О Сенаторах и Депутатах

Jan 01, 2014 23:53


Американец все-таки вывел Мазурука из терпения.

- Советскому правительству только вами теперь и заниматься... как же! Послушай, комрад, - обратился он поласковей, пытаясь уговорить капитана, - ну, имей же голову на плечах. Тысячи миль от железной дороги. Здесь даже комары не летают: им кусать некого! А ты называешь это портом...

- Мне с летчиком говорить не о чем, - отрезал капитан. - Пусть прилетит сюда член Советского правительства.

- Да на кой он сдался вам, этот член правительства?

- Я стану говорить только с ним. И не поведу корабль, пока сюда не прилетит с неба ваш советский сенатор!

Мазурук в бессилии отступил и сказал штурману, который все это время исполнял обязанности переводчика:

- Ну... ты видел?

Штурман развел руками:

- А что делать? Осталось одно: покажись ему... Мазурук печально вздохнул. Одним движением руки он рассек на летном комбинезоне застежку "молния". Стал раздеваться. Американские матросы, давно бросив игру, глядели на русского пилота во все глаза (спор его с капитаном был для них любопытен)...

Мазурук не спеша скинул комбинезон.

Снял он и куртку.

Через голову потянул меховой жилет.

Снял и китель, бросив его на руки штурману.

Остался в свитере.

А на свитере - значок депутата Верховного Совета СССР.

- Ну вот, - устало сказал Мазурук. - Ты своего добился. Как хотел, так и вышло; я и есть член Советского правительства... Смотри сюда, а документы там! - и он показал рукой за сопку, где стояла, медленно остывая, его тяжелая "каталина".

Вряд ли когда-нибудь Мазурук видел еще человека, растерянного более, чем капитан "Винстон-Саллена". По всей вероятности, он малость ошалел от такого сказочного оборота событий. Захотел он видеть члена Советского правительства - и тот явился перед ним. Правда, капитан, не совсем точно представлял себе, что ему нужно от Кремля, и для начала попросил русской водки с русской икрой, на что Мазурук ему ответил, что ближайшие лет десять-пятнадцать ресторана на Новой Земле не предвидится...

Матросы переглядывались:

- Смотри, советский сенатор... прямо с неба!




Мазурук Илья Павлович - полярный лётчик, командир авиационного отряда Полярной авиации.

Родился Мазурук Илья Павлович 7 (20) июля 1906 года в городе Брест-Литовск (ныне - город Брест, Белоруссия). Белорус. После окончания семилетней школы работал в Орловском горкоме партии.

В Красной Армии Мазурук Илья Павлович с октября 1927 года. В 1928 году Мазурук Илья Павлович окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1929 году - 2-ю Борисоглебскую военную школу лётчиков, в 1936 году - курсы высшей лётной подготовки при 1-й Объединённой школе пилотов и механиков имени П.И. Баранова в Батайске.

С ноября 1929 года Мазурук Илья Павлович служил бортмехаником, лётчиком в строевых частях ВВС. В апреле - июне 1930 года Мазурук Илья Павлович был откомандирован в части ВВС в Средней Азии и принимал участие в боевых действиях против басмачей.

С 1932 года Мазурук Илья Павлович - лётчик, командир отряда Дальневосточного управления Гражданского Воздушного Флота (ГВФ). Одним из первых освоил ряд новых воздушных линий на Сахалине и Камчатке, трассы Северного морского пути. С октября 1936 года командовал отрядом Полярной авиации.

В 1937 году в качестве командира самолёта ТБ-3 Мазурук Илья Павлович участвовал в высадке первой дрейфующей научной станции "Северный полюс-1".

За мужество и героизм, проявленные при выполнении этого задания, Мазуруку Илье Павловичу 27 июня 1937 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. После учреждения в 1939 году медали "Золотая Звезда" Герою вручена награда с № 39.

C апреля 1938 по июль 1941 года - заместитель начальника Управления Полярной авиации Главсевморпути. В 1939 году окончил Курсы усовершенствования командного состава при Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского.

Участник советско-финляндской войны 1939-1940 в январе - марте 1940 года, командир отдельной авиационной эскадрильи бомбардировщиков ТБ-3 при командующем ВВС 8-й армии; выполнил несколько боевых вылетов.

Участник Великой Отечественной войны: с июля 1941 - командир 2-й авиационной группы ВВС Северного флота; совершил несколько боевых вылетов, в том числе возглавил первый массированный удар советских ВВС по базам германского флота в Варангер-фьорде. В декабре 1941 года назначен заместителем начальника Главсевморпути при Совнаркоме СССР, руководил авиацией Главсевморпути. С августа 1942 - начальник Управления Красноярской воздушной трассы, с июня 1943 Мазурук Илья Павлович - командир 1-й перегоночной авиационной дивизии, руководил перегоночной трассой из Аляски в СССР (Красноярск) для поставок по ленд-лизу американских самолётов. Лично перегнал 50 боевых самолётов.

С июня 1944 года - вновь заместитель начальника Главсевморпути при Совнаркоме СССР и одновременно - начальник Управления Полярной авиации. С марта 1947 года - заместитель начальника Научно-испытательного института ГВФ. С ноября 1949 года Мазурук Илья Павлович - начальник лётной инспекции - заместитель начальника Управления Полярной авиации Главного управления Главсевморпути при Совете Министров СССР.

С февраля 1953 года - в отставке, но ещё много лет продолжал работать в Полярной авиации Главсевморпути, совершил 254 полёта на дрейфующие станции. В 1955-1956 годах - командир лётного отряда первой Советской Антакртической экспедиции. В январе 1956 года Мазурук Илья Павлович первым в мире осуществил посадку самолёта Ан-2 на вершину айсберга в Антарктиде.

Депутат Верховного Совета СССР 1-2 созывов (1937-1950). Жил Мазурук Илья Павлович в городе-герое Москве. Умер Мазурук Илья Павлович 2 января 1989 года. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище (участок 1).

Мазурук Илья Павлович -генерал-майор авиации (5.07.1946). Награждён двумя орденами Ленина (1937, 1947), тремя орденами Красного Знамени (1940, 1944, 1949), тремя орденами Отечественной войны 1-й степени (1944, 1945, 1985), двумя орденами Трудового Красного Знамени (1940, 1947), тремя орденами Красной Звезды (1935, 1940, 1945), медалями, иностранными наградами.

Авиация, Арктика, История, ЛЮДИ, Память

Previous post Next post
Up