Ричард Хофштадтер: ПАРАНОИДАЛЬНЫЙ СТИЛЬ В АМЕРИКАНСКОЙ ПОЛИТИКЕ

Sep 01, 2022 10:38


Перевод: ichhantik, июнь 2022

Предисловие переводчика: Как известно, в настоящее время параноидальный стиль победил.

Это эссе - отредактированная и расширенная версия лекции Герберта Спенсера, прочитанной в Оксфорде в ноябре 1963 года. Сокращенная версия текста была опубликована в Harper’sMagazine в ноябре 1964 года.

(Президент США Джон Кеннеди был убит в Далласе, штат Техас, 22 ноября 1963 года).

I

Самые острые формы классового конфликта редко касались американской политической жизни. Однако она вновь и вновь становилась полем боя для на редкость агрессивных умов. Ныне это наиболее очевидно среди крайних правых. Теперь ясно - в особенности поклонникам Голдуотера (Прим. перев: Барри Голдуотер был крайне правым политиком из Аризоны, который получил известность у консервативных избирателей в американском Юге. В 1964 проиграл президентские выборы Линдону Джонсону.) - в какую политическую силу можно превратить страхи и чаяния небольшого меньшинства. За такими движениями - образ мысли, не всегда обязательно правый по своей политической ориентации, и обладающий долгой и разнообразной историей.

Я называю его «параноидальный стиль» - просто потому, что ни одно другое слово не отражает должным образом качеств жаркого преувеличения, подозрительности и конспирологической фантазии, которую я под ним подразумеваю.



Используя выражение «параноидальный стиль», я не говорю в клиническом смысле, а заимствую клинический термин для других целей. У меня нет ни права, ни желания причислять каких-либо фигур из прошлого или современности к числу настоящих лунатиков. На самым деле, представление о «параноидальном стиле» было бы не особо ценным в современном или историческом аспекте, если говорить только о людях, у которых есть настоящее расстройство ума. Именно тот факт, что параноидальные способы высказывания используют более или менее нормальные люди, делает этот феномен заметным.

Говоря о параноидальном стиле, я заимствую термин, подобно тому как историк искусства мог бы говорить о барочном или маньеристском стиле. Это слово прежде всего определяет способ видения мира и выражения себя. Словарь Уэбстера определяет паранойю, в ее клиническом смысле, как хроническое умственное расстройство, которое характеризуется систематическим бредом преследования и величия. Для параноидального стиля, как я его понимаю, чувство преследования является центральным, и оно систематизируется через грандиозные теории заговора.

Однако существует принципиальное различие между параноидальным оратором и клиническим параноиком: хотя оба они склонны к сверх-горячности, сверх-подозрительности, сверх-агрессивности, и к маниакальным и апокалиптическим высказываниям, клинический параноик полагает, что враждебный и полный заговоров мир, в котором ему приходится жить, делает все исключительно против него; а вот выразитель параноидального стиля считает, что все направлено против нации, культуры, образа жизни, и ужасная судьба касается не его одного, а миллионов других людей. Себя он обычно не считает особенной, отдельной жертвой личного заговора (Существуют, разумеется, и исключения из этого правила, в особенности среди наиболее крайних правых агитаторов - см. Лео Лёвенталь и Норберт Гутерман «Лжепророки: исследование технологий американского агитатора» (Prophets of Deceit: A Study of the Techniques of the American Agitator (1949), - однако с их значимостью можно поспорить. См. однако, интересные предположения о связи между образом мысли и особенностями психозов у Н. Макконахи: «Режимы абстрактного мышления и психоз» (Modes of Abstract Thinking and Psychosis, American Journal of Psychiatry, 1960), он несколько более рационален и гораздо менее лично заинтересован. Он полагает, что его политические чаяния не эгоистичны, а патриотичны, и на деле это значительно усиливает его ощущение собственной правоты и правоверного негодования.

Разумеется, определение «параноидальный стиль» является уничижительным, так и должно быть; параноидальный стиль куда чаще используют для дурных целей, чем для добрых. Однако на самом деле может быть и так, что разумная программа или тема описываются в параноидальном стиле, и становится практически невозможно признать лучшие стороны чьих-то убеждений, потому что в них слышны характерные параноидальные акценты. Стиль относится к тому, каким способом в те или иные идеи верят и защищают их, а не к истинности или ложности их содержания. (Милтон Рокич в «Открытом и закрытом разуме» (The Open and Closed Mind, 1960) попытался провести систематическое различие между содержанием представлений и способом, которым они преподносятся. Важно, однако, учитывать, что хотя любую систему убеждений можно представить в параноидальном стиле, существуют определенные образы мышления, которые практически полностью выражаются таким образом.)

Приведем несколько простых и относительно не скандальных примеров, которые помогут прояснить эту разницу. Вскоре после убийства президента Кеннеди пресса уделила огромное внимание законопроекту, который продвигал в основном сенатор от Коннектикута Томас Додд: о введении более строгого федерального контроля продажи огнестрельного оружия по почте. Когда законопроект проходит слушания, трое мужчин из городка Багдад в Аризоне проделали путь в 2500 тысячи миль до Вашингтона, чтобы выступить против ограничений.

