Болезнь орнаментализма

Sep 22, 2012 01:30





Писатель Борис Чиндыков пишет о чувашской культуре:

"Вся чувашская культура идет ложным путем. Мы заболели болезнью орнаментализма. Вы, наверное, часто видите девушек в чувашских костюмах на официальных встречах. Но за этими костюмами ничего нет, обычно их надевают только для того, чтобы спрятать пустоту. Было бы намного лучше, если бы чуваши ходили в американской одежде, но говорили бы при этом по-чувашски".

О национализме:

"В России люди обычно воспринимают национализм как что-то очень плохое. Я же считаю так: национализм - это только политический инструмент, как нож, как топор. Топором можно выстругать полезную вещь, а можно и жену убить. Но в этом нельзя винить топор, нельзя говорить, что топор - вредная штука".

О "русском вопросе" в Чувашии:

Сейчас чувашских националистов много обвиняют, будто они хотели всех русских выгнать. Но обвинители забывают о том, что в начале 1990-х в республике был проект Закона о гражданстве. И там был пункт: кто к моменту принятия этого закона жил в Чувашской Республике, тот автоматически становился ее гражданином. Не по крови, не по знанию языка, а именно автоматически. На мой взгляд, это был лучший вариант из возможных. Так что все обвинения в притеснениях русских - это ложь, сказка, миф.

Помню, как депутаты из Алатырского района (в основном русского по национальному составу - ред.) очень противились принятию Декларации о суверенитете Чувашии. В местной газете начали большую кампанию против республики. Алатырь собрался выходить из состава Чувашской Республики, это был такой античувашский сепаратизм.

Я в это время работал консультантом в комиссии Верховного Совета по межнациональным отношениям... пригласил меня туда Атнер Петрович Хузангай, в то время председатель комиссии. Заместителем его был скульптор Федор Мадуров, мы с ним работали в одном кабинете.

Когда началась история с Алатырем, у нас возник спор. Мадуров говорит: пусть сначала отдадут нам Ульяновск (один из традиционных центров чувашского народа - ред.), чтобы мы сделали там столицу, а потом пусть уходят. Я возражал: зачем ты так говоришь? Ульяновск - это один вопрос, Алатырь - другой, не нужно их связывать. Если они хотят отсоединяться, пусть так и делают.

Потом была дискуссия, и в споре с алатырскими депутатами слово взял Хузангай. Его все знали как абсолютно честного человека, который никого не продаст, никому зла не пожелает... У него был - да и сейчас есть - очень высокий моральный авторитет. И Хузангай сказал алатырцам: хотите выйти - выходите, это ваше право. Нам без разницы, кто вас возьмет - Мордовия ли, Ульяновская ли область… После этого все споры прекратились.

Я иногда вспоминаю об этом эпизоде, когда задумываюсь о причинах сепаратистских конфликтов в мире. Если бы люди говорили в таких ситуациях "Это ваше право", то и войн было бы меньше.
Остальное - по ссылке: http://www.irekle.org/articles/i13.html
Previous post Next post
Up