Гарем...как много в этом слове для сердца....Занавес :-)

Apr 26, 2013 00:51

                                                                                                                                " Кто любит негу чувств, блаженство сладострастья
                                                                                                                                   И не парит в края Азийские душой?
                                                                                                                                   Кто пылкий юноша, который в мире счастья
                                                                                                                                   Не жаждет век утратить молодой?
                                                                                                                                   Пусть он летит туда . . . . .
                                                                                                                                   И населит красой блестящей свой гарем!
                                                                                                                                   Там жизни радость он познает и оценит
                                                                                                                                   И снова обретёт потерянный Эдем!…"
                                                                                                                                  А.И. Полежаев

Здравствуйте уважаемые!
В связи с Вашими многочисленными просьбами решил написать еще один пост про Гарем Оттоманской Порты и о жизни интересной, как оказалось для многих, дамы Анастасии (или Александры) Гавриловны Лисовской, она же Хюррем (Хуррем) Хасеки Султан, она же Роксолана, она же Элла Кацнельбоген. :-)
Если кто пропустил мои повествования, то посмотреть можно вот тут вот: http://id77.livejournal.com/105093.html, http://id77.livejournal.com/105514.html и http://id77.livejournal.com/114014.html.
Для начала - небольшой «прицеп». В предыдущей части я мельком упомянул письма супруги одного из английских посланников в Турции, Мэри Уортли Монтегю, где эта достойная дама описывает важную и интересную для любой женщины, вне зависимости от времени и места, тему - модную одежду, причем именно ту, в которой ходили в те времена на Ближнем Востоке. В чем же ходили модницы и кокетки султанского гарема?


Леди Монтэгю

На голое тело местные красотки надевали особую нижнюю рубашку, которая называлась гемлек. Эта рубашка, обычно длиной до колена, была свободного кроя, с широкими и просторными рукавами. Рабыни и ученицы носили совсем простые хлопковые гемлеки, с повышением же статуса менялось и качество нательной рубахи. В ткань добавляли шерсть, низ отделывали атласом или кружевом. Ну, а одалиски уровня икбал и выше заказывали себе гемлек из шелковой кисеи. Интересно, что первоначально спереди у гемлека оставался открытым разрез до талии и была видна грудь, однако со временем этот фасон усовершенствовали. У шеи и на животе края одежды стали скреплять украшениями, а те, кто мог себе это позволить, даже драгоценными камнями. Носилась нательная рубаха обычно поверх панталон, хотя некоторые заправляли в них гемлек. Наиболее распространен был белый цвет, но модными были оттенки красного, желтого и синего.


Простейший вариант гемлека

Другим элементом нижней одежды были особые штаны, носящие наименование дизлык. Название этого предмета туалета образовано от слова «диз» - «колено» и в буквальном переводе означает: «вещь, доходящая до колена». По сути своей, это очень широкие льняные панталоны, которые удерживались на талии с помощью особого шнура (реже просто тесьмы), носящего наименование учкур, продетого в складку верхнего края дизлыка, как это часто бывает в современных пижамах. Нижние края дизлыка завязывались на коленях.
Если гемлек носили всегда и все - начиная от рабыни и заканчивая султан-валидэ, то дизлык был, как говорится, «на любителя». Однако верхушка сераля считала ниже своего достоинства дефилировать без панталон.
Теперь давайте перейдем к верхней одежде гаремных прелестниц.


Один из видов дизлыка

Начнем, естественно, с самого популярного и модного аксессуара - шаровар. Точнее, в Блистательной Порте этот предмет туалета назывался шальвары, а уж потом трансформировался в слово, привычное нашему уху. Обычно это был предмет верхней одежды или же, если женщина не носила дизлык, единственные брюки или панталоны. У них был очень свободный покрой, в талии ширина составляла около 3 метров. На талии они держались с помощью учкура (у богатых дам - обильно украшенного). Под коленями их стягивали, и они ниспадали складками к лодыжкам. Другие разновидности доходили прямо до лодыжек, особенно в тех случаях, когда носили дизлык. Шальвары - это то, чем можно было хвастаться и демонстрировать превосходство над соперницами.