Вполне можно подобрать какие-то аргументы против законопроекта сенатора Додда - они могут показаться малоубедительными, однако входят в спектр обыкновенных политических дискуссий. Но один из приехавших из Аризоны выступал против законопроекта, продвигая то, что можно назвать образцовыми параноидальными аргументами. Он настаивал, что это «дальнейшая попытка тайных сил сделать нас частью всемирного социалистического правительства» и что это грозит «хаосом», который поможет «нашим врагам» захватить власть. («Перевозка оружия между штатами», слушания в торговом комитете Сената США, январь 1964 года.)

Опять-таки, хорошо известно, что движение против фторирования водопроводной воды действует как валерьянка на кошку на всевозможных безумцев, - в особенности на тех, кто одержим страхом отравления. Вполне возможно, со временем ученые получат какие-то доказательства того, что фторирование, все-таки, несет вред. Такое открытие стало бы доказательством того, что противники фторирования водопроводной воды были по существу вполне правы. Однако едва ли это доказывает заявления тех, кто в характерном параноидальном стиле утверждают, что фторирование было «попыткой распространять социализм под маской заботы об общественном здоровье», или «попыткой сгноить мозги людей», подмешивая химикаты в питьевую воду, - чтобы народ легче поддался коварным планам социалистов или коммунистов.

Такой искаженный стиль может сигнализировать о проблемах со здравым смыслом - как уродство в искусстве указывает на фундаментальные проблемы с вкусом. Здесь меня прежде всего интересует возможность использования политической риторики для получения политической патологии.

Один из наиболее впечатляющих фактов о параноидальном мышлении - оно представляет собой старый и регулярно повторяющийся образ выражения мысли в нашей общественной жизни. Часто оно формируется вокруг подозрения и недовольства, и его содержание остается в основном одинаковым, даже когда его применяют люди с совершенно разными целями. Доступный опыт также предполагает, что стиль появляется волнами различной интенсивности, и он выглядит совершенно неискоренимым.

Я выбрал историю Америки для того, чтобы проиллюстрировать параноидальный стиль только потому что сам я американист, так что для меня это просто удобно. Однако этот феномен не касается только Америки и не только современности. Представление о некоем всеохватном заговоре, составленном иезуитами или франкмасонами, международными банкирами, еврейскими космополитами или коммунистами, появлялись во многих странах в современной истории (См. эссе Франца Ноймана «Тревожность и политика» в «Демократическое и авторитарное государством» (Anxiety and Politics, The Democratic and Authoritarian State, 1957); исследования параноидального стиля в Европе см. Фриц Штерн «Политика культурного отчаяния» (Fritz Stern, The Politics of Cultural Despair, 1961). и Стэнли Хоффман «Движение Пужада» (Stanley Hoffman, Le Mouvement Poujade, 1956.). Достаточно вспомнить реакцию на убийство президента Кеннеди в Европе, чтобы понять, что у американцев вовсе нет монополии на параноидальную импровизацию (Конспирологические объяснения убийства Кеннеди получили куда большее распространение в Европе, чем в Соединенных Штатах, однако же ни один европеец, насколько мне известно, не сравнится с мыслью профессора Ревило П. Оливера из Университета Иллинойса, который утверждает, что хотя Кеннеди «сослужил славную службу коммунистическому заговору», он отстал от графика для «фактического захвата Соединенных Штатов в 1963 году» и «быстро превращался в политическую проблему», а потому его пришлось застрелить. Из статьи The New York Times от 11 февраля 1964 года). Что более важно, единственный случай в современной истории, о котором достоверно можно сказать, что параноидальный стиль добился оглушительного триумфа, произошел не в Соединенных Штатах, а в Германии.

Параноидальный стиль - обыденный элемент фашизма и любого ожесточенного национализма. Впрочем, он воспринимается многими из тех, кого едва ли назовешь фашистами, а также часто прорывается в левую прессу. Знаменитые сталинские чистки включали, в как бы юридической форме, элементы разгульного и разрушительного воображения в виде упражнений в параноидальном стиле. В Америке это был параноидальный стиль оставался уделом меньшинств. Можно, конечно, сказать, что отдельные особенности нашей истории дали параноидальному стилю большее освещение и силу среди нас, чем в какой-либо другой стране Запада. Однако моей целью являются не давать сравнительные оценки, а просто показать, что параноидальный стиль вполне реален и продемонстрировать его историческую повторяемость.

