Несколько слов о стилях архитектуры. Архитектура Возрождения. Часть 7

Feb 16, 2017 17:20

Здравствуйте уважаемые.
Продолжим, пожалуй, наши с Вами архитектурные изыски :-))) В прошлый раз остановились вот тут вот: http://id77.livejournal.com/1325186.html
Сегодня же немного поговорим о голландском высоком ренессансе
Оно, конечно было несколько своеобразным. Хотя и Нидерланды вообще страна очень интересная. Что тогда, что сейчас.
Мы, конечно, более знакомы с голландскими живописцами, но и архитектура заслуживает более пристального внимания
Ни в одной стране искусство нового времени не выросло так самостоятельно из местной почвы, как в Голландии, и разве только древнеегипетское искусство, еще теснее, чем голландское, срослось с окружающей ландшафтной природой. Это связано в том числе и с архитектурой
Голландский ренессанс, достигший своего пика в первой четверти 17 столетия, самостоятельно перерабатывал отдельные мотивы средиземноморского искусства, но применявший их лишь между прочим, создавая произведения, в целом стоявшие на собственных ногах.
Пользуясь плодами торговли и обмена, порожденных юной свободой, росли и ширились голландские города, водяные улицы которых, с многочисленными мостами, окаймленные дорогами и рядами деревьев перед островерхими домами, выглядят так своеобразно живописно и уютно. Во многих городах воздвигались новые церкви, ратуши, городские почты, мясные, зерновые и винные торговли, всюду возникали новые ряды красивых жилых домов с высокими фронтонами. Кирпичное здание на грунтовых сваях, возникшее на местной почве, представляло основной род архитектуры. Жилые дома часто строились сплошь из кирпичей. Постройки из тесаного камня попадались редко. Но и теперь, как и раньше, предпочитался смешанный стиль кирпичной постройки с облицовками из тесаного камня, являющийся голландским национальным стилем.


За восхитительной гаагской ратушей, в которой только верхний этаж украшен приставным фронтоном с полуантичными пилястрами и колонами последовала, в подобном же стиле, еще яснее расчлененная и строже объединенная, увенчанная изящными башнями ратуша в Больсварде, из середины фасада которой живописно выступают главные части с высоким фронтоном и величественным крыльцом. Только при ближайшем осмотре можно заметить, что стройные, каннелированные, связанные вверху поясом карниза полуколонны ее верхнего этажа подражают ионическим. Постройка голландская от цоколя до верхушки башни. Пышная ратуша в Цютцене (1618 - 1627) только в верхнем этаже имеет выступающие пилястры, в данном случае тосканские. Непосредственно подле нее возвышается, как и подобает, прекрасная башня виноторгового дома с богатым, национально-барочным порталом подвального этажа, с двойным крыльцом, ведущим в залу первого этажа на полуциркульных арках, с четырьмя стройными, свободно стоящими угловыми колоннами, который облегчает переход от нижнего восьмиугольного этажа к верхнему четырехугольнику, с плоским восьмиугольным куполом, выпуклая вершина которого венчает здание.


К своеобразным архитектурным постройкам, выступающие пилястры которых почти не производят впечатления таковых и имеют лишь приставные фронтоны, принадлежит, прежде всего, мясной рынок в Гаарлеме - образец национального голландского высокого ренессанса начала нового столетия (1602 - 1603), с галереей, разделенной на два нефа тосканскими круглыми колоннами. Над круглыми порталами и прямоугольными окнами веерообразные арки из тесаного камня. Своеобразно профилированный, украшенный выступами из тесаного камня и канделябровыми фиалами ступенчатый фронтон. Все в твердых, плотных связных массах, и, тем не менее, все живописно замкнуто в одно целое.


Величественный дом «Золотых весов» в Гронингене (1635), с высокими окнами, еще сохранившими остатки обрамлений готической ажурной резьбы, с широкими раковинами своих разгрузных арок - специально гронингенский мотив - имеет тосканские выступающие пилястры лишь на богатом главном фронтоне, ограниченном извивающимися линиями.


Постройками, совершенно лишенными ордеров пилястров, как Иоанновский госпиталь в Гоорне, являются - мощный со ступенчатым фронтоном дом у Гальгеватера в Лейдене (1612), монетный двор с барочным фронтоном в Энкгуйзене и большинство бюргерских жилых домов, в которых и теперь еще можно различить южно- и североголландский стиль. В северной Голландии отсутствуют, по крайней мере, вначале, дордрехтские ложные расчленения посредством выступов, поднимающихся от концов выпускных камней, но ступенчатый фронтон обогащен наклонными выносами (стрелами). Фламандскими фронтонами считаются те богато украшенные полубарочными мотивами, обыкновенно вытянутые вверх фронтоны, которые являются в голландской переработке на гаарлемском доме мясников.


Ну и главным, пожалуй, архитектором голланского ренессанса был творец гаарлемского дома мясников, Ливен де Кей (около 1560 - 1627), был уроженец Гента. Побывав в Англии, он сделался городским архитектором в Гаарлеме. Построенная из тесаного камня ратуша в Лейдене (1597), к роскошному, с высоким фронтоном, среднему корпусу которой ведет крыльцо, была его произведением. Упомянутый выше дом у Гальгеватера в Лейдене приписывается ему же.


Несомненно, он составил проект прекрасной колокольни церкви св. Анны в Гаарлеме (1612). Над четырехсторонними, окруженными балюстрадами, нижними этажами возвышаются, суживаясь, еще несколько восьмисторонних верхних этажей; над повышенным куполом открывается аркада на полукруглых арках, которая повторяется в уменьшенном виде, но прихотливо изборожденная, под выпуклой верхушкой. Целое производит впечатление чрезмерной приукрашенности, но вместе изящества и единства мелкой орнаментики. Это тип тех повышенных, заостренных, сквозных башен голландского ренессанса, которые послужили образцами для обширных областей северной Германии. Кей много раз участвовал в постройке гаарлемских жилых домов.


Продолжение следует...
Приятного времени суток.

Архитектура

Previous post Next post
Up