В Санкт-Петербурге появились новые площади для хранения экспонатов Эрмитажа
14 декабря 2012 года в Петербурге сдана вторая очередь фондохранилища Государственного Эрмитажа. Торжественная церемония подписания акта приемки и перерезание ленточки состоялась в Реставрационно-хранительском центре в Старой Деревне.
В церемонии приняла участие вице-премьер РФ Ольга Голодец. Она напомнила, что Эрмитаж является основным музеем страны, ее сокровищницей. "Запасники Эрмитажа теперь будут доступны для россиян и гостей страны. Это новые технологии в развитии музейного дела. Это фондохранилище одно из лучших в мире", - отметила Голодец.
Особенностью второй очереди является инженерная система: потребовалось для каждого помещения создать особый микроклимат. В соответствии с хранящимися экспонатами, регулируется влажность и температура залов. Кроме того, предусмотрена безводная система пожаротушения - специальный газ вытесняет кислород, пламя исчезает. И на сегодняшний день в фондохранилище самая надежная система безопасности.
Вторая очередь включает шесть корпусов. Среди них доминанта архитектурного комплекса - золотого цвета здание, гранитный портал которого украшен изображениями онежских и беломорских петроглифов. С фасада фондохранилище выглядит как золотой сундучок. Это не единственное оригинальное цветовое решение архитекторов: коридоры и транспортные узлы каждого этажа этого корпуса имеют свой цвет в соответствии с палитрой радуги.
С открытием новых корпусов, площади для хранения получат отдел археологии Восточной Европы и Сибири, отдел античного мира, востока, истории русской культуры и отдел западноевропейского прикладного искусства.
Как отмечают сотрудники фондохранилища, помещения второй очереди в большей степени предназначены для реставрационных целей. Так, в одном из залов уже заканчивается процесс реставрации кареты XVIII века, которая пострадала при бомбежке времен ВОВ.
Кроме того, вторая очередь включает выставочно-лекционный корпус, где располагаются два большепролетных, двухсветных выставочных зала с аванзалами, общей площадью 1 тыс. кв. м, и лекционно-концертный зал на 240 мест.
«Сегодня в эксплуатацию введено 50 тыс. кв. метров площадей. Все, что мы видим вокруг, послужит для реставрационных работ и выставок», - рассказала Ольга Голодец. Лично для нее экскурсию по корпусам провел сам Михаил Пиотровский.
Вначале гость попадет в первый зал корпуса B. Он наполнен иконами и предметами малоизученного церковного искусства. Свет в зале приглушен, и даже пахнет чем-то похожим на воск от церковных свечей. По левую сторону можно увидеть Смоленские фрески XII века. «По археологии самые ранние, которые мы имеем», - уточняет Евгения Семенова, менеджер Эрмитажа.
«Не становитесь, пожалуйста! Иван Грозный по этому полу в детстве ходил!» - Евгения Семенова бросилась защищать розоватые напольные плиты XVI века, расположенные в центре зала, к которым прильнули журналисты. Она уже отчаялась пресечь видео- и фотосъемку и пыталась только добиться того, чтобы экспонаты хотя бы не потоптали.
Внутренняя обстановка фондохранилища весьма минималистична. Спустившись по узкой лестнице на третий этаж, попадаешь в «сердце» здания - перед глазами раскрывается тысяча квадратных метров светлых, просторных застекленных коридоров, просматриваемых насквозь. Это отдел русской культуры. Здесь находится и знаменитая коллекция русской мебели Эрмитажа, основанная еще Екатериной II. В корпусе хранятся 2,5 тысяч экспонатов.
Деревянные и металлические стеллажи различных форм оборудованы таким образом, что позволяют содержать мебель любых габаритов. «А вот и секретер Александра III, - Семенова указывает на компактный темно-ореховый письменный стол, - раньше он стоял в Ливадийском дворце».
«Мостик Кулибина» тоже находится здесь. Ажурный, легкий, он - последнее воспоминание о проекте моста через Неву, который должен был быть выполнен с помощью решетчатой фермы еще в XVIII веке... Мост так и не построили. А технология была запатентована американцами спустя лет 50 после кулибинского проекта. «Так что Россия и здесь была первой», - добавляет Евгения Семенова.
Коридоры «Шпалерного театра» плавно перетекают в отдел «Восток», наполненный турецкими шатрами, а из него можно попасть в двухярусный Каретный сарай. Благодаря такой конструкции здесь можно разместить не только кареты Александра I, Александра II и Николая I, но и седельную упряжь. Доминантой в зале выглядит мощный, золоченый коронационный экипаж Екатерины II, не так давно прибывший с очередной выставки.
Не так давно на всей территории были смонтированы новые осветительные приборы. «Они более экономичны, дают естественный, холодноватый свет, который благоприятен для экспонатов», - уточняют технические подробности сотрудники Эрмитажа.
Впрочем, Эрмитаж не собирается останавливаться в своем развитии. Вскоре будет запущено строительство и третьей очереди фондохранилища. Если на первые две ушло около 4 миллиардов рублей, тот тут ставки возрастают.
«Государство выделяет дополнительно 7,4 миллиардов рублей на строительство следующей очереди. Фактически, площадь Эрмитажа будет удвоена. Это самый большой подарок: будут приведены в порядок сокровища Эрмитажа, над которым сегодня работают реставраторы», - сообщила Ольга Голодец. Как впоследствии выяснилось, Михаил Пиотровский уверен, что таких денег музей бы не получил, если бы не грядущее 250-летие.
Точных сроков нового строительства называть никто не берется. Однако конкурс на проект состоится уже в 2013 году. Основная идея комплекса, по словам российского вице-премьера, это сочетание профессиональной реставрационно-исследовательской работы с открытостью для населения. Предполагается, что после введения третьей очереди Эрмитаж сможет довести число посетителей с 2,8 млн человек до 6 млн, что при сегодняшнем положении музея физически невозможно.
«Перед нами стоит задача, чтобы каждый россиянин хотя бы раз в жизни побывал в Эрмитаже», - подчеркнула Ольга Голодец.
http://sdelanounas.ru/blogs/26391/