Бренды Российской империи. Стекольно-хрустальная промышленность .Часть 2

Dec 11, 2017 11:20

Здравствуйте уважаемые.
Продолжим с Вами тему, начатую в прошлый понедельник: https://id77.livejournal.com/1772216.html
Ну и сегодня немного поговорим об одном из самых знаменитых вообще предприятий России в Европе и в мире - Дятьковском стекольном заводе.


Находится он, как Вы можете уже понять в городе Дятьково - город в России, административном центре Дятьковского района Брянской области. Ныне- это градообразующее предприятие и это не удивительно.


Предприятие имеет глубокие исторические корни. Основан первый завод был в конце XVIII века, а точнее в 1790 году представителями династии известных русских промышленников Мальцовых. И создание предприятия было несколько парадоксальным - из-за того, что на две части разделилась небольшая стекольная фабрика, построенная в начале XVIII века недалеко от Москвы в селе Новое Можайского уезда.


Герб Мальцевых

Дело в том, что в целях сохранения подмосковных лесных массивов выходят сенатские указы о ликвидации винокуренных, медных, железных и стекольных заводов, расположенных на расстоянии ближе 200 верст к Москве. Сыновья владельца хрустальной фабрики Василия Васильевича Мальцова Аким и Александр большую часть ее перевозят в урочище Шиворово при речке Гусь Владимирской губернии, где поныне существует Гусевской хрустальный завод (рь этом в следующий раз). Вторую же, и меньшую часть фабрики вначале устраивают в селе Радутино Трубчевского уезда, а затем в с. Радица вблизи Брянска. Но все необходимые условия для успешной деятельности хрустального завода (наличие в достаточном количестве массивов леса, окружающих Дятьково; дешевой рабочей силы, которой стало население близлежащих деревень; протекающие неподалеку судоходные в то время реки Болва и Жиздра; а также имеющиеся поблизости запасы некоторых видов необходимого для стекловарения сырья - песка, мела, огнеупорной глины) были найдены в небольшой деревне Дятьково Брянского уезда, куда Мария Васильевна Мальцова, вдова Акима Мальцова переводит часть Радицкой фабрики.


Начав свое существование как кустарное производство - с небольшой гуты - стекловаренной печи и нескольких шлифовальных машин, уже в начале XIX века завод превращается в крупное промышленное предприятие, продукция которого приобретает широкую известность в России и за рубежом.
Главным направлением в деятельности завода всегда был выпуск широкого и разнообразного ассортимента обычной бытовой стеклянной посуды на любой вкус и кошелек.


Действительно, очень демократичная, она включала широчайший ассортимент дешевой прессованной продукции - стаканы, кувшины, подсвечники, сахарницы, блюдца, шкатулки, вазы - доступные по цене всем слоям населения.


Причем наряду с подражанием ручной обработке, немало примеров, когда методом пресса исполнялись изделия с собственной, выразительной и нарядной фактурой.
Традиционным для дятьковского производства,так сказать собственной фишечкой, было украшение изделий широкой, так называемой «литерной» гранью. Гладкие плоскости прошлифовок, расположенных под определенным углом друг к другу, создают особую игру света, подчеркивают чистоту и прозрачность стекла, изящность и продуманную пропорциональность формы.


Особым изяществом отличался рисунок, исполненный гильоширными машинами, когда на поверхность изделия, покрытую защитным слоем воска, иглой наносился рисунок, затем изделие подвергалось обработке кислотой. Линии, процарапанные в воске иглой, матовались, воск снимался. Красота!


Много внимания уделялось и цветному стеклу. Особо можно выделить стекло, называемое «золотой рубин». Его сочный розовый цвет достигается введением в состав стекла порошка металлического золота, предварительно растворенного в смеси кислот. Долгое время секрет варки золотого рубина ревностно хранили немецкие мастера. Но наравне с «медным рубином» этот секрет был понять и повторен великим Ломоносовым и принят на производство как раз в Дятьково.


Значительную часть ассортимента завода представляли многопредметные хрустальные сервизы, исполняемые, несомненно, по заказам состоятельных покупателей. До настоящего времени сохранились несколько таких сервизов. Как правило, классическую форму предметов сервиза - графинов, бокалов, ваз для десерта, колпаков для сыра украшают строгие и сдержанные рисунки алмазной грани, матовая гравировка. Благодаря методу иризации поверхности изделий как бы покрывались тонким слоем перламутра с его нежными радужными переливами. Нередко иризация сочеталась с живописью цветными красками и эмалями. Из сохранившихся мальцовских прейскурантов известно, что традиционный дятьковский сервиз включал более 150 предметов, необходимых для сервировки стола. Архивные документы свидетельствуют о том, что в Зимнем Дворце, в императорских резиденциях в Гатчине, Царском Селе, в Петергофе на высочайших приёмах использовались Мальцовские хрустальные сервизы на 200 персон.


