Оригинал взят у
marina_klimkova в
Благовещенская церковь усадьбы Воронцова-Дашкова Новотомниково (часть 2: изразцовый иконостас)Начало статьи (история строительства храма в усадьбе Воронцовых-Дашковых Новотомниково Тамбовской губернии) см.
здесь.
Интерьер Благовещенского храма очень наряден, в чем большая роль принадлежит изразцовому иконостасу.
Фрагмент главного изразцового иконостаса Благовещенской церкви усадьбы Новотомниково. Тамбовская область. Фото 2009 г.
С древних времен культовые и светские здания на Руси, по примеру византийских, декорировались керамическими плитками, от которых впоследствии произошли изразцы [18]. Расцвет этого вида искусства пришелся на XVII век, когда керамические мастерские процветали по всей стране. В середине столетия красные (терракотовые) изразцы стали заменяться глазурованными муравлеными [19] и многоцветными эмальированными. Именно в то время появился удивительный памятник архитектуры - ансамбль Ново-Иерусалимского монастыря (1656-1685), где керамика обрела место не только на фасаде, но и в интерьере Воскресенского собора - в виде многоярусных изразцовых иконостасов и декоративных фризов [20].
После этого долгое время никто в России не делал подобных иконостасов. Положение изменилось после Отечественной войны 1812 года, когда началось небывалое по размаху строительство, сопровождавшееся изучением отечественной истории и искусства.
Попытка изготовления керамического иконостаса после почти двухвекового перерыва была предпринята в селе Волокитино Черниговской губернии, где в 1830-1861 годах около природных залежей фарфоровых глин действовал завод А.М. Миклашевского. Предполагается, что именно в Волокитино сделали первый иконостас из фарфора [21]. Однако фарфор по своим свойствам оказался непригоден для декорирования архитектуры, возрождением же традиционного поливного изразца тогда никто не занимался. Об этом, в частности, сожалел архимандрит Ново-Иерусалимского Воскресенского монастыря Леонид (Кавелин) - писатель и ученый, будущий наместник Троице-Сергиевой лавры. В 1876 году он издал исследование об архитектурной керамике «Ценинное дело в Воскресенском, Новый Иерусалим именуемом монастыре» [22], в котором писал: «Не нашлось охотников возобновить приложение ценинного дела к внутреннему украшению церквей».
Центральная часть Благовещенского храма с изразцовым иконостасом.
Новотомниково, Тамбовская область. Фото 2009 г.
К 1881 году, очевидно, относится первый опыт изготовления иконостаса из фаянса [23]. Тогда в Петербурге на фабрике М.С. Корнилова выполнили два одноярусных иконостаса для церкви Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня [24].
Возобновил же производство изразцовых иконостасов Н.В. Султанов, который изучал историю изразца и публиковал архивные материалы по этой теме [25]. Результаты своих изысканий Николай Владимирович использовал при проектировании новотомниковского иконостаса, изготовленного в 1889 году на кирпичном заводе М.В. Харламова в Петербурге.
Выбор завода не был случаен. Его владелец, Михаил Васильевич Харламов, являлся выпускником Академии художеств, учеником Н.С. Пименова, получившим золотую медаль за академическую скульптурную работу «Сеятель» (1862; ГРМ). Одно время Харламов, открывший завод, сотрудничал с Л.П. Бонафеде, приехавшим в Петербург из Рима и работавшим по контракту на оформлении Исаакиевского собора. Бонафеде писал: «Несколько лет тому назад по предложению князя Г.Г. Гагарина я с… братом моим сделал несколько опытов эмальирования глины. <...> Два года тому назад Его Высочество Великий князь Владимир Александрович, увидев мои последние опыты, изволил передать через князя Гагарина желание возобновить это искусство в России; …вслед за тем мне было отведено помещение на Императорском стеклянном заводе, где я устроил маленькую мастерскую, которая в настоящее время уже в состоянии эмальировать и обжечь до 200 штук 4-х вершковых живописных изразцов в день. При исполнении этих работ мне весьма много содействует скульптор М.В. Харламов, который на своем… заводе… помогает успешному выполнению работ» [26].
Северная часть иконостаса Благовещенской церкви.
Новотомниково, Тамбовская область. Фото 2009 г.
Высокое художественное качество иконостаса новотомниковской церкви является также заслугой и М.В. Харламова, которому, наравне с Султановым, принадлежит его авторство. Перед отправкой в Тамбовскую губернию иконостас демонстрировался в столице как уникальное произведение искусства, о чем объявлялось: «Председатель С.-Петербургского общества архитекторов имеет честь уведомить г. г. членов, что в понедельник 27 ноября в 1 ч. дня состоится осмотр на заводе члена-соревнователя общества М.В. Харламова (Лиговка, колония Сан-Галли) изразцового иконостаса, изготовленного для имения г. министра Императорского Двора (в Тамбовской губернии) по рисункам действительного члена общества Н.В. Султанова» [27].
