Церковь Зачатия Иоанна Предтечи в Городище

Dec 03, 2011 18:57



В 1306 году, при святом благоверном князе Данииле Московском, Коломна одной из первых вошла в состав Московского княжества, положив тем самым начало собиранию русских земель в единое государство. Примерно к этому времени относится и появление в Коломне храма Зачатия Иоанна Предтечи в Городищах, которая расположена в центре древнего села Городище (в настоящее время село вошло в городскую черту Коломны). Село расположено на берегу реки Коломенки. Топографически удобное для устройства укрепленного поселения, место это было обжито нашими предками еще в древности. В 1308 году Городище приобретает военно-стратегический статус и остается таковым до времени св. Димитрия Донского, когда кремль с «Рязанской стороны» оказывается надежно прикрытым Старо-Голутвиным монастырем. Эта ситуация и военно-стратегический оборонный характер спешно возводимого сооружения во многом объясняют определенную спонтанность строительства, неправильность плана и грубую технику кладки, примененную мастерами при возведении храма.




В народе эту церковь называют: Иоаннопредтеченская церковь; Предтеченская церковь; Предтечезачатьевская церковь; Ивановская церковь. Самые ранние сведения о церкви содержатся в Писцовой книге («Книга Коломенского уезда, письма и меры Данила Петровича Житова да Федора Комынина со товарищи лета 7086») 1577-1578 гг., называющей Городище вотчиной «владыки Коломенского» и отмечающей в селе «храм Зачатия Иоанна Предтечи каменно, да теплый храм Николы Чудотворца, да предел Димитрий Чудотворец Прилуцкой, древена, клетцки…»



Архиерейское подворье находилось в кремле (сейчас это территория Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря), а загородный двор епископов был в селе Городищи. Интересно, что в те времена городом называли территорию, ограниченную крепостной стеной; территорию за кремлём называли посадом. Такие «вотчины» поблизости от города, с церковью и размеренно налаженным бытом, служили летним местом пребывания архиереев. Недалёкое расстояние от кафедры давало возможность постоянно следить за церковной жизнью в городе и вместе с тем в летнее время жить на лоне природы.



Городищенская церковь была предметом особого внимания и заботы Коломенских архиереев. Ярким свидетельством такого к ней отношения является предписание Коломенского епископа Вениамина (Сахновского) в 1735 году в ответ на прошение посадского жителя Стасова о постройке у Предтеченской церкви деревянной паперти. В предписании указывается: «Позволяется строить только хорошим бы строением и света бы в церкви не отнять, и паперть светлая быть могла». Именно епископ Вениамин «завёл в Коломне вместо архиерейской школы Семинарию или Славяно-Латинскую школу».



Храм Иоанна Предтечи часто подвергался угрозам разграбления в тяжелые времена, связанные с событиями отечественной истории, как, например, было в 1612г., когда в селе Городище пребывал лагерь интервентов, так называемый «Маринин городок». Известно, что в 1755 г. епископом была заведена книга сбора пожертвований для восстановления в церкви иконостаса, образов, икон и утвари. Было предписано «возобновить церковные ветхости».



Согласно многочисленным исследованиям, храм датируется началом XIV века. В 1959 г. производилось предварительное исследование интерьера четверика храма, в результате которого в углах, под строительным мусором были раскрыты основания пристенных белокаменных опор. Установлено, что первоначально храм имел крестообразное внутреннее пространство, образованное угловыми выступами кладки, что сближало его с первыми каменными соборами коломенских монастырей.



Обследование фасадов Предтеченской церкви позволяет установить, что в начале XVI века подвергся перестройке более древний храм, при этом большинство консолей храма были переложены или вытесаны вновь, причем мастерами XVI века была воспроизведена декоративная форма, существовавшая ранее. Крещатый свод и техника кладки верха, сложенного из большемерного кирпича и хорошо вытесанных белокаменных блоков типичны для московской архитектуры начала XVI века, а кладка апсид и низа стен четверика из грубообработанных блоков местного известняка принадлежит более раннему времени.



Формально такая кладка является полубутовой (из белокаменных блоков складываются две стенки - облицовки, а промежуток между ними заполняется обломками камня и заливается известковым раствором), но из-за неаккуратных щелей в облицовке раствор для заливки приходилось замешивать очень густо и добавлять в него щебень. Известняк для храма добывался («ломался») в Коломне на берегу реки Оки. Раствор также использовался для фиксации облицовочных блоков перед заливкой. В «домонгольской» «полубутовой» технике были возведены: церковь Рождества Богородицы в Москвоском Кремле, Спасский собор Андроникова Монастыря, Троицкий собор в Троице-Сергиеве, храмы в Звенигороде.