Можем начать с нескольких примеров из Америки. Вот, к примеру, сенатор Маккарти в июне 1951 года говорит об устрашающей ситуации в Соединенных Штатах:

«Как можно осмыслить нашу нынешнюю ситуацию, если не признавать, что люди, засевшие на высоких постах в нашем правительстве, действуют совместно для того, чтобы ввергнуть нас в катастрофу? Это должно быть результатом великого заговора! Заговора по своему масштабу столь всеобъемлющего, что он затмевает любые прежние подобные попытки в истории человечества. Заговор бесчестия столь черного, что когда он наконец будет раскрыт, все его виновники навечно заслужат осуждение всякого честного человека… Что может получиться из этой непрерывной последовательности решений и действий, ведущих к стратегии поражения? Это нельзя назвать некомпетентностью… Законы вероятности предполагают, что хотя бы часть… этих решений должна была послужить интересам нашей страны!» (Записи Конгресса, 14 июня 1951 года; аналогичные строки в книге Маккарти «Маккартизм: битва за Америку» (McCarthyism: The Fight for America», 1952).)

А теперь вернемся на пятьдесят лет назад к манифесту, подписанному в 1895 году лидерами Популистской партии:

«Уже в 1865-66 был составлен сговор между торгашами золотом в Европе и Америке… Почти тридцать лет эти заговорщики заставляли людей ссориться из-за мелочей, покуда они с беспрестанным жаром преследовали свою главную цель… Всякое ухищрение вероломства, всякий источник государственности, всякое изобретение, известное Тайному Кабалу международного золотовалютного синдиката были применены для того, чтобы нанести удар процветанию народа и финансовой и торговой независимости страны»(Этот манифест приводится Фрэнком Маквеем в «Популистское движение» (The Populist Movement, 1896).

Политическая программа Популистской партии от 1892 года гласит:

«Огромный заговор против человечества был организован на двух континентах, и он быстро прибирает мир к своим рукам. Если не будет он встречен с силой и разом низвергнут, то станет предвестником ужасных социальных конвульсий, разрушения цивилизации, и установления абсолютного деспотизма».

Далее, из статьи в техасской газете из 1855 года:

«…известным фактом является то, что Самодержцы Европы и Папа Римский в сей самый час планируют наше уничтожение и угрожают погибелью нашим политическим, гражданским и религиозным институтам. Существуют самые веские причины полагать, что коррупция проложила себе путь в Исполнительную палату, и что глава нашей исполнительной власти запятнан заразным ядом Католицизма… Не так давно Папа отправил своего посланника в сию страну с тайным заданием, результатом которого стала невероятная наглость Католической Церкви во всех Соединенных Штатах… Подручные Папы в лицо оскорбляют наших Сенаторов, выговаривают отповеди нашим политикам, пропагандируют порочный союз Церкви и государства; гнусно клевещут на всякие власти, кроме Католических; и осыпают жесточайшими проклятиями весь Протестантизм. Католики в Соединенных Штатах получают из-за рубежа более 200 000 долларов в год на распространение своей веры. И это надо добавить к огромным доходам, которые они пожинают здесь…» (Цитируется Сестрой Павла Креста у Макграта в «Политический нативизм в Техасе, 1825-1860» (Political Nativism in Texas, 1825-1860), 1930.)

И наконец, из проповеди, прочитанной в Массачусетсе в 1798 году:

«Тайные и систематические средства были изобретены и использованы, с ревностью и живостью, злыми и искусными людьми в других странах, чтобы подорвать основания сей Религии (христианства) и низвергнуть его Алтари, и так лишить мир ее благого влияния на наше общество… Нечестивые эти заговорщики и софисты сумели вполне добиться своих целей во многих частях Европы, и бахвалятся своими возможностями завершить свои планы во всех частях Христианского мира, славят в уверенности своего успеха, и вопреки всяким противникам…» (Джедедайя Морзе, «Проповедь, прочитанная в Чарльстоне 29 ноября 1798 года», издано в Уорчестере в 1799.)

Цитаты, взятые с интервалом в половину века, отражают главную идею этого образа мысли. В истории Соединенных Штатов его можно обнаружить, к примеру, в антимасонском движении; нативистском (Нативисты - антимигрантские движения в США в XIX веке, которые противопоставляли себя как «настоящих американцев» волне католической иммиграции.) и антикатолическом движении; у некоторых ораторов, выступавших в поддержку аболиционизма, которые полагали, что Соединенные Штаты находятся под пятой заговора рабовладельцев; у многих писателей, встревоженных мормонством; у некоторых ораторов-гринбековцев (Аграрная Национальная партия США, популярная короткое время после финансового кризиса 1873 года.) и популистов, которые воображали великий заговор международных банкиров; в «разоблачении» заговора производителей боеприпасов, которые подстроили Первую мировую войну; в популярной левой прессе, у современных американских правых и по обе стороны баррикад в современных расовых скандалах, среди членов «Советов белых граждан» (Крупное движение в защиту сегрегации в 1950-х и 1960-х годах.) и Черных мусульман. Я не предлагаю попыток отследить вариации параноидального стиля, которые можно найти во всех этих движениях, и ограничусь несколькими ключевыми эпизодами прошлого, в которых этот стиль проявлялся в полном и архетипическом великолепии.

перевод, сша, хофштадтер, политика

Previous post Next post
Up