, монастырей 11, приходов 233, верующих ок. 600 000
Православная церковь Чешских земель и Словакии
Предстоятель - Митрополит Чешских земель и Словакии, архиепископ Прешовский Ростислав.
Епископов 6, епархий 4, приходов 249, священников 197, верующих около 100 000
Понятно, что при вех этих раскладах Русская православная церковь, вместе с Русской православной церковью заграницей (РПЦЗ) и самоуправляемыми Латвийской, Молдавской, Эстонской (МП) даже с потенциальной потерей УПЦ (у которой к слову-очень широкая автономия) - все равно останется самой мощной, сильной и могущественной организацией в Православии и не считаться с ее интересами несколько неразумно.
И да, при любых раскладах решения одного иерарха, который пусть и называется Вселенским (не более, чем титул) не будет принят единогласно, хотя естественно играет немалое значение. Решение об Автокефалии и Томос как юридическое закрепление этого решения уже вызывают немалые споры во всем Православном мире. Поэтому не стоит думать, что РПЦ останется одной против всех. Это не так. Хотя, положа руку на сердце, что-то подобное ожидалось лично мною еще с тех пор, как РПЦ проигнорировала Всеправославный собор на Крите (Греция) в 2016 году. Итак донельзя сложные взаимоотношения с Вселенским Патриархатом Константинополя обострились максимально. Мне кажется руководство РПЦ допустило стратегическуюошибку с этим всем. Ну и как результат было принято такое решение. Политически продавленное со стороны нынешней власти страны, которым срочно нужны "перемоги" из-за предстоящих выборов. И до конца непродуманное.
Опять-таки, справедливости ради, УПЦ вполне может претендовать на автокефалию. НО...если бы это решение было от РПЦ - это было бы и правильно и грамотно, и, главное, не было никаких вопросов по поводу легализации. Опять-таки, можно было продавить своего Настоятеля и союзника, вне зависимости от политической конъюктуры. Сейчас же, в лучшем случае УПЦ в случае получения Автокефалии может претендовать на статус подобный Американской православной церкви. Ее автокефалия признается РПЦ а также Грузинской, Болгарской, Польской, Чешских земель и Словакии православными церквами. Остальные Поместные церкви рассматривают АПЦ как самоуправляемую часть Московского Патриархата.
Но Автокефалия еще не принята и Томос не дарован. Однозначно можно говорить, что Сербская, Грузинская, Болгарская, Польская, Чешская и Словацкая поместные церкви склонны поддержать РПЦ. Константинополь поддержат Румынская, Кипрская, Элладская, Албанские церкви. Склоняться на сторону побеждающего Антиохская, Александрийская и Иерусалимская церкви. То есть, как не крути-все равно раскол. И неслабый такой.
Самое сложное, что УПЦ сейчас Томос...не нужен. По очень многим причинам. И даже если Дай Бог, они смогут избежать крови (очень не хотелось бы, чтобы из-за этого страдали простые люди), но непонятно как они смогут выбрать себе Предстоятеля. Филарет и Макарий- это конечно феерично. На одном вообще клейма ставить негде, второй - очень мутный тип. Но не тот ни другой ни за что не откажутся от верховной власти и будут цепляться за нее до последнего. Со всеми вытекающими.... А УПЦ нужен абсолютно другой Предстоятель. Не эти двое.
Думаю это все понимает и Варфоломей I, который как мне кажется уже бы и готов дать заднюю, но уже не может - процессы запущены. Но пока держит паузу и вот Ставропигию (представительство) в Киеве восстановил. Тоже неплохо для его политического веса и кошелька.
Вот примерно такие расклады.
Приятного времени суток.