Демотиватор в тему.

В серале женщины соперничали друг с другом - у кого шальвары наряднее. Почти всегда на них шла лучшая золотая и серебряная парча из Бурсы, а учитывая, что на их пошив требовалось около 7 метров ткани, шальвары были весьма недешевым предметом туалета. Интересно, что при описании шальварной ткани часто использовался термин «кафтан». Им обозначалась определенная длина ткани, украшенной вышивкой. В дальнейшем это привело к многочисленной путанице, так как тем же словом «кафтан» обозначался и предмет верхней одежды из такой же ткани, а также почетный халат.


Модницы Сераля

Однако самым важным предметом верхней одежды являлось антери (или энтари) - своего рода платье для одалиски. Антери плотно облегало спину и, по сути, было  чем-то средним между жилетом, камзолом и корсетом. Антери спереди не застегивалось, и когда в моде был гемлек без застежки, грудь оставалась полностью открытой. Правда, у талии лиф застегивался на три или четыре расположенные очень близко одна к другой жемчужные или бриллиантовые пуговицы. Именно благодаря застежке задняя часть антери плотно облегала спину, поэтому некоторые авторы считали данный предмет одежды корсетом или камзолом. Рукава были очень длинными, почти до пола: до локтя узкие, а ниже локтя шов заканчивался, открывая рукав гемлека.
В талии антери расширялось, боковые швы отсутствовали. Длина платья процентов на 150 или более превышала необходимую, поэтому, чтобы в нем было удобно ходить, уголки обеих половинок юбки поднимали наверх и на талии заправляли под особый пояс.


Вот такой вот дресс-код :-)

В серале одалиски очень мало двигались, и края антери обычно расправляли по дивану красивыми складками. Ткань антери была почти такой же, как на шальварах: в старину - парча из Бурсы с вышивкой, позднее - дамаст, шелк, атлас и парча из Венеции, Лиона и других мест, известных производством дорогих тканей.
Кроме антери, влиятельные дамы гарема часто носили еще и особый жилет - елек.
Антери, как говорилось выше, заправляли под особый пояс, реже - платок, который назывался кушак (реже чуссеч). Делали его из шерсти, миткаля, льна или шелка - в зависимости от вкуса хозяйки и времени года. В гареме это обычно был довольно свободный, широко обернутый вокруг талии и верхней части бедер пояс; его также носили как шаль, накидывая на плечи. У служанок гарема он выполнял свою основную задачу - использовался в качестве пояса. Кроме того, в него клали деньги, носовые платки, документы, роговые чернильницы и т. д. Кушак любили всячески украшать, а кадины вместо кушака носили украшенный драгоценностями небольшой пояс.


Дамы с Гарема закупаются в парижском салоне. Фото конца XIX столетия.

Завершал верхнюю одежду гаремной барышни так называемый ферасе (фериджи) - плащ с длинными рукавами. Ни одна турчанка не выходила на улицу без него. У бедных он был сшит из черной шерсти, у тех, кто богаче, - из красивой узорчатой ткани или светлой мериносовой шерсти. У богатых и обитательниц султанского гарема ферасе обычно был из шелка нежных тонов розового или лилового цвета. Он имел большой капюшон квадратной формы, спускающийся почти до земли. Богатые часто подбивали его черным или белым атласом и украшали кистями, косами и тому подобной отделкой, иногда края обшивали бархатом.
В качестве верхней одежды носили также стеганый жакет, называемый сейманом, и керк - меховую накидку, которая надевалась только в холодную погоду