Верхняя часть храма была перестроена в XVI веке из большемерного кирпича и гладкотесанного белого камня. При перестройке были упразднены угловые опоры внутри храма, помещение перекрыто крестчатым сводом, фасады сверху разделены лопатками по три прясла и завершены трифолями. Преобразования, произведенные в XVI веке, коснулись и основного объема Предтеченского храма, получившего завершение всего здания с трехлопастным покрытием, кокошниками и тремя главами (центральная глава - световая, две других, расположены на восточной стене над жертвенником и диаконником алтаря, поставлены на глухих барабанах). Городищенская церковь имела на редкость простую и непритязательную форму. При этом основное внимание уделялось внутреннему пространству. Стены храма не имели окон, свет попадал внутрь через узкие щелевидные отверстия, прорезавшие барабаны под куполом.











В 1780 году в Предтеченском храме была возведена шатровая колокольня. В предписании на строительство дополнительно указывалось, что землю, отмежёванную для кладбища, следует «по надлежащему огородить». Поскольку крестьяне села Городищ этого предписания не выполнили и три года спустя (в 1783 году) кладбище так и оставалось неогороженным, из консистории был послан указ Коломенскому нижнему земскому суду с требованием, чтобы крестьяне «сделали ограду оного кладбища из оставшегося от колокольни подвязного леса и жердей и впредь поправляли её».



К древней части храма с запада тогда же пристроена трапезная, церковь вновь перекрыли железом. Колокольня с двухэтажным квадратным основанием и шатром со слухами над восьмериком звона, сохраняя типологию XVII века, отличается упрощенностью форм и полным отсутствием декора. По традиции колокольня опирается на стену трапезной и два пилона, в одном из которых устроена лестница для звонаря. В результате реконструкции храма в XIX веке трапезная была значительно расширена.





В результате многих переделок в церкви оказалось три престола: главный, в честь Зачатия Иоанна Предтечи, и два в трапезной - в честь святителя Николая Мирликийского и апостола Иакова, брата Господня. Интерьер трехчастной трапезной с пределами стал представлять собой светлое пространство, образованное крестовыми сводами и арками. Во время археологических работ при раскопках в храме найдена закладная доска, проливающая свет на происхождение названия одного из престолов «1876 (месяца) мая 2 дня была совершена закладка двум престолам: святителя Николая и апостола Иакова. При священнике Иоанне Попове. При старосте ц. Василье… Строитель был коломенский купец Я.Г.Буфеев».







Яков Буфеев, бывший в те годы ктитором храма, принадлежал к известной в Коломне купеческой семье. По сложившейся коломенской традиции, должность старосты при многих храмах считалась наследственной и многие купеческие семьи опекали «свои» храмы из поколения в поколение. В честь строителя Якова Буфеева второй престол храма и был освящен в память его тезоименитого святого, апостола Иакова, брата Господня.







Теперь из трапезной перейдем в самую древнюю часть храма.













В Предтеченской церкви хранилось Евангелие 1661 г. Особую ценность представлял иконостас XIV века, выполненный из простых, грубо отесанных досок. Из икон сохранилась до нашего времени лишь одна - «Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием» (размер иконы 170 х 102 см), написанная в 1390−х гг. иконописцем школы Феофана Грека.



«Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием» - ранее неизвестная на Руси иконография, впервые появившаяся в Коломне. Это самое древнее русское изображение Иоанна Предтечи как Ангела пустыни, которое исполнено внутренней мощи и духовной силы. Великий пророк, стоящий на грани Ветхого и Нового Заветов, изображён тут в традициях поздневизантийской иконографии.



Предтеча представлен как человеко-ангел, с ангельскими крыльями, в облачении пустынника - звериной шкуре, как идеальный образец того самого аскетизма, которое стало распространяться преподобным Сергием Радонежским и его учениками. Примечательно, что в данном конкретном случае этот образ стоял пред лицом епископа в его загородном богомолье. На иконе святой Иоанн держит в левой руке свиток, который восходит к евангельским текстам об Иоанне, посланном в качестве предшественника Христа. Икона поступила в Третьяковскую галерею в 1935 году. До недавнего времени икона хранилась в запасниках ГТГ, а в настоящее время выставлена в основную экспозицию зала древнерусского искусства. В церкви, в трапезной, находится копия иконы.