Иконостас Благовещенского храма выполнен в форме перспективного изразцового портала, характерного для ярославских и ростовских церквей XVII века. Он отличается пропорциональностью, скульптурной пластичностью, многообразием и гармонией использованных цветов [28]. При всех художественных достоинствах, он имеет и характерные для своего времени недостатки. Так, обращаясь при его проектировании к московскому церковному зодчеству XVII века, Султанов не уделил должного внимания иконостасной традиции: для иконных образов он оставил мало места, поэтому архитектурные формы стали главенствовать над иконописными. На подобные изъяны храмовых интерьеров конца XIX века в 1891 году указывал Н.А. Сперовский - будущий архиепископ Старорусский Димитрий. В кандидатской диссертации «Старинные русские иконостасы» он писал: «Главный недостаток нынешних иконостасов составляет бедность их иконографического содержания, доводимая иногда до крайности» [29].
Центральная часть Благовещенского храма с изразцовым иконостасом.
Новотомниково, Тамбовская область. Фото 2009 г.
Практический опыт Новотомникова Н.В. Султанов использовал при постройке Владимирской церкви в Мариенбаде (1902; ныне Марианские Лазне, Чехия) [30], в которой тоже появился иконостас в традиции XVII века, и петергофского Петропавловского собора (1905), где установил шестиярусное сооружение, выполненное по типу высокого русского иконостаса.
Однако, несмотря на то, что на рубеже XIX-XX веков в России возрос интерес к изразцу и глазурованному кирпичу, изготовление иконостасов по традиционной изразцовой технологии не получило развития. В указанный период в храмах стали возводить фаянсовые иконостасы. Их массовое производство и сбыт наладило товарищество М.С. Кузнецова [31]. В одной из статей того времени о преимуществе керамики говорилось: «Иконостасы, киоты и подсвечники фаянсовые отличаются прочностью, красотой и изяществом, и так как они, будучи глазурованными, раскрашенными и позолоченными, обжигаются при очень высокой температуре (1200˚), поэтому прочность красок и золота допускает держать их всегда в безусловной чистоте. <…> Фаянсово-эмалевые иконостасы являются конкурентными как деревянных иконостасов, так и мраморных. Деревянные иконостасы рассыхаются, вследствие чего резьба отваливается, а золото скоро тускнеет, а посему и требует скорого и дорогого ремонта, …а мраморные тяжелы, и гладкие некрасивы, а рисуночные рельефные слишком дороги» [32].
Петропавловский храма в Петергофе. Проект 1893 г.; фото начала XX в.
Строительство Благовещенского храма в Новотомниково завершилось в 1889 году; в 1890-м состоялось освящение. Историк А.Е. Андриевский писал: «Церковь каменная, построена на средства гр. Воронцова-Дашкова в 1890 году, престолов два: главный - в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и придельный - Михаила Архистратига. Храмовые праздники: вместо Благовещения 25 марта празднуется 8 июля и придельный - 8 ноября» [33]. Таким образом, храмовым праздником является Знамение от иконы Благовещения Божией Матери в граде Устюге [34] (в год освящения храма отмечалось 600-летие этого события).
Н.В. Султанов разработал еще один проект для новотомниковской усадьбы - часовни преподобного Романа Сладкопевца (1894), возведенной в память погибшего гардемарина Романа Илларионовича Воронцова-Дашкова.
С 1892 года, о чем уже говорилось, архитектор работал над проектом Петропавловского собора в Петергофе, которому суждено было стать памятником эпохи Александра III. «Автор проекта осознавал, что храм в ансамбле петергофских дворцов и парков контрастировал с их стилистикой, но отдавал предпочтение выбранному «русскому стилю». «Я думаю, - писал он, - что… специфический дух Петергофа… вызовет сильные порицания моей церкви, но мне это все равно: во-первых, я стою уже у конца моего жизненного пути, и Петергофская церковь будет… моей «лебединой песнью» в архитектуре, а во-вторых, я убежден, что я прав. Я думаю, что такой великий народ, как народ русский, должен иметь «смелость своих мнений». Так пусть же моя церковь громко говорит всем этим англичанам и американцам, которые приезжают в Петергоф восторгаться пошлыми подделками под западные образцы, что Россия народила «своего» в великой и светлой области художества!» [35].
Керамический иконостас Никольской церкви Беловежской Пущи (1897).
Фото 1943 г.
После революции новотомниковскую церковь как памятник архитектуры взял на учет Тамбовский отдел народного образования, благодаря чему она уцелела. В 1924 году заведующий Губмузеем В.Ф. Силин писал: «В усадьбе … при селе Новотомниково, кроме главного дома, храма, построенного архит. Султановым во владимирско-суздальском стиле с мозаичным иконостасом и иконами (памятник искусства) и при нем часовня с мозаичными иконами (его же), также парк (22 ½ дес.), культивированный известным Альфредом Регелем (памятник природы)» [36]. Интересно, что иконостас в документе назван мозаичным, как и иконы в часовне.