Фериджа

Теперь - о головных уборах. Главным тут надо признать так называемую фотазу. Фотаза состоит из двух частей. Первая - маленькая плоская шапочка, называемая такке и похожая на низкую феску. Ее делали из тонкого фетра или бархата. Сверху на шапочке красовалась синяя или золотая кисточка. Она свешивалась на одну сторону или рассыпалась по донцу такке. Шапочку элегантно закрепляли на затылке, сдвинув в сторону. Богатые украшали такке жемчугом и бриллиантами, менее обеспеченные - камнями подешевле и вышивкой. Вторая часть фотазы - это смени, красиво вышитый платок из муслина. Его складывали вдвое и накидывали на переднюю часть шапочки для того, чтобы удерживать ее на месте.
При выходе на улицу фотаза была полностью закрыта верхней частью особой вуали. Гаремная вуаль отличалась от других вуалей в Оттоманской Порте и называлась яшмак. Она состояла из двух полотнищ тонкого муслина, реже - кисеи. Каждое либо складывали вдвое треугольником, либо оставляли однослойным. Первым полотнищем закрывали переносицу и нижнюю часть лица, ткань закрепляли на затылке булавкой или завязывали. Вторым покрывали голову, спуская впереди до бровей, а сзади завязывали, заправляя под ферасе - верхнюю одежду или прикрепляли булавкой на затылке ко второй части яшмака.


Фотаза и яшмак

Поскольку вуаль была очень тонкой, она практически не скрывала черт лица, хотя было чрезвычайно важно, чтобы нос не открывался полностью. В противном случае даму могли принять едва ли не за проститутку.
Кадины также любили носить в волосах большие, усыпанные бриллиантами и рубинами шпильки. Волосы, перекинутые на одну сторону и заплетенные в длинные косы, они тоже украшали драгоценностями.
Нам осталось разобраться с обувью. В серале использовалось 3 вида обуви. Дома носили шипшип - домашние шлепанцы без каблуков со слегка приподнятым носком. Их шили практически из любого материала любого цвета и богато украшали вышивкой золотом, жемчугом и драгоценными камнями. Часто в месте подъема к ним прикрепляли различные декоративные элементы вроде розеток из жемчуга, золотого шнура, драгоценностей.
На улицу же выходили в пабуч (папуш) - туфлях из желтой кожи на толстой подошве, или чедик (челик) - удобных туфлях из желтого сафьяна с загнутым вверх на несколько сантиметров носком.
Такова была мода гаремных красавиц.


Вариант чедика

А теперь несколько слов о Роксолане.
Отмечу сразу - я к ней отношусь не очень хорошо, скорее даже отрицательно. О ранних годах практически ничего неизвестно, и все что вы прочтете, услышите или увидите в кино, есть плод фантазии авторов. Поляки считали ее своей, литовцы - своей, на Украине говорят о ее украинских корнях. По каноничной версии, эта женщина была дочерью рогатинского православного священника Гаврилы Лисовского. Город Рогатин ныне находится в Ивано-Франсковской области Украины.
Роксолана родилась  примерно в1501-1502 году и в возрасте 17 лет была похищена во время одного из многочисленных набегов крымских татар. После центра работорговли в Кафе (так называлась Феодосия) девушка попала на невольничий рынок в Стамбул, где ее приметил «белый» евнух, состоявший на службе визиря Ибрагим-паши. Было решено подарить ее гарему султана. Так Лисовская попала в сераль. То, что ее подарили, а не купили, давало ей шанс сделать в гареме карьеру, чем она  блистательно и воспользовалась. В серале девушке дали новое имя - Хюррем, или Хуррем -  «весёлая, жизнерадостная». Правда, некоторые утверждают, что на тюркском это слово означает «свободная». Правда один из френдов утверждает, что на тюркском это слово обозначает свободная. Вполне может быть и так.