Из деталей наружного убранства уцелел довольно большой (32 х 44 см) белый камень с рельефом, изображающим диковинного зверя, который был вставлен в северную стену храма налево от входа. Зверь изображен в движении вправо, одна из передних лап угрожающе поднята, что сообщает композиции определенную динамику. Раствор, на котором рельеф был вставлен в нишу стены, тождественен раствору кладки самой стены. Следовательно, он был вставлен при постройке храма. В настоящее время оригинал блока находится в Коломенском краеведческом музее, а на храме - гипсовая копия.



Хорошо сохранившийся зооморфный барельеф является уникальным по своей архаичной форме памятником каменного декора. Это существо принимали и за «единорога» и за «василиска»- чудовище с головой петуха, толстым языком, львиным туловищем и змеиным хвостом. Существует версия, связывающая рельеф церкви с московской эмблематикой. На личной печати Ивана Грозного изображён единорог, а, как известно, царь был в Коломне в 1552 году перед походом на Казань.



Среди населения Коломны до сих пор популярна легенда о том, что этот барельеф ни что иное, как «печать хана Батыя». В основу легенды действительно легли исторические события: 1 января 1238 года под Коломной в битве с татаро-монголами погиб князь Роман Ингорович Рязанский. Предание гласит, что хан Батый настолько был восхищён мужеством князя, что повелел похоронить его по православному обряду, дав знак охраны храму и могиле героя - свой ярлык, названный позднее "коломенским зверем". Возможно, изображение было первым геральдическим символом Коломны. Похожий зверь изображен на монетах, которые чеканились в Коломне в XV в.



В советское время в конце 1930−х гг. храм был закрыт и разорен, Звонница, разрушена, колокола отправлены на переплавку. Старшее поколение села Городище до сих пор помнит те страшные дни, когда перед храмом комсомольские активисты разводили костры и жгли старинные иконы.



Есть в истории церкви и собственный священомученик - священник Сергей Бажанов. Читая историю его заключения в тюрьму, протоколы допросов местных жителей, я удивлялась примитивности и жестокости ведения этого дела. 3 июня 1932 года «тройка» ОГПУ приговорила отца Сергия к трём годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и он был отправлен на строительство Беломорско-Балтийского канала в Медвежьегорск. Вернувшись из заключения, он снова стал служить в том же храме. 14 октября 1937 года отец Сергий был снова арестован и заключён в Таганскую тюрьму в Москве. 25 октября 1937 года «тройка» НКВД приговорила отца Сергия к расстрелу. Священник Сергий Бажанов был расстрелян 31 октября 1937 года и погребён в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.



Реставрационные работы, проходившие в 1965-1969 гг. под руководством М.Б.Чернышева восстановили разрушенную в 30−х годах XX века звонницу и завершающие юго-западный участок свода барабаны. Храм покрыт железом, главы - лемехом. В результате реставрационно-восстановительных работ храму возвращен облик XVI века. В таком виде он представляет собой несколько усложненный вариант характерного для московского зодчества XVI века бесстолпного вотчинного и посадского храма.В 1993 г. храм возвращен верующим и до 1998 г. являлся подворьем Богородице-Рождественского Бобренева монастыря. В 1998 г. церковь св. Иоанна Предтечи получила статус приходской. В Светлое Христово Воскресение 2008 года окрестности огласил праздничный трезвон - на колокольню было поднято 5 колоколов, а к престольному празднику Зачатия Пророка и Крестителя Господня Иоанна в 2009 году на деньги благотворителей был отлит ещё один, самый большой колокол весом 25 пудов (более 400 кг).



«Церковь Зачатия Иоанна Предтечи в Городищах» Издательский дом «Лига» Коломна, 2010
http://temples.ru/card.php?ID=1421
http://www.vidania.ru/temple/temple_mosobl/kolomenskii_ioanno_predtechinskaya_zemchuzina_russkogo_zodchestva.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/
http://www.rusarch.ru/zagraevsky4.htm
http://www.rusarch.ru/altshuller4.htm
http://www.360cities.net/image/church-kolomna-russia#913.25,1.89,12.1 круговая панорама 2010
http://wikimapia.org/9515240/ru/

белокаменная архитектура, иконы, Московская область, Коломна

Previous post Next post
Up