"Философ считает, что математик мыслит прямолинейно, а математик считает, что философ вообще не мыслит" - такой фразой поделился
angels_chinese в комментариях к предыдущему посту.
Это конечно слишком категоричная фраза - если её слишком буквально воспринимать. Но, но, но - сколько раз приходилось слышать утверждения об "ограниченности научного подхода", "прямолинейности", "твердолобом позитивизме" и так далее от людей, которые имеют о науке, математике, теории познания представление не большее, чем те, для кого "Эйнштейн доказал что всё относительно" - о ТО.
Ознакомившись с
тем шизофреническим диалогом, моя прекрасная Юлия заметила, что в школе у неё математику преподавали как раз таким образом: интересно было только в те редкие разы, когда всё скатывалось к такому вот полумистическому гоневу про четырёхмерных существ и "параллельные пересекаются".
Похоже, получается примерно так. Мало кому везёт наткнуться на интересные книги и талантливых преподавателей, которые познакомят с математикой, физикой и с естественными науками как с инструментами мышления и познания, как с интересной, красивой и чертовски полезной и плодотворной игрой. В итоге доступными "нахаляву" остаются в основном два варианта. Либо воспринимать всё это как бессмысленный набор мёртвых знаков, а уроки математики или физики - как кафкианские процедуры насилия над умом. Либо - при определённым образом развитом поэтическом таланте - проецировать на это всякие смутные переживания, и в первую очередь - вот это сладкое ощущение загадки
"На ноль делить нельзя, а то получится бесконе-е-е-чность... ах, захватывает дух... корень из минус единицы... Параллельные вроде на то и параллельные, что не пересекаются - а Лобачевский же доказал... credo qua absurdum est... кот шредингера... время - это четвёртое измерение! офигеть... наблюдатель влияет на наблюдаемое, ооо, это как матрица... а теорема Гёделя-то... выходит ничего не знаем, выходит всё вообще матрица, ни фига себе"- ну и так далее.
То есть непонимание вызывает либо устало-эмоциональное неприятие (у большинства, как я понимаю - поэтому "математику терпеть не могут"), либо поэтическо-гипнотическое очарование (а тут прямая дорога к шизотерике, о чём я подробно писал тут
http://ibsorath.livejournal.com/242175.html и тут
http://ibsorath.livejournal.com/51036.html )
Как жаль, что могучую силу этих символических систем и их удивительную красоту мало кому свезёт понять. И это не их вина, а беда.
PS. На всякий случай замечу - я ничего не имею против некоторого элемента очарования и "лёгкого мистицизма" в популяризирующий литературе по математике/теорфизике. Талантливый автор умеет очаровать странностями математической игры - но потом растолковать что к чему, и научить пользоваться этими штуками, а не просто в немом изумлении открывать рот. Чудесные книги Гарднера, или
"Геометрическая Рапсодия", или начпоп о современной физике в моём детстве работали именно так, и я бесконечно (sic!) благодарен их авторам).