Со времени освящения Благовещенской церкви минуло ровно 120 лет. Под воздействием исторических обстоятельств и времени пришел в упадок господский дом и хозяйственные постройки, зарос парк, обветшали конюшни знаменитого когда-то конезавода, и лишь храм с его иконостасом свидетельствует о былом великолепии графской усадьбы.
Детали изразцового иконостаса Благовещенской церкви. Новотомниково, Тамбовская область. Фото 2009 г.
18 Изразцы (от слова «изразить», т. е. украсить) - плитки из обожженной глины с выступами на тыльной стороне для крепления в стене. В искусстве Древней Руси этим термином называли любую архитектурную керамику (температура обжига 950-980º). Слово «керамика» происходит от греческого «keramos» - «глина». Керамикой называют изделия из обожженной глины или ее смеси с минеральными добавками, окислами и другими неорганическими соединениями. Основными технологическими видами керамики считаются терракота, майолика, фаянс, фарфор. (Об изразцовом декоре в старорусской архитектуре см. обстоятельную статью: Баранова С.И. «Золотой век» московского изразца» // Московский журнал. 2010. № 7. - Прим. ред.).
19 Муравой в XVII в. называли прозрачную свинцовую глазурь, а изразцы, покрытые ею, - муравлеными. Слово «муравленый» применялось и для определения изделий с глазурью зеленого цвета - цвета травы-муравы.
20 Наружное изразцовое убранство утрачено в середине XVIII в., когда здание перестраивалось по проекту В. Растрелли. Сохранились лишь фрагменты - наличники, пояса и пр.
21 Баранова С.И. Москва изразцовая. М., 2006. С. 332. Фарфор - вид керамики, отличающейся тонким помолом компонентов, высокой температурой обжига (до 1400º), белизной, тонкостью и хрупкостью. Поскольку он обжигается при очень высокой температуре, форма изделия деформируется, не сохраняя конструктивную совместимость деталей. В связи с этим, а также с дороговизной производства, из фарфора нельзя наладить поточную отливку массивных предметов.
22 Кавелин Л., архимандрит. Ценинное дело в Воскресенском, Новый Иерусалим именуемом монастыре // Вестник общества любителей древнерусского искусства. 1876. № 11-12. В конце XIX в., при производстве изразцов применялись разноцветные «поливы», в состав которых входило олово (по-немецки - «zinn»), поэтому такие изделия назывались ценинными.
23 Фаянс - вид керамики, покрытой прозрачной глазурью. От фарфора он отличается большим содержанием глины (до 85%) и более низкой температурой обжига (до 1200º).
24 Эта церковь, называемая Спасо-Бочаринской (XVIII в.), разобрана после 1932 г.
25 См.: Султанов Н.В. Изразцы в древнерусском искусстве // Прохоров А. Материалы по истории русских одежд и обстановки жизни народной. Т. IV. СПб., 1885; Он же. Древнерусские красные изразцы // Археологические известия и заметки. 1894. № 12.
26 Зодчий. 1874. № 5. С. 57. Технология и материалы, используемые Бонафеде и Харламовым, применялись в керамической мастерской Абрамцева.
27 Нащокина М.В., Савельев Ю.Р. и др. Указ. соч. С. 93.
28 «Близнец» новотомниковского иконостаса был установлен в Никольском храме Беловежской Пущи (1897); частично сохранился до сих пор. М. В. Харламов сделал иконостас и изразцы для Петропавловского собора в Петергофе (1905), а также изразцы и черепицу для храма Воскресения Христова (Спаса-на-Крови; 1883-1907) в Петербурге.
29 Сперовский Д., архиепископ. Старинные русские иконостасы // Высокий русский иконостас. М., 2004. С. 127.
30 Там был установлен кузнецовский фаянсовый иконостас, вероятно, изготовленный по чертежам Н.В. Султанова.
31 Первые фаянсовые иконостасы завод М.С. Кузнецова выполнил в 1895 г. для петербургской Покровской церкви и Новоафонского монастыря в Абхазии. В 1896 г. были изготовлены иконостасы для Пантелеимоновского храма в Ессентуках, в 1898 г. - для Богоявленской церкви на о. Гутуевском в Петербурге.
32 Цит. по: Савина Л. Фарфоровый иконостас // Памятники Отечества. Подмосковье. М., 1994. № 31. С. 155. В статье фаянсовые иконостасы ошибочно названы фарфоровыми.
33 Андриевский А.Е. Указ. соч. С. 666-667.
34 Перед иконой Божией Матери «Благовещение» Устюжской 25 июня 1290 г. молился Прокопий Устюжский, Христа ради юродивый, о спасении града Устюга. В 1567 г. при митрополите Филиппе (Колычеве) образ был перенесен в Успенский собор Московского Кремля.
35 Савельев Ю.Р. Указ. соч. С. 93.
36 ГАТО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 813. Л. 68.
Статья опубликована: Климкова М.А. Изразцовые иконостасы архитектора Султанова // Московский журнал, 2010. № 8.