Один из лучших сериалов о жизни Сераля

Возможно, хитроумный Ибрагим-паша разглядел в юной женщине силу воли, большие способности и решил, что через нее сможет управлять только что вступившим на трон Сулейманом I, которого позже турки назвали «кануни» («законодатель, или справедливый»), а в Европе и вовсе прозвали  «Великолепным».
 То, что новой одалиске активно помогали, не подлежит сомнению. Во-первых, она быстро попала на глаза самому Сулейману, и он ее  приметил. Во-вторых, к ней вполне лояльно относилась Айше Хафса-султан, мать Сулеймана, она же султан-валидэ. Это не могло быть случайностью. Хуррем достаточно быстро приобрела такое влияние, что ее приревновала первая кадина Гюльбахар Махидевран-султан, черкешенка по национальности. По легенде, законная жена то ли оттаскала за волосы Хуррем, то ли вообще избила ее, но скандал вышел знатный. И, что самое интересное, в конфликте султан взял сторону именно Хюррем, максимально приблизив ее к себе. Гюльбахар же избежала гнева супруга только благодаря вмешательству мудрой султан-валидэ.
Получившая «на орехи» Хуррем быстро залечила раны и усвоила урок на всю дальнейшую жизнь. Отныне со своими соперницами и соперниками она расправлялась в результате долгой подготовки и серьезной подковерной борьбы. В этом она преуспела более всего.
По-моему, Хуррем была жестокой, безжалостной, очень хитрой и бескомпромиссной женщиной, которой для достижения целей все средства были  хороши. А главная цель была - поставить своего сына следующим султаном.


Хуррем Хасеки Султан

У Хуррем от Сулеймана было 5 сыновей и одна дочь. Хуррем достигла главной цели, и ее любимец, сын Селим, голубоглазый и светловолосый красавец, стал-таки султаном по имени Селим II, хотя мать уже не могла увидеть этого. Еще прежде она добилась того, что Сулейман де-юре женился на ней, сделав ее единственной женой и даровав особый титул хасеки (в дальнейшем - синоним кадины). Дождавшись смерти султан-валидэ, Хуррем постепенно разделалась со своими врагами и соперницами, среди которых оказался и прежний покровитель, великий визирь Ибрагим-паша, и давняя соперница Махидевран-султан, и ее сын, наследник престола Мустафа. Хуррем получила абсолютную власть над двором, и только султан мог с ней справиться. Умерла Хуррем в 1560 году.


Михримах в одном из сериалов

На мой взгляд, это была жестокая и властолюбивая женщина, за которой тянется длинный кровавый след. Сын, которого она страстно любила, оказался впоследствии алкоголиком и никчёмным правителем, полной противоположностью своего великого отца. Если бы не мудрое руководство внешней политикой великого визиря Мехмеда Соколли,  для Оттоманской Порты правление Селима могло бы окончиться очень печально.
По моему скромному мнению, Роксолана  -  типичная разрушительница, оставшаяся в истории благодаря мудрому правлению своего мужа, а также интересу европейских деятелей искусств к ее персоне. Ведь ей посвящено не менее 15 книг, 5 театральных постановок, симфония, 2 оперы и 3 балета. Хороший пиар, не находите?
Но, справедливости ради, не будем все, что она делала, рисовать исключительно в черных красках. По её инициативе в Стамбуле было построено несколько мечетей, баня и медресе. От ее имени раздавалась милостыня бедным, а самым главным ее достижением я считаю то, что она родила Михримах. Эта умная, образованная, добрая и справедливая женщина была единственной дочерью и любимицей Сулеймана I, который в ней души не чаял. Она прожила яркую, достойную и благочестивую жизнь.


Книга о Михримах

А откуда же взялось имя Роксолана? Это слово не турецкое и не русское. Его сочинили европейцы. Был такой фламандец - Ожье Гислен де Бусбек. Какое-то время он был послом вольного города Гамбурга при Оттоманской Порте. Так вот, по возвращении в Европу в 1589 году он издал в Париже книгу на латыни под названием «Турецкие записки». Именно там он впервые назвал Хуррем Роксоланой, ссылаясь на то, что она родом из легендарной страны роксоланов, о которых упоминал еще Страбон.


Балет "Хуррем Султан"

Якобы страна эта находилась на территории современной Западной Украины. Отсюда и пошло имя Роксолана. В Европе оно стало широко распространенным.
Вот и все, что я хотел вам рассказать о гареме султанов Османской империи. Надеюсь, было не скучно.
Готов выслушать претензия, правки, пожелания.

С уважением

История, Фаворитизм, Восток

Previous post Next post
Up