Маше Хитриковой, памяти

Mar 05, 2012 04:15

"С двух концов я жгу свою свечу,
Не жалея плоти и огня.
Чтоб, когда навеки замолчу,
Близким стало скучно без меня..."



Маша Хитрикова. Талантливая альпинистка, спортсменка. Всё, что о тебе можно узнать - здесь.
В 12 лет ты уже первый раз поднялась на Эльбрус, а я только съездил в Орлёнок, и думал о дзюдо, лыжах, учёбе, но только не об альпинизме. В шестнадцать ты уже была на пике Ленина, а я только заканчивал учёбу, и превращался в какого-то спортсмена. В семнадцать - Ама-Даблам. А я - пил с одногруппниками, и первый раз взошёл на Эльбрус, это было начало. Тебе восемнадцать - и ты на Хан-Тенгри, а я первый раз на альпсборах, первый раз увидел Безенгийскую стену, первый раз захотел почувствовать высоту. В девятнадцать - ты на пике Корженевской! До Снежного барса - Коммунизма и Победа! А я постепенно начинаю обучаться альпинистским навыкам и нахождению в горах.
В своё двадцатилетие ты и познакомилась со мной. Бежать на Эльбрус... Вот до чего я дорос к этому времени, первый раз, и море драйва, а ты уже настолько опытная альпинистка, что даже не удобно... Потом, летом, Узункол, и ты мочишь пятёрки, а я лезу свою первую четвёрку...
2011 год. И что я узнаю! Ты поднялась на два восьмитысячника! Практически подряд! Да, на два самых низких, но какое это имеет значение? На восемь тысяч метров. Это было начало твоего нового этапа, начало великих восхождений на высочайшие вершины мира. Ты так любила высоту.
И вот, 2012 год. Тебе ещё нет двадцати двух. Тебе двадцать один год. Но теперь... Теперь... Теперь я могу только вспоминать тебя, восходя на очередную высокую и серьёзную, на мой взгляд, вершину. Теперь тебе будет двадцать один год всегда.

А помнишь как, будучи на Эльбрусе, ты увидела мою шапку, с Токсовского марафона, и захотела себе - ты ж у всех парней красивые шапки коллекционируешь. А я сначала, сомневался, мы ж мало друг друга знали, да и шапчонка удобная... Потом отдал. К счастью. Потом поддерживал тебя, уже спускаясь с вершины, и видя, как ты мчишься к своему серебру в той гонке, уже заранее проклиная американку Киммел, за её прыткость...но с улыбкой на губах. А потом смеялись вместе, пили с ней, после гонки.

Только ты называешь меня зайцем... Зайцем, за то, что я выиграл этот долбанный кросс, "Мартовский заяц", и поехал бесплатно на Эль. И всегда так потом называла, ещё и на Эле сказала, улыбнувшись..."ааа, это и есть тот знаменитый заяц..." Только из-за тебя меня так называют "наши" киргизы и общие знакомые...

Я ещё так горд был, когда написал тебе, что вроде летом попытаюсь на пик Ленина взойти, так горд... А ты написала, что поедешь на Гашербрумы. И что мой пик Ленина тогда? Да что вообще мои горы? Что вообще я сходил? Что я сейчас за альпинист? Да ничего, так, немного погулял летом, ну, лучше ты расскажи, как ты, как съездила, ну, рассказывай...

А в Узунколе-то, в Узунколе... рассказываешь мне про вашу пятёрку в районе Далара, и говоришь, мол, вся переочковала... А я сижу, киваю, и ни капли не верю. Как ты можешь бояться вообще? Да можешь, можешь...

Маша, ну, как так получилось, что на нашем с тобой родном Эльбрусе ты осталась? Бежали, восходили как новички, восходили как разрядники, восходили как что-то знающие альпинисты, восходили как гиды, и помогали другим - и ты, и я. И я уже давно считал Эльбрус "родной мне горой", домашней такой, уютной. Хотя и пару раз испытал ветра.
Теперь он другой для меня. Теперь я не знаю, как буду смотреть на него, как буду восходить, зная, что он забрал тебя. Забрал у нас. Читаю строки на Риске "они были сильно подавлены и готовы умереть...", и не верю, не верю. Да такого просто не может быть. У тебя всегда был и дух, и воля к жизни. Как у меня, и даже больше. Да никто не верил, все просто знали, что ты вытащишь и себя, и того, второго, которого до сих пор не могут найти где-то на склоне коварного Эльбруса.
Получилось иначе.

Я никогда не забуду твою улыбку Маша, твою внутреннюю и внешнюю силу. Твой укрАинский говор. И твои настоящие голубые глаза. Рисуй нам радугу. Теперь в душе пустота, и нечем её заполнить. Ты была великим спортсменом, прожила очень ярко и согрела нас своим коротким огнём... Покойся в мире, Дорогой Друг.

"Снова с погодой какие-то фокусы:
Медленный дождь, словно тягостный сон.
Из-под земли рвутся синие крокусы -
Видно и вправду окончен сезон..."

Основной пост и краткие события















Маша Хитрикова, горы, планета людей, Эльбрус 2010

Previous post Next post
Up