Очень сложными и тяжелыми всегда были условия труда рабочих на фабрике. Сжиганием дров достигалась температура варки стекла почти 1500 градусов. Невыносимая жара у печей, загазованность помещений, выдувание изделий силой легких, преобладание ручного труда на всех этапах сложнейшего технологического процесса царил на производстве, рядом со взрослыми в цехах работало много детей и подростков. Подростки осваивали всё более и более сложные технологические операции. Так складывался коллектив опытных и умелых мастеров, профессиональные секреты, как правило, передавались из поколения в поколение.


Старейшим и любимейшим мастерами приемом была техника живописи по стеклу. Использовались для этого специальные краски и эмали богатейшей цветовой гаммы и живописное золото. Подлинного совершенства достиг этот метод в конце XIX - начале XX веков в стекле стиля модерн. Мягкие, плавные, как бы струящиеся формы сосудов с большой любовью и высоким мастерством украшались скромными или пышными букетами, отдельными цветами очень точно и детально изображенными, причудливыми экзотическими растениями.


Мария Васильевна Мальцова, основавшая завод в 1790 -е годы, передает в 1804 году Дятьковскую хрустальную фабрику и еще 9 фабрик младшему сыну секунд-майору в отставке Ивану Акимовичу.Иван Акимович создает Мальцовскую промышленную империю, столицей которой навсегда определяет Дятьково. Кроме Брянских и Владимирских стекольных заводов, Иван Акимович активно и успешно занимается свеклосахарным производством, металлургией, владеет фаянсовыми предприятиями. В 1815 году к мальцовским владениям присоединяются имения в Рославльском уезде Смоленской губернии, где Мальцов строит сахарный, винокуренный и стекольный заводы. Плюс виноградгники в Крыму.


В 1849 году отец передает бизнес сыну - Сергею Ивановичу Мальцову. Прервав блестящую военную карьеру в чине генерал-майора, Сергей Иванович полностью посвящает себя промышленному предпринимательству. Управляет более 100 заводами, организует систему реализации продукции через торговые представительства, расположенные во многих крупных городах России от Варшавы до Хабаровска и от Архангельска до Херсона и Одессы. На Нижегородской ярмарке строит собственный павильон.


В 1875 году было учреждено Мальцовское Промышленное Торговое Товарищество и Дятьковская хрустальная фабрика стала официально именоваться заводом. В 1894 году было организовано Акционерное общество Мальцовских заводов.
Выработка изделийК концу XIX столетия численность рабочих Дятьковского хрустального завода составляет 2000 человек, выпускается продукции на 1 млн. рублей в год.


В числе других многочисленных мальцовских предприятий Дятьковский хрустальный завод был национализирован в конце 1918 года. Тяжелые условия, в которых находилась вся промышленность страны в период I Мировой и затем Гражданской войн, Октябрьской социалистической революции отразились на деятельности предприятия. До 1924 года завод работал с большими перерывами.
К концу 20-х годов производство постепенно восстанавливается, набирает силу. Более широкой цветовой гаммой стекол обогащается продукция завода. Дальнейшее развитие получает метод живописи по стеклу, ассортимент таких изделий в это время богат и разнообразен.


С 1941 по 1945 год деятельность завода была полностью прервана Великой Отечественной войной.
Восстанавливать предприятие начали сразу же после освобождения Дятькова от немецко-фашистских захватчиков, в 1943 году. Из руин и пепла завод был возрожден в конце 1945 года. В 16-ти горшковой печи, зажжённой в декабре 1945 года, варилось цветное стекло. Ассортимент первых послевоенных лет представлял в основном изделия, выполненные методом пресса. Это стаканы, вазы, сахарницы, хлебницы-предметы первой необходимости.


К концу 50-х годов была осуществлена комплексная реконструкция завода - механизация, конвейеризация и автоматизация производственных процессов, переход на отопление стекловаренных печей природным газом. Затем впервые в стране завод освоил варку хрусталя в ванных печах непрерывного действия, механизированную выработку хрустальных изделий, огневую полировку хрусталя, технологию декорирования изделий инструментом из синтетических алмазов, что позволило в несколько раз увеличить объем производства.


В 1966 году Дятьковский хрустальный завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В 1972 году был открыт филиал предприятия, разместившийся вне городской черты. В 1976 году был открыт первый в отрасли, крупнейший в мире Музей хрусталя Дятьковского хрустального завода.
Над созданием дятьковского хрусталя в разное время работали и работают народный художник РСФСР Е. С. Шувалов, заслуженные художники РФ Иван Мачнев, Владимир Котов, Михаил Кизлов, Зинаида Чумакова, Евгения Вольнова, Владимир Погребной, Борис Фёдоров, художники-дизайнеры Иван Колодин, Иллария Мачнева, Сергей Шувалов, Илья Кизлов.


В 1992 году завод был преобразован в Акционерное общество открытого типа «Дятьковский хрусталь».
В результате смены собственника предприятия, в 2008 году учреждено Общество с ограниченной ответственностью «Дятьковский хрустальный завод».


Несмотря на серьёзные трудности, Дятьковский хрустальный завод и поныне самое крупное производство хрусталя и художественного стекла в России. Будете в Дядьково-обязательно зайдите в музей хрусталя!
Приятного времени суток.

Россия, История

Previous post Next post
Up